Григорий Распутин: оклеветан, убит и снова оклеветан
Судьба одного из самых известных в мире русских людей – сибирского крестьянина, православного целителя и прорицателя Григория Ефимовича Распутина – поистине поразительна и предельно трагична, как и судьба всего русского народа в ХХ столетии. При жизни на народного мудреца, паломника по святым местам, друга императорской фамилии и целителя, обладавшего общепризнанными сверхъестественными способностями, бессовестно клеветали, затем его – со второй попытки (!!!) – 30 декабря 1916 года – зверски убили, затем глумились зачем-то над его мертвым телом, выкопав его из могилы, а потом на протяжении десятилетий стали выливать новые ведра помоев и клеветы на давно ушедшего в лучший мир. Зачем?
Встает закономерный вопрос: зачем же многочисленные ненавистники сибирского мужичка, так опасно для себя приблизившегося к императорскому трону, всё это делали? Во имя чего? Или все-таки были какие-то реальные объективные основания для этой ненависти и обличений? Чтобы разобраться во всем этом, начнем с самого начала.
У меня нет в рамках журнальной публикации возможности подробно остановиться на всех перипетиях долгой, хотя он и прожил всего-то без малого 47 лет, сложной и насыщенной жизни Григория Ефимовича Распутина-Новых (1869–1916). Поэтому желающих прочитать объективную биографию великого русского подвижника без развесистой клюквы и тиражирования разного рода мифов, диких теорий и предположений я отсылаю к увидевшему свет в 2011 году труду известного российского историка, доктора исторических наук (1993), автора школьных учебников Александра Николаевича Боханова (1944–2019) «Правда о Григории Распутине. Против фальсификации российской истории». Эта монография, ставшая плодом многолетних кропотливых исследований замечательного русского историка и патриота, специалиста по эпохе начала прошлого столетия, доступна для чтения в Сети: тут ссылка
Здесь же мне хотелось бы вкратце остановиться на начале жизненного пути потомка русских покорителей Сибири и на его появлении в столице Российской империи во время ее наивысшего, как мы теперь понимаем, расцвета. Остановиться, чтобы правильно расставить некоторые акценты.
Родившись в селе Покровском Тюменского округа Тобольской губернии 9 (по новому стилю – 21) января 1869 года в семье ямщика Ефима Распутина и его жены-домохозяйки, Григорий рос слабым, болезненным ребенком. Почему я подчеркиваю этот момент? Потому что болезнь, болезненность – важнейшие действующие факторы формирования человеческого духа. Об этом говорил великий православный святой Серафим Саровский, об этом же писал современник Распутина, один из величайших европейских писателей и мыслителей ХХ века Томас Манн, рассуждая о своих учителях – Достоевском и Ницше: мучая наше тело, болезнь истончает и вылечивает нашу душу. К этой мысли пришли два столь непохожих друг на друга человека, живших с разницей в столетие – первый в России, другой в Европе, затем в США.
Да и если мы обратимся к житиям христианских святых, мы обнаружим там, что многие из них пришли ко Христу через болезнь, которая открывала им призрачность прочного на вид, но на деле такого хрупкого нашего внешнего физического мира. Чтобы далеко не ходить за примерами, вспомним одну из самых почитаемых ныне православных святых – Матрону Московскую (начало 1880-х – 1952).
Я полагаю, что именно таков был путь к вере болезненного крестьянского мальчика Гриши. Непосредственной точкой отсчета веры Григория можно считать дату посещения им около 1883 года в 14-летнем возрасте Верхотурьинского монастыря, где произошло его чудесное исцеление. Вот что об этом пишет один из современных исследователей:
«В четырнадцать лет болезнь приобрела настолько сильный характер, что родители решили, что дальнейшая помощь их ребенку будет уже бессмысленна. Исцеление произошло чудотворным способом. Мальчику помогла Матерь Божья, которой он беспрестанно молился, и она явилась ему в поле. Это и послужило толчком к познанию Евангелия, и впоследствии появилось желание совершить паломничество к Верхотурским святыням. Распутин не умел читать, но знал все молитвы наизусть…»
Кому-то это все может показаться пустыми сказками, но я сам прошел в жизни похожую школу: в возрасте 18 лет я заболел неведомой болезнью и несколько месяцев не мог поправиться, а врачи не были в состоянии поставить мне диагноз. В итоге я осознал, что я не крещен, и решил, что если пора умирать, то лучше для этого быть покрещенным. Я крестился в Москве у отца Александра – священника Катакомбной церкви, после чего все симптомы болезни у меня чудесным образом исчезли, и с тех пор я прожил уже целых 37 лет. К этому стоит добавить, что отец Александр, как и многие служители и прихожане Катакомбной церкви, почитали и почитают Григория Распутина святым.
