Антон Зинченко: «Я до конца не доволен ни одним своим проектом»

Автор сценария популярнейшего сериала «Тайны следствия», а также «Дружина», «Любовь по приказу», «Морские дьяволы. Смерч» после школы мечтал стать кинорежиссером. О том, почему мечта не сбылась, о поиске новых сюжетов для детективов и работе с Евгением Пригожиным он рассказал в интервью «ЭГОИСТУ»

Антон Юрьевич, вы написали сценарии к десяткам сериалов. А как все начиналось?

Антон Зинченко. Я закончил Институт кино и телевидения, по профессии сценарист-редактор. Так у меня написано в дипломе. Поступал я на режиссера, свой курс набирал Игорь Фёдорович Масленников, но он меня не взял, посчитав, что для того чтобы что-то снимать, нужно иметь опыт. А откуда он мог быть у вчерашнего школьника? В тот год впервые набирали сценаристов, и мне предложили попробовать свои силы там. Нас учили замечательные мастера – Владимир Аркадьевич Вардунас и Игорь Валентинович Агеев. Два мэтра старой школы. Первый известен сценариями фильмов «Окно в Париж» и «Фонтан», второй – автор сценария фильма «Гений». Не только их, конечно. 

Антон Зинченко, сценарист | фото автора

Почему хотели стать кинорежиссером?

А. З. Не думаю, что у меня были веские аргументы для выбора именно этой специальности. Думаю, просто детские комплексы.  Плюс хочу вспомнить и поблагодарить свою учительницу по русскому языку и литературе Инну Евгеньевну Зорину.  На ее уроках я окончательно решил связать дальнейшие шаги с творчеством.  

Работать по специальности начали после института?

А. З. Еще раньше, будучи студентом. В двадцать лет написал сценарий для детского сериала «ОБЖ», он шел на «Пятом канале». Серьезные авторы не хотели браться за него, платили мало, но я зацепился за этот проект, шесть лет работал на нем, написал что-то около восьмисот серий. После «ОБЖ» был «ОБЖ-2», потом «Старшеклассники». Сериал делали, пока существовала детская редакция на «Пятом канале», потом ее закрыли и сериал вместе с ней. К нам не слишком серьезно относились, но из тех проектов много кто нашел себя во «взрослых» проектах. 

Дальше было проще – как по накатанному?

А. З. Сложности будут всегда. Помните, как говорил Довлатов: «К тридцати годам у писателя должны быть решены все проблемы, кроме одной: как писать». Поэтому сложности возникают каждый день. Когда столько, а я пишу достаточно много, – очень тяжело не повторяться, например. Не ехать на штампах. Искать новые ходы.  

И как получается находить?

А. З. Всегда что-то происходит вокруг. Так получилось, что я специализируюсь на детективах. С криминалом в стране проблем стало меньше, но все равно появляется что-то такое, что можно переработать в сценарий. Важно в простой газетной заметке разглядеть человеческую драму. А желательно и не одну. Можно нафантазировать обстоятельства, которые привели к тому или иному событию. Может, чуть сгустить краски. Или наоборот – убрать лишнее. Это все та же история про Льва Николаевича Толстого, которому на глаза попалась заметка про женщину, которая бросилась под поезд… 

Игорь Валентинович Агеев, советский и российский кинодраматург, сценарист, актёр | фото vk.com

Вас учили мастера, которые сами писали комедии. Почему вас потянуло на детективы?

А. З. Будет корректно сказать, что комедиографом был Вардунас. Игорь Валентинович Агеев большой специалист именно в криминальных историях. Так случилось, что у меня получается писать детективы, и продюсеры заказывают мне их. 

Не могли бы рассказать о «кухне»: вы предлагаете уже готовый сценарий или сначала тему?

А. З. Сценарии пишут редко. Их долго писать, их долго читать. Времени ни у кого нет. Пишут заявки – краткое содержание, этакие рекламные презентации будущего проекта. Тут бывает по-разному! Я могу что-то предложить студии. Иногда студия просит «подумать» в какую-то сторону. 

Можно поподробнее?

А. З. Например, одна студия хотела получить проект «Сучьи войны». В истории нашей страны была такая страничка после Второй мировой войны. Это был проект, где моим соавтором стал мой учитель Игорь Валентинович Агеев. Он меня на него и позвал. Мы написали заявку, она устроила продакшн, и после одобрения мы написали сценарий. Правда, в итоге мы отошли от темы. И сами «войны» появились только в последней серии. А так у нас получилась сага про молодых людей, которые шли к своему семейному счастью, но волею государства оказались на двадцать лет в лагерях.

Где материалы искали для этой работы?

