Эмоциональный интеллект
Психолог, системный психотерапевт, специалист по коммуникациям, директор Психологической мастерской «Ваше время» (Москва)
У вас прекрасный день, хорошее самочувствие, отличное настроение – и тут случайно вы встречаете человека: и вовсе нельзя сказать, что он сделал вам что-то неприятное, но вы начинаете чувствовать себя подавленно, испытываете раздражение. Или, наоборот, вам грустно, печально, а чьи-то глаза посмотрели на вас – и на душе стало легче. Разберемся, в чем тут дело.
Иногда мы способны установить причинно-следственную связь, оценить настрой другого человека и как он повлиял на нас, иногда – нет. Эффект эмоционального заражения связан с нашей способностью воспринимать психический настрой других людей. И если когнитивное воздействие, то есть то, что вам говорят, вы успеваете отследить, то эмоциональное заражение является менее осознанным и более автоматизированным, особенно ярко проявляется в толпе. Это похоже на ситуацию, когда вы идете по скользкой дороге, кто-то резко спотыкается или падает, и некоторые люди, которые идут следом, тоже непроизвольно теряют равновесие.
При возникновении резонанса между людьми сила передачи эмоционального заряда во много раз возрастает, и образуется психический фон заражения, напрямую зависящий от размера аудитории, степени эмоционального накала и значимости вашего контакта с тем, кто индуцирует эти эмоции. Развитый эмоциональный интеллект позволяет это заражение осознать.
Каждый день я, работая с людьми, замечаю, как каждый новый человек проносит с собой не просто свою историю, но и состояние, и чувствую физически, как это состояние отзывается во мне. Но для меня ощущения от человека – это мой рабочий инструмент. И если вдруг, еще ничего не зная о человеке, я испытываю чувство тревоги или что-то еще, если мне становится сложно говорить, дышать, то я понимаю: с большой вероятностью это то, что в данный момент испытывает он. Я могу как подстроиться под его состояние, так и отстроиться от него, чтобы задать подходящий вопрос относительно того, что с ним происходит.
В обычной жизни это происходит сложнее, и вы не всегда успеваете понять, где ваше состояние, где чужое, и даже если успели это отследить, то не всегда понятно, что с этим делать. Говорят, что мир – это наше отражение. Зеркалами для нас выступают как другие люди, так и ситуации. Люди приносят с собой свои эмоциональные миры, которые влияют не просто на настроение, но даже на события вокруг.
Я часто вспоминаю одну практически анекдотичную ситуацию, хорошо иллюстрирующую этот феномен, произошедшую много лет назад. Тогда я работала в медицинском центре семейным психологом. Врачей было много, и в моменты большой загрузки кабинетов всем не хватало. Так я оказалась в кабинете статистики. Это было малюсенькое помещение, где вплотную друг к другу стояли несколько столов, пара стульев, табурет и скамеечка для ног. Несмотря на это, я спокойно провела несколько встреч и ждала следующего приема.
На встречу пришла семья. Мама с ребенком разместились на стульях, а папе пришлось сидеть на той крохотной скамеечке. Сразу после их прихода стало происходить что-то невообразимое: начали трещать факсы, звонить телефоны, какой-то посетитель ошибся дверью, я закрыла ее на замок и извинилась за весь этот дискомфорт перед семьей. Мы немного поговорили, но на важном моменте нас снова прервал оглушительный стук в дверь. Оказалось, что администратору по просьбе заведующей клиники срочно понадобилось зайти в кабинет, чтобы отправить важный документ с компьютера, стоящего за моей спиной, и у нее не было другого выбора, как нас прервать. К счастью, это продлилось недолго. Она ушла, но не успело пройти и десяти минут, как раздался новый стук, и новый визитер явно не собирался уходить.
