Александр Якушев: «Истинное счастье – соприкасаться с музыкой»
Главный редактор журнала "ЭГОИСТ"
Член Союза журналистов России
28 октября 2025 года в «Чаплин-Холле» состоится 2-я «Ассамблея джаза России» – фестиваль, президентом которого является уникальный петербургский скрипач Александр Якушев. Накануне этого события мы поговорили с маэстро о том, как классик с консерваторским дипломом нашел себя в джазе, почему для него так важна «музыка истинных эмоций» и по какому принципу он отбирает артистов на фестиваль. Ответы оказались гораздо глубже простых рассуждений о музыке – это целая философия жизни, построенная на уважении к традициям и бесконечной любви к позитиву.
Александр Сергеевич, вы уникальный музыкант, выпускник Оркестрового факультета Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, участник крупнейших концертных проектов с участием Тамары Гвердцители, Френсиса Гойи, Иосифа Кобзона и… все и не перечислить. Но если обернуться назад, давайте вспомним – как музыка пришла в вашу жизнь?
Александр Якушев. Как и во многих семьях, это было желание моих родителей, чтобы ребенок занимался музыкой. Они привели меня в музыкальную школу № 2 Куйбышевского района Ленинграда, которая располагалась на углу улицы Социалистической и улицы Правды. В тот момент там работали очень интересные молодые преподаватели, и был яркий состав учеников, из которых действительно получились настоящие музыканты.
Вначале меня отдали на фортепиано, но директор школы Евгений Давыдович Могилевский сказал, что мальчик должен играть на скрипке. После этого мой отец заявил, что забирает документы, слышать скрипку в доме он не хочет. Но мама все-таки настояла, и я попал в класс Ирины Михайловны Леоновой, которая сейчас жива-здорова, слава Богу, и с которой мы поддерживаем теплейшие человеческие отношения с 1965 года.
Скрипка очень сложный инструмент, требующий идеального слуха и упорных занятий. Было ли у вас в детстве ощущение, что вы жертвуете чем-то, например, общением с друзьями, шалостями, беззаботной игрой со сверстниками во дворе, ради музыки? Или скрипка с самого начала была в радость?
А. Я. Когда что-то происходит в событийном плане, в детстве это всегда воспринимается с большим интересом. Поступление в музыкальную школу сопровождалось искренними эмоциями, окружением чудесных людей в этом месте и в это время. Но честно скажу, что меня гораздо больше занимал футбол, и в процентном отношении, я думаю, спортивная тема побеждала с большим преимуществом. Я хотел быть футболистом, потому что все получалось как бы само собой. Однако мой преподаватель Ирина Михайловна, которая фактически стала мне как вторая мама, она влияла на меня в резонансе так, что я не мог подвести ее как близкого человека, которым она для меня являлась. Надо было все успевать. Хочешь быть спортсменом – пожалуйста, успевай, хочешь быть музыкантом – пожалуйста, выполняй все условия.
И все-таки музыка победила…
А. Я. Музыка на тот момент, когда надо было выбирать, уже становилась тем пространством, тем содержанием, которое определяло по факту следующие годы в развитии меня как личности. И вот это ощущение, что я не должен подвести никого – ни родителей, ни учителей, ни себя, ни саму музыку, – двигало вперед.
Осознание того, что музыка может стать вашей профессией, как оно пришло? Может быть, какое-то событие стало триггером для этого понимания?
А. Я. Наличие талантливых молодых учеников в этом процессе, конечно, являлось триггером. И, конечно, преподаватели – тоже очень яркие, воспитавшие большое количество талантливых музыкантов, в будущем известных. Попадание в нужное место показало мне, что мир настолько разнообразный и мощный, что отступать нельзя. Это очень интересно! И испытание себя самого, на что ты способен, и как на тебя оказывают влияние талантливые люди, которые сразу же стали появляться вокруг, что вызывало ощущение уважения, радости за эту жизнь, и огромное желание участвовать в этом во всем.
Невольно хочется спросить, кто с вами учился из «молодых и талантливых». Может быть, кого-то из преподавателей хотели бы вспомнить?
А. Я. Много ребят… Если из близких по возрасту – Игорь Романюк, который много лет проработал концертмейстером Михайловского театра в Санкт-Петербурге, Мария Сафарьянц – скрипачка, художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». В консерватории их количество значительно приумножилось. К примеру, мы учились с Леонидом Клычковым – концертмейстер первого состава Санкт-Петербургской филармонии, оркестра Темирканова.
Коль мы коснулись консерватории, а как мы могли ее не коснуться, если вы в ней учились и успешно закончили, с каким чувством вы вспоминаете годы учебы в консерватории? Есть тот, кто оказал наибольшее влияние на ваше становление как музыканта?
