Алексей Смоленцев: «Есть такое ощущение, что все потрясения, которые могли случиться, уже случились»
Журналист, обозреватель
Кто в сегодняшних условиях на рынке недвижимости ее покупает, наблюдается ли дефицит новых проектов, ждать ли снижения ключевой ставки или покупать сейчас, как за пять лет сделать агентство одним из ведущих на рынке, «ЭГОИСТ» поговорил с владельцем и генеральным директоров агентства «ЛИМОН Недвижимость» Алексеем Смоленцевым.

Алексей Андреевич, в таком нестабильном рынке, когда рыночная ставка по ипотеке примерно 25%, ипотеку с государственной поддержкой для всех граждан отменили, – кто вообще сейчас покупает квартиры? Как живет рынок недвижимости сегодня и чего нам ожидать в ближайший год в сегменте бизнес- и комфорт-класса?
Алексей Смоленцев. Во все времена, вне зависимости от ключевой ставки, от разных государственных программ, люди рожают детей, люди женятся, люди разводятся, люди съезжают от родителей – во все времена все изменения в жизни людей сопряжены с покупкой или продажей недвижимости, с решением жилищного вопроса. А еще иногда людям выплачивают премии, волею судьбы приходят деньги, откуда их совсем не ждешь, у людей появляются накопления, и очень часто они принимают решение вложить их в бетон, в недвижимость, в квадратные метры. Поэтому кто покупает сейчас квартиры? Те же самые люди, кто покупал их и раньше: петербуржцы, люди, переезжающие в Петербург на постоянное место жительства, люди, инвестирующие в Петербург.
Конечно, помогает нам еще то, что Петербург – это второй город России, третий город Европы по численности населения после Москвы и Лондона. И самый большой город Европы – не столица. Это всё Санкт-Петербург. В таком большом городе недвижимость всегда так или иначе движется. Поддержка государства в виде семейной ипотеки под 6% годовых только дополнительно стимулирует рынок и покупателей приобретать недвижимость в Санкт-Петербурге. Поэтому рынок недвижимости в Петербурге сегодня живет вполне себе хорошо: сделки есть, сделки проходят, какого-то спада не наблюдается, и ближайший год тоже ничего особенного я не ожидаю, потому что есть такое ощущение, что все потрясения, которые могли случиться, уже случились.
Агентство «ЛИМОН Недвижимость» работает с ведущими застройщиками Санкт-Петербурга. Какие у них настроения? Не столкнемся ли мы с дефицитом предложения на фоне сокращения стартов продаж новых проектов?
А. С. В агентстве «ЛИМОН Недвижимости» в шоке от происходящего на рынке в части количества стартов продаж. Многие давали прогнозы, что на фоне нестабильной экономики застройщики будут тормозить с вводом новых проектов. Но что происходит на самом деле? Пример. Один ведущий застройщик как раз в сегменте бизнес-класса в 2019 году объявил о покупке большого участка земли в Невском районе. И все ждали старт в 2019 году, в 2020-м, в 2021-м, в 2022-м. В итоге вот он – стартует в 2025-м! Сейчас практически несколько раз в месяц мы проводим обучение менеджеров по новым стартам продаж. Старты выходят один за другим.
На юге города – город-спутник Южный – проект на 130 тысяч жителей по площади застройки, равной Васильевскому острову с новыми территориями. Сейчас он уже стартанул, идут продажи. На севере города анонсировано продолжение развития территории Каменки. Сейчас идет большая дискуссия о том, что застройщик, который осваивает эту территорию, хочет попробовать убедить городские власти дать ему разрешение на строительство 60-этажных башен, но в Санкт-Петербурге запрещено строить дома выше 25 этажей. Это проект – если по московскому сценарию, чтобы были не длинные 25-этажные дома, а 60-этажные башни. В Приморском районе стартуют проекты, рассчитанные на сотни тысяч жителей. На Матисовом острове началось строительство большого проекта от ЛСР с площадью застройки более 12 тысяч квадратных метров. В общем, очень много и проектов комплексного освоения территорий, и точечных проектов.