Испытывая смесь раздражения и неловкости, я открыла дверь и увидела на пороге сантехника, который решил, что сейчас самое время починить протекающий кран в раковине этого кабинета. Я не знала, плакать мне или смеяться, но несмотря на его попытки атаковать помещение в связи с тем, что он не может работать в другое время, мне удалось его выдворить. Понимая, что во всех этих диких условиях о комфорте людей, которые ко мне пришли, не может быть и речи, я предложила им пройти на кассу и вернуть деньги, которые они заплатили за прием. Но тут они начали смеяться, и папа сказал: «Вы не представляете, мы у вас, как у себя дома, – у нас происходит все то же самое». Они остались, и после этой фразы нас уже никто не беспокоил.
В современном мире часто используют слово «осознанность». Оно уже даже вызывает отторжение у некоторых, но понимание того, что происходит с тобой и вокруг, действительно является хорошим способом в отношении управления эмоциями и изменением реальности. Мы часто делаем ставку на развитие интеллектуальных способностей, игнорируя собственные чувства в отношении себя, других людей и ситуаций, в которых мы оказываемся, или фокусируясь на наиболее ярких переживаниях негативного или позитивного характера, не всегда осознавая природу их возникновения и нюансы этих переживаний.
Порой человек говорит: «Мне плохо, я не могу это пережить». А то, что за этим «плохо» может скрываться букет из стыда, страха, гнева, может быть тайной для него самого. Еще часто встречается история про то, что человек может ощущать неприязнь к кому-то, а то, что на самом деле как вариант он может испытывать перед этим человеком страх, зависть или какие то иные чувства, остается за кадром.
Проблема эмоций и их контроля волновала многих исследователей. В 1920-е годы Эдвард Торндайк ввел понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с ними».
Дэвид Векслер в 1940-е разделил способности человека на интеллектуальные и неинтеллектуальные и заключил, что именно неинтеллектуальные способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека.
В 1960-е впервые стало фигурировать понятие эмоционального интеллекта, и в 1975 году Клод Штайнер, один из представителей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности, которая заключается в понимании собственных чувств и чувств других людей для облегчения межличностных отношений.
Пик развития теории пришелся на 1980–1990 годы, когда Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо определили понятия модели эмоционального интеллекта. Они обозначили эмоциональный интеллект как способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений. Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель. Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека как с предметами, так и с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представление о характере этих связей. При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми.
Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. Исходя из описанного, эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Широкую популярность термин «эмоциональный интеллект» обрел в 1995 году после публикации одноименной книги американского научного журналиста Дэниела Гоулмана. В ней Гоулман определил EQ как набор навыков и характеристик, которые определяют лидерские качества и важны для достижения успеха и решения проблем с психическим здоровьем.
Как различить низкий и высокий эмоциональный интеллект?
Человек с низким EQ часто бывает чем-то недоволен и далеко не всегда в состоянии определить, чем именно, с ним сложно договориться, он обвиняет в своих бедах окружающих, вешая на них ярлыки, не умеет вовремя остановиться и понять, что причиняет боль другим и себе, не умеет радоваться за других и оказывать поддержку, проявлять искреннюю благодарность или любовь, постоянно обижается, живет только логикой или чувствами, считает, что его никто не понимает, не чувствует удовлетворения своей жизнью, с трудом выстраивает отношения с людьми.
Люди с развитым EQ: способны различать свои эмоции и эмоции других людей, говорить о них, спокойнее реагируют в стрессовых, конфликтных ситуациях, принимают и разделяют свою и чужую ответственность, более независимы и морально автономны, склонны к эмпатии, сопереживанию, видят хорошее в мире и людях, легче кооперируются и принимают как критику в свой адрес, так и похвалу, они более гибкие и решительные.
