Алексей Струк: «Только у нас можно увидеть тот самый Петербург, который задумал создать Пётр Великий»
Главный редактор журнала "ЭГОИСТ"
Член Союза журналистов России
«Петровская Акватория» за 11 лет с момента открытия в 2014 году стала одним из самых посещаемых мест как гостями, так и жителями Санкт-Петербурга. Единственный масштабный исторический макет в мире площадью 500 м2 с 20 тоннами настоящей воды, более 25 тысяч персонажей (фигурок высотой 2 сантиметра), более 50 карет и движущихся средств, которые перемещаются по 300 метрам дорог, около 100 различных судов, 10 из которых находятся в постоянном движении. О том, как возникла идея проекта, как уcтроено движением объектов, об уникальных технологиях и роли музеев в современном мире «ЭГОИСТ» поговорил с генеральным директором музея-макета «Петровская Акватория» Алексеем Струком.

Алексей Николаевич, все объекты в «Петровской Акватории», в том числе и утраченные, воссозданы так, как они выглядели в середине XVIII века. Но об этом мы поговорим чуть позже, а в начале нашей беседы хочу вас спросить: какова, на ваш взгляд, сегодня роль музеев в сохранении культурного наследия страны?
Алексей Струк. Безусловно, музеи играют ключевую роль в сохранении культурного наследия. И я хочу подчеркнуть, что важность не только в сохранении, но и в том, как это сохраненное представляется и показывается, делается доступным для посетителя, развивается, растет и видоизменяется. И в этом современные музеи значительно преуспели. Появилось много необычных форматов. Например, «Петровская Акватория» – музей-макет, кстати, до сих пор единственный масштабный исторический макет в мире площадью 500 квадратных метров с двадцатью тоннами настоящей воды!
И, на ваш взгляд, что прежде всего заставляет посетителя пойти в музей?
А. С. Интерес к истории своей страны, интерес к познанию, самообразованию. Человек по своей природе любопытен, и мы часто путешествуем или посещаем музеи, чтобы получить какие-то уникальные впечатления или новый опыт. Если мы говорим о родителях, то это стремление привить ребенку и патриотизм, и любовь к Родине, и интерес к искусству, и часто получить какое-то знание в сконцентрированном виде в одном месте, и возможность полноценно его для себя усвоить. Посещение музеев сейчас часто воспринимается как развлечение для детей, способ, как провести выходные с ребенком. А ведь такой формат способствует формированию личности ребенка, наиболее полному раскрытию его творческого потенциала. Например, многим гостям «Петровской Акватории», в том числе и детям, очень нравится, что у нас в музее можно увидеть Петербург и пригороды за один час, можно сказать, «с высоты птичьего полета».