После своего чудесного исцеления отрок Григорий стал странником и паломником: к 1893 году, к возрасту 24 лет, он уже посетил многие монастыри и святые места России, Афонский монастырь в Греции и Иерусалим. В 1890 году Распутин женился на такой же русской крестьянке-паломнице, как и он, Прасковье Фёдоровне Дубровиной, родившей ему впоследствии троих детей: Матрёну, Варвару и Дмитрия. Матрёна (1898–1977) единственная после убийства своего отца и крушения империи смогла спастись от большевистской расправы сначала во Франции, затем в США, где она служила цирковой артисткой – укротительницей львов. Вдова, дочь Варвара и сын Дмитрий остались в СССР и погибли, судя по имеющимся сведениям, где-то на бескрайних просторах ГУЛАГа в прОклятые 1930-е. Таким образом, вдова и дети, сами того, наверное, не желая, ответили за отца. Григорий же в 1900 году посетил Киево-Печерскую лавру, затем православные святыни Казани, там, по некоторым сведениям, жил при Казанской духовной академии, общаясь с монахами.
А в 1903 году Господь привел Григория в Санкт-Петербург, где он познакомился с тогдашним ректором местной Духовной академии – владыкой Сергием Страгородским (1867–1944), которому, к слову, впоследствии, при известных всем трагических событиях Великой Отечественной войны, довелось стать – пусть и на 9 месяцев, до своего преставления – патриархом Московским и всея Руси. Такие вот интересные исторические ниточки.
В тридцатичетырехлетнем возрасте странник Григорий прибыл в столицу, и тут началось…
Для чего я, собственно, так выпукло показал, что Распутин появился в Санкт-Петербурге взрослым сформировавшимся человеком, имеющим семью и детей и опыт паломнических путешествий, то есть успел, что называется, мир посмотреть и себя показать? Да для того, чтобы наглядно продемонстрировать, что к возрасту античного акме – 35 годам – Распутин не был замечен ни в разврате, ни в пьянстве, ни в воровстве, а совсем наоборот – был примерным семьянином, паломником по святым местам, исключительно набожным, истово верующим человеком. Иначе как бы с ним на протяжении многих лет общались десятки, если не сотни различных духовных лиц – священников, монахов, епископов, причем еще и в разных странах?
А все эти мнимые обличения, постоянно еще при жизни старца признававшиеся клеветой, начались… С чего же они, собственно, начались? Даже не знаю, как правильнее ответить на этот вопрос. Если коротко – с зависти. И чем известнее людям и любимее своими почитателями становился Григорий Распутин, тем огромнее и зловещее становилась бесовская зависть, которая привела к известному трагическому финалу – и не только самого старца, но и всю Россию, за которую он так страстно радел и молился.
В Санкт-Петербурге стали обнаруживаться природные дарования Григория, и среди них наиболее, по понятным причинам, востребованный дар целительства. Один из знакомых священников в 1904 году познакомил Распутина с черногорскими княжнами Милицей и Анастасией, родственницами императорской фамилии, а это знакомство, в свою очередь, привело к личной встрече с Николаем Вторым, произошедшей 1 ноября 1905 года. Так получилось, что чуть больше чем за год до этого – 30 июля (12 августа н. с.) 1904-го – у императора родился долгожданный, но тяжело, а может быть, даже неизлечимо больной наследник.
Нет смысла пересказывать хорошо известную историю о том, что только Григорий Распутин мог останавливать кровотечение мальчика Алёши, страдающего гемофилией, возникшую в связи с этим привязанность к целителю императрицы и прочие широко известные факты. Надо лишь подчеркнуть, что именно эти обстоятельства – близость к семье императора и зависимость от целительского дара Григория судьбы наследника империи – и стали, по сути, роковым приговором для одаренного потомка простых сибирских крестьян.
Безусловно, благодаря столь высокому знакомству и даже дружбе у Распутина появились некие возможности. Большинство его критиков судят о Распутине по себе любимым: иные искренне считают, иные верят россказням заинтересованных негодяев о том, что Распутин, получив доступ к практически ничем не ограниченным материальным благам, ударился в пьянство, оргии, торговлю чинами и званиями. Причем ни одного доказательства ни первого, ни второго, ни третьего никто привести толком не может, да и не собирается, ссылаясь на то, что, дескать, а кто же этого нынче не знает. Поясню свою мысль.
Что касается пьянства, не существует воспоминаний возможных собутыльников или собутыльниц Распутина, даже поддельных, по той причине, что их, очевидно, не было. Даже убийцы старца, заботливо, с целью оправдаться, да еще на этом и подзаработать оставившие бессовестные воспоминания о своем диком злодеянии, не пишут о том, что бы Распутин, приехав во дворец Юсуповых вечером 16 (29 н. с.) декабря 1916 года, был пьян или что бы он требовал его до смерти напоить. А уж у этих-то закоренелых подонков поводов для клеветы было более чем достаточно: они же якобы убивали «негодяя», «позорящего и губящего династию и Россию», и якобы «спасали Отечество».
В отношение оргий, в которых участвовал Григорий Ефимович, при его жизни проводилось два церковных расследования по подозрению его в «хлыстовстве», оба из которых закончились ничем, т. е. полным оправданием подозреваемого. Могут сказать, что Распутин подкупил следователей, а у меня возникает другой вопрос. Если старец занимался таким безудержным развратом, где же его внебрачные дети? Ведь контрацепция тогда не была развита, а аборты попросту запрещены. Мало того, восторженные поклонницы Распутина могли совершенно искренне хотеть родить от своего кумира чудо-ребеночка. Ведь бесплодием Григорий Ефимович не страдал: трое детей от единственной жены у него в наличии имелись.