А. З. Сейчас век современных технологий, и в библиотеку ходить не нужно, все есть в интернете. Кроме того, никто не отменял работы предшественников, писавших на эту тему: Гинзбург, Шаламов, Солженицын. Конечно, в то время я не жил, но это не значит, что не могу размышлять об этом, рефлексировать. Кроме того, у меня был прадед Алексей. Семья жила в селе Сельцо под Ростовом Великом. Дом был богатый, бабушка была десятым ребенком. Прадед выращивал лук и чеснок, поставлял в обе столицы. Он был «хорошим» при царской власти, был «хорошим» при нэпе. Затем резко стал «плохим». Притом что сам прадед ни капли не изменился. Когда я писал «Сучьи войны», я пытался разобраться и в этой истории тоже. Мне кажется, проект нашел своего зрителя. 

По вашему сценарию сняли сериал про древний Новгород «Дружина». Он имеет какое-то отношение к реальности или это фэнтези?

А. З. Конечно, фэнтези. Мы подумали, что это могло быть и вот так тоже. Надеюсь, люди, которые за настоящую историю, меня простят. Старались сделать приключенческое развлекательное кино. 

А что если кто-то вдруг поверит, что так и было на самом деле?

А. З. Остается надеяться, что этот человек не остановится в своем образовании и пойдет дальше. На следующей остановке он поймет, что не все, что показывают по телевизору, надо воспринимать как истину в последней инстанции. Я считаю, что ничего страшного не случилось.

С профессиональными историками во время работы консультировались?

А. З. Нет, да как бы и зачем, если мы писали приключенческую, целиком фантастическую историю.

И получилась альтернативная история?

А. З. Мы не настаиваем на том, что это история в научном смысле этого слова. Если бы пришли к историку и показали работу, он сказал бы, что мы написали чушь, того-то и этого не могло быть. Нашей задачей было развлечь зрителя. Насколько я знаю, в Сибири у этого проекта есть поклонники, которые реконструируют сцены из него. Мне это приятно.

Как получилось, что вы стали писать сценарии для сериала «Тайны следствия»?

А. З. Первоначально автором была Елена Топильская. В какой-то момент у людей могут измениться планы, и на самом деле очень сложно постоянно, на протяжении нескольких лет писать для одного проекта. В какой-то момент Елена Топильская перестала писать, а продюсер начал искать новых авторов, за несколько лет их поменялось несколько. В 2016 году Ада Семёновна Ставицкая пригласила меня, и с тех пор, с перерывом на один сезон, я пишу сценарии к «Тайнам».

Истории вымышленные, как в «Дружине», или имеют отношение к реальности?

А. З. В таком виде, как в сериале, они, конечно, не происходили, но могли. Как я уже говорил выше, детектив – это человеческая история. Понятно, что убийство – это крайность, но кино – как микроскоп, под которым мы показываем фрагмент жизни. Нас окружают люди со своими характерами, происходят какие-то вещи. Что-то я цепляю в повседневной жизни, а потом компоную. Представляю семейный конфликт, который мог бы закончиться убийством. Понятно, что в девяноста девяти из ста случаев он так не кончится.

За столько лет не устали?

А. З. Моя сестра Настя – замечательный детский врач-иммунолог, она столько детей вылечила, и я ни разу не думал спросить у нее: устала она лечить детей или нет. Наверное, иногда устает. На этот случай есть воскресенье, свежий воздух, пробежка – у всех свое. Я к тому, что у Насти это работа. Она ее не бросит, потому что устанет. Писать сценарий – для меня тоже работа. Мне интересно, когда появляется новая история. Наверное, в чем-то повторяюсь, но стараюсь избегать этого.

Фанаты сериала в сетях критикуют вас: дескать, с тем героем не так поступили, еще что-то…

А. З. Пусть ругают.  Не понимаю, зачем смотреть, когда вокруг столько замечательных проектов.  Наверное, кто-то и отваливает. Но «Тайны следствия» из года в год остаются суперуспешным сериалом.

Критики часто ругают отечественные сериалы за «деревянные» диалоги. Как вы решаете эту проблему?

А. З. Стараюсь представлять людей, которых знаю лично, придумать им историю, чтобы у них была речевая характеристика. Фантазирую, откуда они могли приехать, какое у них образование, какие книги они прочитали, какие фильмы посмотрели… Или же, наоборот, не прочитали и не посмотрели ничего, как Эллочка-людоедка. Обычная работа, ничего такого. 

Подслушиваете чужие разговоры?

А. З. Постоянно. У меня есть свой круг общения, друзья, я хожу в спортзал, есть улица, магазины, соседи, родственники.