«Петровская Акватория» – это негосударственный музей, созданный в 2014 году исключительно по частной инициативе. Давайте напомним нашим читателям, как возникла идея его создания, какие цели были обозначены при его создании, как все начиналось, как возникла идея?
А. С. В 2003 году идея создания музея возникла у петербургских предпринимателей Александра Рубина и Игоря Равича. Они вдохновились проектом, с которым, в свою очередь, сами познакомились в Германии. Проект называется «Миниатюрная страна чудес», находится в пригороде Гамбурга. Музей представляет из себя самую большую в мире действующую железнодорожную модель, в которой задействованы более тысячи железнодорожных вагонов. И увидев тогда, в 2003-м, этот макет, они загорелись реализовать в Петербурге нечто подобное. Долгое время искали помещение. Причем изначально концепция проекта предполагала задействовать около 5000 квадратных метров экспозиционных площадей и включала бы в себя и современный Петербург, и Петербург исторический. В 2012 году проектом заинтересовались те, кто стали впоследствии соинвесторами, нашлось место здесь, в ТРК «Адмирал», на последнем этаже. Но тогда уже работал в Петербурге макет на Цветочной улице, где показана современная Россия. А мы здесь, в историческом центре города, решили показать именно исторический Петербург XVIII века и его пригороды, которые в то время играли значимую роль в рождении и развитии города.
Почему XVIII век?
А. С. У авторов идеи проекта было свое производство, которое позволяло технологически выполнить необходимые для проекта миниатюры на своем оборудовании, причем быстрее и качественнее, чем в Германии. Мы понимали, что если уже есть современность, то надо сделать что-то другое, например, углубиться в историю. И вместо движения поездов – у нас будут ходить корабли, вместо автомобилей мы покажем, как ездили кареты. Мы воссоздали историю, причем в точности, насколько это возможно, конечно. В этом уникальность проекта «Петровская Акватория». Мы сейчас говорим: «Знакомство с Петербургом начинается здесь!», в «Петровской Акватории», потому что только у нас можно увидеть тот самый Петербург, который задумал создать Пётр Великий.
В России на сегодняшний момент нет действующего аналогичного исторического проекта. Современный есть, а именно исторического нет. Изначально была цель стать тем местом, где сконцентрированно собрана информация, которая позволяет в наглядной форме увидеть все то, о чем наши гости читали ранее в книгах, видели на гравюрах, старинных открытках. Проект имеет большую культурную и образовательную функцию, поскольку позволяет своими глазами увидеть место, с которого начинался Петербург, как все работало, двигалось и так далее. Учитывая опыт макета в Германии, увидев, что эта бизнес-идея пользуется большим спросом, инвесторы поняли, что из этого может получиться не только культурный проект, но еще и успешный бизнес. Так и получилось.
Кто вошел в команду проекта?
А. С. Первым в проект после меня пришел художественный руководитель музея-макета «Петровская Акватория» Григорий Владимирович Михайлов (лауреат Государственной премии РФ, специалист в области реставрации памятников архитектуры XVIII века. Прим. автора). Григорий Владимирович долгое время работал в Эрмитаже, участвовал в реставрационных работах в Ораниенбауме, исследовал крепость Петерштадт, принимал участие в реконструкции и реставрации Эрмитажного театра, в создании архитектурно-мемориальной экспозиции «Зимний дворец Петра I», создании музея «Дворец Меншикова», воссоздании Константиновского дворца. Опираясь на его знания и опыт, руководствуясь предложенной Григорием Владимировичем концепцией, мы развернули работу.
Хотел бы также сказать о компании «Петромир», которая выступила соинвестором проекта. Компания являлась владельцем здания, где расположена экспозиция, где мы сейчас с вами находимся – шестой этаж торгово-развлекательного комплекса «Адмирал» на Малой Морской, 4/1, – и занималась организационными, финансовыми и маркетинговыми вопросами.

Алексей Николаевич, сколько времени прошло от идеи до открытия экспозиции?
А. С. Идея музея возникла в 2003 году. С 2012 года в течение полутора лет мы очень активно строили и в 2014 году открылись при готовности экспозиции 60–65% от плановой. Получается – 11 лет. Потом в течение полугода она еще дорабатывалась. На открытии был губернатор Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Серафимович Макаров. Надо отметить, что власти нашего города всегда понимали важность и значимость подобных проектов.
Скажите, пожалуйста, как были найдены столь сложные технические решения, как, например, движение кораблей по настоящей воде? Я слышал, что здесь 20 тонн воды. Правда ли это?
А.С. Да, это правда. Такой объем необходим, чтобы обеспечить движение кораблей по той уникальной технологии, которая была разработана конкретно для этого проекта, запатентована, и аналогов в мире у нее нет. Под ванной «акватории» расположена матрица электромагнитов – это более тысячи электромагнитных катушек, которые находятся под управлением специально разработанного для проекта программного обеспечения. Все движение контролирует система видеонаблюдения. Эта сложная технологическая конфигурация объединена в единый комплекс, работающий в автоматическом режиме, то есть без участия человека. Возвращаясь к проекту в Германии, там нет такой автоматики и во многих процессах заняты операторы.
Происходят и курьезные случаи: например, иногда посетители дуют в паруса корабля, или из-за своих индивидуальных характеристик парусник сходит с траектории. Система видит это и корректирует движение объектов. Если маршруты моделей кораблей пересекутся, они могут столкнуться, и чтобы этого не произошло, система управления в автоматическом режиме остановит или замедлит движение, пропуская другой корабль. Посетители, конечно, видят уже конечный результат – все движется, столкновений не происходит. Наша техническая разработка уникальна. По сути, это локальная система наподобие GPS.
Чтобы корабли двигались в воде, они в первую очередь должны быть водонепроницаемы и отвечать всем характеристикам остойчивости (осто́йчивость, валкость судна – способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия. – Прим. автора). Все модели наших судов полноценно повторяют движение корабля – наклоны на повороте и т. д. Плавность движения моделей обеспечивается частотно-импульсной модуляцией, которая удерживает его на плаву. Приношу извинения читателям вашего издания за сложные технические описания, но без этих описаний представление о проекте будет неполным.