А. Я. В консерватории был очень высокий уровень профессионального образования. Нам преподавали Михаил Вайман, Борис Гутников, Марк Комиссаров – люди, которые составили блестящее послевоенное поколение скрипичной школы Петербурга. А скрипичная школа Петербурга – это школа Леопольда Ауэра – человека, который создал эту школу, ученики которой уже были преподавателями и профессорами у людей, которых я перечислил. И эти традиции настолько высоки, неоспоримы и содержательны, что скрипичная школа Санкт-Петербурга и сегодня является одной из самых ярких и выдающихся не только в России, но и в мире.
Можете пояснить: петербургская школа и московская школа – в чем отличие? Как это понять, почувствовать?
А. Я. Санкт-Петербург был столицей Российской империи, когда Антон Григорьевич Рубинштейн в 1862 году открыл здесь первую русскую консерваторию, для работы в которой приглашались самые лучшие, выдающиеся европейские музыканты. Трудно провести четкое отличие. Мне видится, что в Петербурге музыканты более ярко выражают чувства в музыке, то есть тонкие изгибы эмоций, которые переданы композиторами в свои партитуры, в свои произведения. В Москве очень сильный технический уровень, настоящая фабрика талантов. Всему есть свое место. Когда это помогает одно другому, получается великое российское искусство, которое мы знаем сегодня.
Думаю, что вы абсолютно правы в плане того, что Петербург более ярко и чувственно выражает эмоцию, которую хотел передать композитор. Во всяком случае, каждое ваше выступление – это всегда ярко, и всегда от вас исходит немыслимый поток позитивной энергии, рождаемый во многом виртуозным владением инструментом. Почему именно скрипка стала вашим верным другом? И как и почему вы от классической скрипки пришли к электроскрипке и работе в стилистке популярной музыки?
А. Я. Я хочу подчеркнуть, что я получил в Санкт-Петербурге полное музыкальное образование – классическое, академическое образование, у меня были прекрасные педагоги. В то же время в процессе учебы я пытался заглядывать в альтернативные варианты творчества, в частности, в эстрадно-джазовую музыкальную традицию. Еще учась в консерватории, я пришел в коллектив Виталия Борисовича Понаровского, отца известной певицы Ирины Понаровской, который по образованию был виолончелист, но основная его деятельность была связана как раз с эстрадной джазовой музыкой. Там я пытался получить опыт того музицирования, которое меня, честно говоря, очень волновало. Я испытывал большую потребность в позитивном наполнении жизни.
С огромным уважением относясь к великой классической музыке, которая дает основу любому музыканту, мне было необходимо, чтобы тот позитив, который присутствует на нашей земле, реализовывался всегда и везде. При том, что жизнь очень непроста, она стоит на законах, о которых говорят вечно, о которых пишут вечно, о которых думают и разговаривают, обсуждают и, кстати говоря, выстраивают искусство на противоречиях, на коллизиях, на драме, на трагедии и на настоящем счастье. Мне всегда казалось, что мне нужно, чтобы тот божественный позитив, который существует на нашей земле, реализовывался больше, чаще и ярче.
И в какой-то момент вы пришлю к джазу. Или джаз пришел к вам? Как лучше сказать в вашем случае?
А. Я. В начале 80-х мне посчастливилось встретиться с легендарным петербургским барабанщиком Валерием Мысовским, чей портрет висит у Давида Семёновича Голощёкина в Джазовой филармонии, одним из основателей джазовой традиции в нашем городе. И для меня начался практический опыт игры на джазовых фестивалях, и я чувствовал, что это как раз то, что очень сильно совпадает с моим мироощущением.
Александр Сергеевич, откуда артист черпает энергию для творчества и работы? Вот лично для вас заряд энергии – это общение с музыкантами, с профессионалами или общение с залом?
А. Я. Талантливые композиторы и исполнители дали такую благодатную почву для зарядки, что уже этого достаточно – больше ни от кого заряжаться не требуется, все уже есть. Надо двигаться дальше!
В прошлом году, в мае 2024 года, в легендарном петербургском клубе «Джаггер» прозвучала первая «Ассамблея джаза России» – ваш новый проект с другом и единомышленником, директором компании «Супротек» Сергеем Зеленьковым. Вы являетесь президентом фестиваля. И вот уже 28 октября 2025 года в театре-ресторане «Чаплин-Холл» состоится 2-й фестиваль «Ассамблея джаза». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, по какому принципу вы формируете программу, как отбираете артистов. И как вы видите будущее фестиваля?