Вам не кажется, что раньше русский язык был богаче?

А. З. Тут надо говорить более конкретно. Может, в среднем по больнице люди больше читали. В целом уровень образования был выше. 

Было такое, что писали не по заказу, а для себя, для души?

А. З. В столе несколько проектов, которые пока не нашли своего продюсера. Но это нормальная практика для сценаристов.

Может, есть такой сценарий, на который вы возлагали надежды, но не получилось?

А. З. На каждый проект надеешься, иначе бессмысленно начинать. Помните, что говорил Черчилль: «Я оптимист. Не вижу смысла быть кем-либо еще». К примеру, некоторое время увлекся идеей написать сценарий о четырех советских моряках, которых во время шторма на барже унесло в Тихий океан.  Помните, была такая история в 1960 году? Тогда был снят фильм «Сорок девять дней» по горячим следам. Ровно столько дней они дрейфовали в открытом океане.  Мне казалось, что с современными техническими возможностями получился бы хороший ремейк.

Их тогда американцы спасли…

А. З. Да, а наши даже не хотели уходить с баржи. Они почти умирали от голода, но сказали американцам, что у них все в порядке, им просто нужны солярка и немного еды. Нельзя было разбазаривать казенное имущество. Там много всего было.  

Сегодня такая история имела бы большой успех.

А. З. Я тоже так думал, пока не начал разговаривать с продюсерами. Сколько я ни предлагал –отказываются. Кстати, в Петергофе живет дочь сержанта Асхата Зиганшина, мы с ней переписывались какое-то время…

Понятно, что нужно угодить заказчикам, но неужели так всегда?

А. З. Недавно была история: предложил режиссеру сценарий, он почитал и сказал, что может его снять, но если изменит в нем то-то и то-то. Я честно ответил, что менять сценарий ради денег не буду. То есть я хотел бы продать его именно в таком виде, в каком написал, а для того чтобы накормить семью, у меня есть те же «Тайны следствия», которые меня, надеюсь, не подведут.

Каким проектом вы остались довольны как сценарист? Какой получился таким, как вы задумывали?

А. З. Нет, я до конца не доволен ни одним своим проектом. Хорошо получился двадцать третий сезон «Тайн следствия». На этом проекте мы снова встретились с Максимом Демченко, моим продюсером из детской редакции. Сейчас это замечательный режиссер. Какими-то проектами доволен частично, где-то нравится актерская игра, а в тех же «Сучьих войнах», на мой взгляд, не дотянули с антуражем того времени. Ни в коем случае не хочу упрекать своих коллег, понимаю, что съемка сериала – большой тяжелый труд. Хочется верить, что на всё были объективные причины.

Недавно мы с коллегой Василием Смирновым сделали многосерийный проект «Настоящий» для «Пятого канала», он успешно прошел, и мы начали работу над вторым сезоном. Его снимает Арменак Назикян – режиссер, который никогда не был избалован бюджетами. Он умеет минимальными средствами добиться максимального результата. Он работает честно, и за это ему можно сказать большое спасибо.

Арменак Назикян, актер режиссёр | фото kino-teatr.ru

Актеры обычно жалуются на режиссеров: дескать, я хотел сыграть так, а мне не дали. Режиссеры жалуются на продюсеров, так как они платят, поэтому и не дают художникам развернуться творчески. А сценаристам кто не угодил?

А. З. Я ни на кого не жалуюсь, потому что понимаю, какие возможности у режиссера, съемочной группы, какой у них бюджет. Я, может быть, и хотел бы, чтобы сериалы по моим сценариям снимали в других интерьерах, с другими актерами, например с Робертом Де Ниро или Аль Пачино, но я же понимаю, что на проект выделено столько-то денег. К тому же сериалы снимают довольно быстро и недорого.

На съемках бываете?

А. З. Я много работаю, но когда бывает свободное время, могу приехать, посветить. Мне там особо делать нечего. Да там никто особо и не рад сценаристам: дескать, они написали, а мы разгребаем.

Как вы думаете, в чем принципиальное отличие российских сериалов от американских?

А. З. Американские более смелые в плане темы. У нас тоже такое появляется на разных платформах, но вся смелость сводится к нейтральности. У продюсеров главный вопрос: чем удивить зрителя? Количество тем, естественно, у американцев значительно шире, чем у нас. К тому же на российском телевидении существуют стоп-листы. Хотя непонятно: если не снимать про онкологию, люди перестанут болеть? Или, скажем, у нас боятся упоминать наркотики: считается, что если показать наркоманов, то это реклама потребления. Поэтому многие авторы думают: зачем нам связываться с тем-то или другим, давайте лучше снимем сериал, как размножаются омары. Или напишем то, что не имеет отношения к жизни, получим свои три копейки, и не будет никаких проблем.