Какова глубина «акватории»?
А. С. 170 миллиметров. Отсюда и 20 тонн воды. Путем экспериментов, опытов и расчетов, которые мы проводили, было определено, сколько миллиметров должна быть осадка судна, какова будет глубина и площадь зеркала нашей воды, которые диктует нам размер помещения.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как в «Петровской Акватории» устроено движение моделей.
А. С. Какая у нас была сверхзадача? Чтобы Петербург оживал на глазах у посетителей. Например, как в Германии осуществляется движение кораблей? Как и у нас, там настоящая вода. На самом деле макетов с настоящей водой в мире на сегодня всего два: «Миниатюрная страна чудес» в Германии и «Петровская Акватория» в России. Вода водой, но в Германии движение макетов осуществляется благодаря работе специально обученного сотрудника, спрятанного за ширмой, с радиопультом. И поэтому его никто не видит. Мы же пошли своим путем – мы полностью автоматизировали этот процесс.

Еще один интересный момент – движение карет. На макете действуют несколько типов карет того времени. Кареты выполнены в масштабе 1:87 и в высоту всего 5 сантиметров. Очень сложной задачей было уместить внутри этой кареты прецизионную механику (область инженерии, где допуски при изготовлении деталей составляют тысячные доли миллиметра. – Прим. автора), электронные компоненты и датчики. Сами кареты изготавливались на высокоточном 3D-принтере и под каждую делалась сложная миниатюрная электронно-механическая схема. Кареты, как и кораблики, передвигаются по принципу взаимодействия магнитов. Сложно было увязать миниатюрные зубчатые передачи карет, чтобы колеса крутились.
Отдельного разговора заслуживает свет. Мало того, что на макете создан эффект «день-ночь», который имитирует закат и восход солнца. Мы в точности воспроизвели ночное освещение, которое в XVIII веке не было электрическим, а было, как известно, свечным. Надо было показать, что с наступлением ночи в домах петербуржцев зажигаются свечи. А как передать их мерцание? Для этого мы используем светодиоды, каждый из которых настраивается определенным образом и припаян вручную. Представляете себе – 20 тысяч светодиодов вручную припаять и настроить?!
Был еще один сложный момент – как ни странно, но у нас крайне мало информации о бытовом укладе в XVIII веке. Для того, чтобы сохранить историческую достоверность, данные собирали фрагментарно, по текстовой информации в книгах, по гравюрам, порой даже по изображениям на керамике, на вазах. Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности всем организациям и сотрудникам, которые помогали нам в сборе материалов, и прежде всего Эрмитажу и Государственному музею-заповеднику «Петергоф».