А. Я. Джаз, которому три года назад исполнилось 100 лет в России, сейчас по-настоящему популярен. И он не может быть не популярен, потому что это очень живая музыка, которая не обманывает человека, которая сопровождает человека настоящим содержанием, и это искусство помогает человеку оставаться человеком всегда в любой ситуации. Это чудо, которое мы наблюдаем и ощущаем здесь и сейчас.
Участников на фестиваль «Ассамблея джаза России» я отбираю по тому же принципу, что я уже говорил выше: для меня очень важен позитивный аспект музыкальной культуры. Как я вижу, люди, способные дарить этот позитив, не так редко являются людьми, как бы сказать, не обремененными какими-то реальными проблемами, и в то же время они этот позитив дарят слушателям, дарят аудитории. Я приглашаю музыкантов, обладающих этой способностью – дарить счастье людям прямо сейчас, вот в этот момент.
И поэтому, отдавая должное традиции, я снова пригласил Джаз-бэнд Федора Кувайцева, чтобы они открыли наш вечер, чтобы они напомнили, с чего все начиналось. В то же время 28 октября в «Чаплин-Холле» мы услышим и очень молодое трио 15−16-летних ребят IZI TRIO Анны Зеленовой, которые получают первый опыт выступления на большой сцене. Я случайно их услышал на вечере у Сергея Прохорова, который будет у нас ведущим в этом году. Порадовался, что ребята уже резонируют как настоящие музыканты, что в поколении молодых ребят растут личности. И они очень технически одаренные, знают, что надо делать как джазовому музыканту, понимают, как надо обращаться с гармонией.
Еще 30 лет назад это была большая проблема. Но надо отдать должное, сегодня у нас в Санкт-Петербурге работает очень хорошая образовательная школа: это и Санкт-Петербургская детская школа искусств имени И. О. Дунаевского, и Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского, где есть великолепное джазовое отделение, которое стартовало еще в 1975 году, находясь в училище Римского-Корсакова, и уже воспитало большое количество великолепных джазовых музыкантов.
Мы пригласили на фестиваль Егора Криштофика. То, что он поет и как он поет, вызывает восхищение и уважение к тому, как правильно сохраняется высокая человеческая природа в джазовом вокале. Он будет петь три произведения Фрэнка Синатры и еще пару произведений, похожих по жанру.
С нами снова, как и в прошлом году, будет неподражаемый кубинский певец Джунко, вызвавший у публики настоящий восторг с трио Нины Качановой. Впервые на нашем фестивале выступит участница проекта «Новая звезда», джазовая певица TaninaL’Odore (Татьяна Силодорова. – Прим. автора), исполняющая латиноамериканскую традицию: яркие эмоции, краски, душа нараспашку. Зрители также увидят очень такой необычный, очень приятный и очень свежий по восприятию коллектив «Вера Егорова & The Big Buddy Band». Вера – человек эмоциональный, мастеровой на сцене, по-настоящему открытая душа, молодая, эксцентричная. Реализует этот вокальный проект с очень хорошими музыкантами, причем аккомпанементы написаны абсолютно в джазовой традиции. Это популярная музыка в джазовом исполнении. Я думаю, что это еще один праздник для наших зрителей. Незабываемое шоу молодой актрисы и певицы.
Что мы услышим и увидим в вашем исполнении?
А. Я. Я буду играть в трио Сергея Татаринцева и выступлю со своей программой «Джазовая скрипка», с музыкой истинных эмоций.
Александр Сергеевич, совершенно не сомневаюсь, что эмоций, как всегда, будет много, и самых позитивных, и ярких. После одного из ваших выступлений несколько лет назад в стенах Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов с программой «Вместе» один из зрителей, студент университета, находясь под впечатлением от вашего концерта, сказал: «Он либо талантливый режиссер или просто гений». Так кто вы, Александр Сергеевич Якушев, талантливый режиссер, виртуозный скрипач или просто гений?
А. Я. Прежде всего я его хочу поблагодарить. И хочу сказать, что истинное счастье как раз в этом месте, в этот момент – соприкасаться с музыкой, и больше ничего. Если это кому-то нужно – это настоящее счастье. У замечательной новосибирской поэтессы Людмилы Абзаевой, есть стихотворение «Музыка»:
Мы в словах порой необузданны,
Обижая или греша.
Вместо слов остается музыка
Безграничная, как душа.
Эти взлеты тоски неистовой
Как падение с высоты,
Невозможное счастье выстрадать
И без страха сжигать мосты.
И смычок, страданьем разбуженный,
Нам себя обрести помог.
Мы разъяты с тобой на музыку.
Выше музыки только Бог.
Когда я работал с музыкантами на репетициях, я говорил, что мы с вами сейчас имеем счастье во время нашей игры, хотя бы на мгновение соприкасаться с ним.