Можно вспомнить реакцию общественности, когда вышел сериал «Слово пацана». Были и такие, кто требовал запретить его.

А. З. Всегда есть такие крикуны. Правильно сказал, по-моему, Никита Михалков, что проблема не в сериале, а в родителях, которые воспитание делегируют телевизору. 

Как вы думаете, почему кино про мошенников всегда интереснее, чем про правильных людей?

А. З. Знаете, я долго возился с этой историей и понял, что люди либо хотят смотреть про себя, или не хотят. То есть приятно смотреть кино про себя, но лучше, если это будет история, не касающаяся их. В этом плане аферисты, мошенники, бандиты – вечные поставщики конфликтов. Они часто интересные, харизматичные персонажи, которые пытаются перестроить жизнь под себя. Наверное, это вызывает к ним интерес.

Какие зарубежные сериалы могли бы похвалить?

А. З. Первый сезон «Настоящего детектива» за актерскую работу. Очень понравился «Во все тяжкие». Очень люблю сериалы «Клиника», «Теория большого взрыва», «Чернобыль», «Очень странные дела», и конечно, «Игра престолов», я сам вырос на фэнтези.

А из отечественных?

А. З. «Оттепель». Дмитрий Иосифов, исполнитель роли Буратино, снял достойный сериал «Уходящая натура». Совсем недавно наткнулся на проект «Большая секунда». «Перевал Дятлова» вполне себе.

У американцев есть еще одно отличие: они умеют смеяться над собой. Например, имевший большой успех сериал «Белый лотос» – сатира на современное политкорректное общество. Почему у нас так не получается?

А. З. У них есть история рефлексии на свою историю. Можно вспомнить, что в том числе гражданское общество в США остановило людоедскую интервенцию во Вьетнам. Потом у них появились такие фильмы, как «Таксист» Мартина Скорсезе, «Охотник на оленей», «Апокалипсис сегодня». А мы по-прежнему страна с самым непредсказуемым прошлым. Американские кинематографисты понимают, что если не будут честны, то их фильмы просто не будут смотреть. Я может, скажу крамольную вещь, но в этом плане у нас есть чему у них поучиться.

Вы были соавтором сценария фильма «Лучшие в аду». Его продюсировал Евгений Пригожин. Это был его заказ?

А. З. Да. Евгений Викторович несколько лет назад начал плотно заниматься кинематографом, сделал несколько фильмов со студией «Триикс Медиа». Например, «Ржев», «Турист». С этой студией я сотрудничаю на протяжении пятнадцати лет. 

Вы с ним общались?

А. З. Неоднократно. Евгений Викторович из тех, кто предпочитает держать процесс под контролем. В том числе и работу над сценарием. 

А про него не хотелось бы написать?

А. З. Как бы к нему ни относились, Евгений Викторович – масштабная фигура. Его жизнь и судьба – предмет для изучения, конечно. Но вместе с ним нужно анализировать и время, в котором он жил, а время для рефлексии еще не пришло. 

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Алексей Герман: «Мы никогда не говорили, что “Воздух” основан на реальных событиях»
Фильм «Воздух» стал одной из первых громких премьер наступившего года и сразу же вызвал ожесточенные споры. Впрочем, как и большинство прежних фильмов Алексея Германа-младшего, да и, пожалуй, как все фильмы его отца. Режиссер сегодня нарасхват, но для разговора с ЭГОИСТОМ мастер нашел время. Наверное, все-таки не случайно наша встреча проходила в баре на Рубинштейна – напротив дома, где жил Сергей Довлатов, и памятника писателю…
05.02.2024
Игорь Копылов: «Мы должны быть сильнее смерти»
Игорь Копылов – один из самых ярких и успешных современных кинорежиссеров России. Сериалы «Ленинград 46» и «Крылья империи» посмотрели миллионы телезрителей. А еще такие фильмы, как: «Ржев», «Бомба». «Небо». Режиссеру интересны резкие, драматические ситуации, экзистенциальные истории. Сегодня «Эгоисту» удалось задать Игорю Сергеевичу несколько вопросов
04.10.2023
Сергей УРСУЛЯК: «Я снимаю то, что мне хочется снимать»
Кинорежиссер Сергей Урсуляк не считает себя педагогом, хотя и ведет курс во ВГИКе. О том, почему его фильмы о прошлом и ни одного о настоящем времени, как ему удалось достоверно снять Сталинградское сражение и о своем отношении к молодому поколению Серей Владимирович рассказал в интервью «Эгоисту»
28.08.2023