Я где-то читал, что в «Петровской Акватории» каждый человечек сделан индивидуально и среди жителей нет даже двух одинаковых персонажей. Это действительно так?
А. С. Да, практически каждый персонаж у нас действительно уникален. Нам хотелось показать как можно достовернее и разнообразнее самих горожан, а также их быт. Здесь, на макете, все как в обычной жизни. Мы можем в этом убедиться: достаточно выйти на улицу – и мы сразу увидим, что каждый человек индивидуален. На макете так же, за исключением персонажей, которые являются военными. Вот здесь как раз мы их тиражировали. У нас более 25 тысяч персонажей, именно фигурок, высотой 2 сантиметра. По историческим записям в Петербурге в XVIII веке было порядка 40 тысяч горожан. Получается, что почти все жители города вышли на территорию «Петровской Акватории», исключая лежачих больных, пожилых горожан и грудных младенцев, чтобы поприветствовать посетителей экспозиции! В нашей экспозиции используется более 50 интерактивных кнопок, более 50 карет и движущихся средств, которые перемещаются по 300 метрам дорог, около 100 различных судов, 10 из которых находятся в постоянном движении.
Как музей взаимодействует с государственными структурами? Оказывается ли вам какая-то помощь?
А. С. С момента открытия и до настоящего момента нам активно помогают Комитет по развитию туризма, Комитет по образованию, Комитет по культуре. В чем помощь? В продвижении, в популяризации нашего проекта, в информировании туристов и гостей города, нас приглашают с презентацией программ музея и в качестве экспертов на мероприятия, которые проводит Комитет по развитию туризма для своих партнеров и контрагентов.
И на уровне «Конгрессно-выставочного бюро», и на уровне «Информационно-туристского бюро», которые являются структурными подразделениями Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, мы получали поддержку на протяжении всех этих лет: участие в роуд-шоу, в выставках на стенде города. Нас поддерживают ведущие туроператоры Санкт-Петербурга, Ассоциация развития внутреннего туризма «Лига туроператоров Санкт-Петербурга. «Петровская Акватория» входит в первый в Санкт-Петербурге национальный маршрут «От первого камня до небоскреба». Его разработал туроператор «Невские Сезоны», и мы тоже вошли в состав этого маршрута, став одним из его объектов. Все это очень важные моменты для нас.
Какие территории, населенные пункты охватывает «Петровская Акватория» в историческом периоде XVIII века?
А. С. Мы показываем и Петербург, и пригороды: центр города, Петропавловская крепость, территория, где расположена Новая Голландия, Васильевский остров. Из пригородов: Петергоф, Ораниенбаум, Кронштадт. Также у нас представлены форт Кроншлот и крепость Петерштадт. Временной период, который охватывает экспозиция, – от Петра I до Екатерины II, условно – с 1703-го до 1765 год.

Понимаю, что двери «Петровской Акватории» широко открыты для всех, но все же – кого вы в первую очередь пригласили бы в гости?
А. С. В фокусе нашего внимания прежде всего семьи с детьми. Причем с детьми не только школьного, а совершенно разного возраста. Поэтому если у семьи возникает вопрос, куда сходить с ребенком в Петербурге, то многие, уже зная, что в музее есть программы для семейной аудитории, идут к нам. Потому что у нас интересно даже детям 4–5 лет, для которых нами разработаны специальные программы, в их числе, например, квест «Прогулка с Ангелом и Львом». Почему пришло такое решение? Да потому что хорошо известные взрослым Ангел и Лев, являющиеся земным и небесным хранителями города, к большому сожалению, не знакомы нашим детям. И мы создали такой интересный и познавательный квест, а студенты Академии Штиглица помогли в создании красочного буклета! Есть потрясающий путеводитель «Сказочный Петербург», мастер-класс по макетированию. Но не буду рассказывать все детали. Приходите – и сами всё увидите! Из Эрмитажа – сразу к нам!
Кстати, сколько посетителей принял музей в 2024 году?
А. С. Более 200 тысяч человек. Для кого-то важно посмотреть интересные места Санкт-Петербурга, кому-то интересно посетить макетный музей, а в нашем городе это только «Гранд Макет» и «Петровская Акватория». Помимо этого, многие гости города, задаваясь вопросом «куда пойти в СПб?», хотят посмотреть за короткое время все интересные места Санкт-Петербурга, а это возможно сделать, только посетив макетный музей. Мы видим интерес к музею не только петербуржцев, но и гостей нашего города. Они, еще только планируя поездку, отправляют миллионы различных запросов в год в поисковые системы: «грандиозный макет СПб», «лучший музей города Санкт-Петербурга», «гранд макет СПб», «макет Санкт-Петербурга». Это лишний раз подтверждает, что интерес к нашему городу, к нашей истории и к нашему музею есть не только у петербуржцев, но и у гостей нашего города.
Есть ли планы по расширению экспозиции или, может быть, созданию каких-то новых проектов? Можете поделиться с нашим читателем?
А. С. В нашей экспозиции в ближайшее время появится художественная подсветка – это динамический свет, который позволит увидеть макет совершенно в другом свете и цвете. Это ярко и динамично оживит то, что сейчас представлено. Что касается дальнейших планов, то сейчас ведутся переговоры о расширении экспозиции в виде дополнительной локации также в центре Петербурга, где мы тоже будем рассказывать нашим гостям об историческом Петербурге, но это будет уже XIX век, начало XX. Детали рассказывать рано, хочется сохранить интригу.