1. Словарь эмоций
Изучите, какие эмоции и чувства бывают, и расширьте свой словарный эмоциональный запас. Это важно, потому что даже если просто правильно назвать эмоцию, то это дает ключ к управлению ею. Эмоции – это интенсивное, но краткое переживание. У них есть четкая и конкретная причина. То есть это реакция на стимул, причем мгновенная, на физическом уровне: например, если мы пугаемся, ускоряется сердцебиение. А чувства – это более сложная история, комплекс, так как одни и те же эмоции могут приводить к разным чувствам и зависят от нашего восприятия и интерпретации. Для описания чувств мы можем использовать названия эмоций: «Я испытываю грусть». Или метафорические аналогии «груз на душе». Чувство вины может состоять из тревоги, сожаления, стыда, а любовь – из упоения, эйфории и волнения у одного человека и иметь совсем иные компоненты у другого. Поэтому определение собственных эмоций и чувств позволяет не только получить ключ к своим переживаниям, но и лучше объяснить ваши переживания и понять других.
2. Эмоциональная гигиена
Отслеживая собственные эмоции, настроения и реакции в течение дня, вы научитесь определять, что является вашим собственным состоянием или реакцией на других людей, а что является следствием эмоционального заражения. Перед встречей с другим человеком или людьми просканируйте себя, запомните то, что вам удастся почувствовать в себе, а во время встречи посмотрите, как изменилось ваше физическое и эмоциональное состояние. Попробуйте разделить, что является вашим личным откликом на поведение других людей и какие эмоции они у вас вызывают, а что вы просто считали с них и чуть было не приняли за свое. После встречи проанализируйте, что осталось. И если чужая эмоция, как вирус, проникла в вас, вам легче будет от нее избавиться, потому что вы сможете ее локализовать, записать, проговорить, понять и вернуться к себе.
3. Наблюдение и интерес к другим людям
Если вам непросто понимать эмоции других или вы больше сосредоточены на том, как они воспринимают вас, на их оценке, то постарайтесь больше задавать вопросов, чем говорить самому, переключите внимание не просто на содержание их ответов, но и на их мимические, телесные реакции на ваши вопросы. Если вы не сможете сразу точно определить то, какую они эмоцию испытывают, то задайте этот вопрос по-другому, еще раз, позже. Учитесь устанавливать резонанс с другими людьми, слегка копируя их мимику, жесты или позы, это позволит вам лучше почувствовать, что с ними происходит. Когда один человек заинтересован в другом – это происходит автоматически и создает эффект того, что люди начинают думать об одном и том же. Наиболее ярко это проявляется в моменты влюбленности или когда люди долгое время работают или живут вместе, но можно это использовать целенаправленно, чтобы лучше проникнуться человеком.
4. Переключатели
Подавление эмоции, ее игнорирование влияет не только на психическое, но и на физическое самочувствие. Но иногда для того, чтобы более переключиться на что-то.
Поищите лучшие способы, которые позволяют вам менять собственное эмоциональное состояние. Для кого-то это – вести дневник, для кого-то –заниматься спортом, для кого-то – медитация, творчество, прогулки, общение с интересными людьми.
5. Ресурсы
Выделите свои сильные стороны, которые вы не стесняетесь предъявить миру, и те, которые остаются в тени, потому что вы их воспринимаете как слабость или считаете недостойными. Откажитесь в этот момент от их оценки, попробуйте посмотреть, какие невыраженные эмоции и потребности на самом деле они таят. Попробуйте представить себе позитивный сценарий событий, если бы эти ваши тайные эмоции были бы обнаружены. Запишите несколько таких историй, даже если они кажутся вам нереалистичными, дайте вашему мозгу привыкнуть к тому, что и так может быть. Это научит вас большей гибкости и возможности опираться на гораздо большее число качеств в себе.
6. Обратная связь и контакт
Обнаруживайте силу в скрытых качествах других людей.
Давайте им поддержку и обратную связь про то, какой отклик, приятный или неприятный, находят их действия в вас.
Сюда же входит умение делать комплименты, говорить «да» или «нет» там, где это требуется, просить помощи, говорить о своих желаниях и чувствах.
Желаю вам гармонии между разумом и эмоциями и новых полезных открытий в себе и вокруг!