Двустороннее движение: есть ли баланс между кружевом и oversize?
Выбирать между стилями-антагонистами сегодня, к счастью, не требуется. Мода стала настолько пластична, что не навязывает лишь один стиль, а в трендах и образах одинаково легко уживаются жакеты oversize и струящиеся ультраженственные платья.
Тренды-антиподы сформировали два полюса. На одном – свитшоты, рубашки, джинсы и штаны, куртки и пальто, объемные донельзя, как будто с плеча великана. Раньше одежда oversize была уделом черных гетто, где молодежь сперва донашивала одежду за старшим поколением, а потом превратила это в стиль. Сейчас это обязательная деталь в модном образе.
На другом полюсе – цветы, кружева, приталенные платья, бархат и органза, объемные рукава и воротники, утонченные силуэты и нежность образа. Но современная мода дает простор фантазии и дарит возможность превратить выбор образа в игру, спектакль дня: сегодня рок-звезда, завтра нимфа, а через неделю – роковая красотка. Ведь мода – это средство для самовыражения.
«О моде можно рассуждать только в контексте происходящих мировых событий, и кажущиеся абсурдными огромные мужские костюмы на хрупких женских телах есть не что иное, как логическое желание энергетически почувствовать безопасность, занимая собой больше пространства: расширение как вызов, смелость, проявление значимости и решимости, – отмечает петербургский дизайнер Ирина Розум-Кнуренко. – Очевидно, что мода на обтягивающие, корсетные, женственные платья сейчас актуальна не для всех: для многих инстинкт размножения тонет в ощущении зыбкости происходящего. В условиях жизненной турбулентности оба направления не назовешь практичными. Но именно в переходные времена, когда уже невозможно старое, а новое еще не проявлено, особенно громко звучат кажущиеся противоположными стили, служа переходом от массово-модной ярлыковости до самобытного проявления каждого человека через свой модный образ».
Одним из ярких игроков – во всех смыслах – на этом поле выступает Monochrome. В 2015 году бренд создали как творческое подразделение, специализирующееся на дизайнерской полиграфии. Одежда Monochrome, по сути, гимн цвету и форме. Оверсайз-свитшоты, несмотря на внушительный размер и гипертрофированные рукава, не выглядят мешковатыми. А потрясающий выбор цвета помогает выделиться в толпе. Коллаборация с Pantone в 2020 году подчеркивает мастерское владение цветом дизайнеров этого бренда. И Monochrome смело идет дальше и выпускает кардиганы, свитеры, джинсы, рубашки, куртки и даже детскую одежду. Плюс, помимо базовых коллекций, у бренда выходит в среднем 12–15 тематических капсул в год.
«Развитие марки начиная с 2016 года происходит следующим образом: каждая вещь от бренда – это отражение наших личных пристрастий, то есть мы в буквальном смысле создаем изделия по принципу “для себя”, – рассказывает Алиса Боха, сооснователь и главный дизайнер бренда Monochrome. – В ДНК бренда всегда будет лежать идея оверсайза, но вовсе не потому, что это тренд. В современной действительности стало модно говорить об оверсайзе в высокопарной манере, вкручивая в рекламные тексты всевозможные «измы» и «молекулы высших материй», однако правда заключается в том, что это удобно и практично в повседневном использовании. Развитие бренда невозможно без идеи – оригинальной, но при этом искренней и понятной. Когда мы только начинали делать первые робкие шаги, идея о том, что все изделия бренда будут гипертрофированно большими, да и еще и в едином размере, в лучшем случае вызывала надменную улыбку на лицах наших визави. Но именно та искренность, оригинальность и любовь, с которой мы подходим к своей работе, сделали это трендом. Для нас мода на оверсайз совершенно точно не веяние, это часть нас самих».
В жанре oversize блеснули и уже знаменитые пиджаки из коллекции Александра Рогова – то, что раньше казалось вещью из дедушкиного шкафа, сегодня – эффектный тренд. Огромные, даже гротескные пиджаки подчеркивают хрупкость женщин как никакая другая одежда. Конечно, надеть такой наряд надо иметь смелость, стилизовать их тоже не всегда просто, но этот фасон придает особую элегантность и стиль.
На другом полюсе – нежная женственность, тоже очень популярная среди российских дизайнеров и покупателей. Например, бренд Masterpeace известен своим романтичным и женственным стилем: цветы, объемные ретроворотники, воланы, кружева, макраме, объемные рукава. Главная героиня – практически тургеневская девушка наших дней.
«Сегодня многие обращаются к минимализму, и, на мой взгляд, люди, которые решаются производить одежду в этом направлении, либо очень смелые, либо четко разделяют деятельность в сфере моды и работу по созданию одежды, делая выбор в пользу последнего, – полагает Евгения Линович, создательница бренда Masterpeace. – Создать модный минимализм, дать ему авторскую черту, нащупать свою ДНК – качества гениального дизайнера. В свое время я точно решила: претендовать на звание второй Джил Сандер или The Row не хочу. Мне по духу всегда были ближе женственные, утонченные, элегантные образы, в которых есть место для вдохновения и творчества. Мы живем во время, когда феминизм и равноправие набрали полную силу, и это здорово! Но кто сказал, что женственные силуэты перечеркивают гендерное равенство? Напротив, в рукавах-буфах, рюшах и оборках, кружевах и струящихся тканях есть огромная сила и свобода быть собой. Образы Masterpeace настраивают на поиск особых поводов, чтобы надеть платье, блузку или очаровательный твидовый жакет с золотистыми пуговицами, и создают праздник из обычного похода за чашкой кофе».
Образ женственной парижанки раскрывает бренд Botrois: игривая, изящная, слегка легкомысленная, но стильная и всегда эффектная. В образах Botrois читается парижский шик и небрежность, при этом игра образов на исключительно женственности героини.
Еще более трогательно тему женственности трактует Akhmadullina Dreams – вторая линия дизайнера Алены Ахмадуллиной. С одной стороны, очень поэтичный и даже сказочный, с другой – изящный и узнаваемый стиль. Ткани при этом уникальные – принты создают для каждой коллекции. А в мотивах – природа, романтичные узоры и намеренно удлиненные силуэты.
Сказочными и живописными мотивами блещет и российский бренд Radical Chic, чьи шелковые каре могут составить конкуренцию платкам Hermes. На шелковых полотнах разворачиваются удивительные истории. Например, новая коллекция вдохновлена сразу несколькими сюжетами. Цветочные принты посвящены камелии и японской розе, а дизайнеры использовали переработанные иллюстрации XIX века из ботанического атласа «Иконография рода камелий или описание и изображения самых редких и красивых камелий», написанного аббатом Лораном Берлезом.
Графичная абстракция в рисунке платка «Сьерра» стилизована под метареальность, а в коллекции «Четыре сезона» сменяют друг друга четыре времени года и четыре истории из жизни Лондона, Нью-Йорка, Парижа и Москвы.
Несмотря на разные средства выражения, каждый из брендов умеет подчеркнуть индивидуальность и внутренний мир современных героинь. Как известно, женщина загадочна и многогранна, а большой выбор красок и стилей в одежде позволяет ей раскрываться во всей красе.