Что бы вы посоветовали сегодня тем, кто заинтересован приобрести недвижимость эконом- и комфорт-класса в инвестиционных целях, и тем, кто планирует покупку недвижимости для своего проживания?
А. С. Первый совет. Если у вас есть дети до семи лет и вы подходите под семейную ипотеку – надо этим точно воспользоваться. Скорее всего, такие условия будут со временем пересматриваться, и не в лучшую сторону для покупателя. Второй совет для тех, кто хочет вложить свои средства в недвижимость. Если вы не подходите под семейную ипотеку, но имеете какие-то накопления, вам желательно зафиксировать цену на какой-либо объект недвижимости, потому что есть большая доля вероятности, что цены в будущем, по мере снижения ключевой ставки, будут расти, и, возможно, стремительно.
Сейчас очень много разных вариантов покупки квартиры в рассрочку от застройщиков, где вы можете внести примерно 20% от стоимости квартиры и зафиксировать цену навсегда. Если завтра цены вырастут на 20–30%, а это не исключено, у вас будет уже зафиксированная стоимость квартиры, а вносить деньги за эту квартиру вы можете в течение нескольких лет, не снимая их со своих счетов, не закрывая вклады или хотя бы просто не спеша их подкапливая, чтобы внести следующий платеж по рассрочке. Отталкивайтесь от своих потребностей, подумайте, что вам нужно, и уже потом подбирайте, проходя все пять стадий принятия решения – от отрицания до принятия.
То есть ваш совет в том, что не стоит ждать снижения ключевой ставки и покупать сегодня на тех условиях, которые есть?
А. С. На сегодняшний день стратегия подождать еще ни разу не сработала. Снижение ключевой ставки неизбежно повлечет рост стоимости недвижимости. Поэтому вы можете подождать... Но в результате вы возьмете ипотеку под меньший процент, но сумма вашего долга будет больше. Поэтому, если у вас есть возможность и вы чувствуете, что способны потянуть ту или иную покупку, откладывать смысла нет, это ни к чему не приведет.

«ЛИМОН Недвижимость» регулярно проводит вебинары, касающиеся различных аспектов и нюансов рынка недвижимости. Какова цель этих вебинаров кроме как имидж агентства?
А. С. Мы показываем на вебинарах нашу экспертность. Люди, которые смотрят наши вебинары, часто принимают решения о покупке квартиры с нами. Но есть ощущение, что все устали от онлайна, и мы хотим попробовать провести встречу в режиме офлайн, сделать день открытых дверей в нашей компании, в агентстве «ЛИМОН Недвижимость», для наших клиентов и потенциальных покупателей. Это наш следующий этап – уход из онлайна в офлайн. Все хотят общаться, смотреть не в монитор, а друг на друга.
Алексей Андреевич, агентству «ЛИМОН Недвижимость» всего около пяти лет, но буквально с первых месяцев работы вы взяли очень высокий темп роста и за короткий срок стали одним из ведущих агентств недвижимости в Санкт-Петербурге с очень высоким уровнем положительных отзывов при стабильном и очень высоком уровне продаж. И это всё достигнуто в очень непростых, мягко говоря, условиях работы. К примеру, «ЛИМОН Недвижимость» занимает 5-е место в рейтинге «Тренд Агент» среди более чем 2700 зарегистрированных конкурентов, взяли «Золото от Сбербанка» и входите в 1% лучших агентств недвижимости по Северо-Западному региону России. Если вы не делаете прогнозов, как выстраиваете свою бизнес-модель, чтобы она была прочной и позволяла так расти компании?
А. С. В текущих условиях делать прогнозы очень сложно, потому что слишком много факторов, которые влияют на дальнейший ход развития рынка недвижимости. Наша бизнес-модель выстроена так, чтобы мы в максимально короткий срок могли реагировать на любые изменения в рынке, которые сейчас появляются. Новые условия по ипотеке – мы первые об этом сообщим нашим клиентам. Новый старт продаж – наш клиент узнает об этом первым. То есть мы реагируем очень быстро, как правило, в течение двух-трех часов.
Что помогло достичь столь высокого уровня? Я глубоко убежден, что мы используем самые современные методы продаж. Мы абсолютно не приемлем агрессивные продажи, мы ушли от всех стандартных клишированных скриптов. Мы даем клиентам максимальную заботу: почитайте отзывы, которые нам пишут. И слово «забота» у нас, наверное, первая характеристика работы агентства. Если клиент хочет общаться в переписке, мы всегда общаемся в переписке. Если клиент не хочет идти на встречу, мы всегда предлагаем онлайн. Если клиент хочет подумать, мы всегда даем ему на это время. Итого: современные методы продаж плюс современные методы управления персоналом и человеколюбивое отношение ко всем, борьба за свою репутацию и умение подстраиваться под любые рыночные изменения в течение нескольких часов. На мой взгляд, это и есть залог успеха агентства «ЛИМОН Недвижимость».
В нашей предыдущей беседе полтора года назад вы сказали, что одним из ваших основных хобби является кулинария, гастрономия – всё, что связано с «приятно накормить, приятно покушать самому». Появилось ли за это время что-то новое из ваших увлечений?
А. С. В первую очередь мы по-прежнему сами варим лимонное варенье и дарим нашим клиентам. В редких случаях мы стали дарить еще лимончелло, которое я тоже делаю сам. На нашей планируемой офлайн-встрече мы также будем, помимо живого общения, угощать клиентов блюдами, которые сами приготовим на нашей кухне. Из увлечений – стал играть в большой теннис, очень нравится. Планирую продолжать этим заниматься. И еще одно – попытка начать вести личный блог, который должен работать не столько на развитие бренда «ЛИМОН Недвижимость», сколько на развитие личного бренда. Вот сейчас этим активно занимаюсь.