Что же до торговли придворными должностями и прочей «коррупции», хочется поинтересоваться у тиражирующих эти «сведения»: а на что же Григорий Ефимович потратил миллионы, если он таковые поимел? Где его вилла в Ницце, которой могла бы, к слову, воспользоваться его дочь Матрёна, прибыв во Францию? Мало того, сегодня можно без особого труда посмотреть на скромную трехкомнатную квартиру по адресу Гороховая, 64 – 20, в которой старец жил в имперской столице и где принимал страждущих, – сейчас там усилиями историка и патриота России, к сожалению, безвременно от нас ушедшего два года назад Дмитрия Филатова (1969–2022) создан частный музей-квартира старца. В таких квартирах в начале прошлого века в Санкт-Петербурге жили инженеры средней руки, совсем не богатые люди. Хорошо знаю это потому, что часть моих собственных предков жили там же и тогда же – на Гороховой, 55, в полуверсте от старца.
Так, где же «бесчестно нажитые» миллионы? Мало того, что нет и следа от миллионов, существуют свидетельства того, что Распутин, как и св. Иоанн Кронштадтский, деятельно помогал деньгами нуждающимся. А тем, кто хотел проникнуть к старцу на сеанс исцеления без очереди, заплатив за это отдельную мзду, Распутин отказывал, потому что для него не было важно, богат человек или беден, – он лечил всех, кто к нему обращался Христа ради.
Удивительно, но о Распутине принято судить по воспоминаниям не только откровенно враждебно настроенных по отношению и к нему, и к России людей – таких как французский и английский посланники Морис Палеолог и Джордж Бьюкенен или иеромонах Илиодор (Труфанов), – но и по мемуарам… его убийц!!! Согласитесь, это, по крайней мере, странно – как если бы мы получали сведения о жизни жертв пресловутого Андрея Чикатило от него самого.
Все-таки Григорий Распутин проповедовал и лечил, а его убийцы его убили, преступив одну из главных заповедей Христа!
Причем не понеся за это никакого юридически необходимого с точки зрения любого права наказания. По сути своей дело об убийстве Распутина может и должно быть возобновлено в России сегодня. Тем более что ровно 20 лет назад, в 2004 году, появились вновь открывшиеся обстоятельства, о которых до этого публично никто и нигде, по нашим сведениям, не заявлял.
А именно – в Великобритании были опубликованы сведения о том, что убийство Распутина организовал и принял в нем самое деятельное участие офицер британской разведки Освальд Райнер (1888–1961), близкий друг (может быть, даже слишком близкий) Феликса Юсупова – они вместе учились в Оксфорде. Информация об этом появилась в документальном историческом фильме ВВС «Кто убил Распутина?».
Дело в том, что участники убийства православного старца (в 47 лет Григорий Ефимович, конечно же, не был стариком, но православным старцем – несомненно!) – великий князь Дмитрий Павлович, князь Феликс Юсупов, депутат Госдумы Пуришкевич, доктор Лазоверт и поручик Сухотин – охотно делились устными и письменными воспоминаниями о совершенном ими зверском злодеянии, ничуть не стесняясь этого и почему-то не боясь заслуженной ответственности за соучастие в уголовном преступлении. Однако никто из них не упомянул в своих постыдных записках о присутствии во дворце Юсуповых офицера британской разведки Освальда Райнера и о его выстреле в Распутина из штатного револьвера Webley & Scott Mk VI. Caliber.455. Понятное дело, ведь все они корчили из себя «патриотов России», и никто не хотел получить репутацию английского шпиона и опозориться навеки!
Мотивация Великобритании предельно понятна – так же, как и в случае убийства Павла Первого, вступившего в союзные отношения с Наполеоном: Распутин был горячим сторонником выхода Российской империи из войны путем сепаратного мира с Германией и Австро-Венгрией. А его влияние на императора и в особенности императрицу, еще и немку по происхождению, позволяло видеть эти мысли и планы старца Григория вполне реализуемыми. Еще о пророческом даре или просто мужицкой мудрости Распутина: он призывал заключить с Германией сепаратный мир, так? А что сделали ненавидевшие его большевики, захватив власть? Они выполнили завещание старца – заключили сепаратный Брестский мир, но уже на позорных условиях, ибо другие тогда уже были невозможны.
Британская же разведка, как сейчас установлено, заказывала клеветнические статьи о Распутине в петербургских газетах, а также нанимала похожих на Григория бородатых мужиков пьянствовать и бесчинствовать в кабаках, чтобы потом эти публикации выглядели более правдоподобными.
«Покуда я жив, будет жить и династия» – эти слова Распутина, к несчастью и для Романовых, и для России, оказались пророческими. А вот самозваные «спасители» империи в лице убийц старца на деле вместо того, чтобы спасти Россию, способствовали ее скорейшей гибели, да еще, по сути, в своем безумии срубили сук, на котором сидели.
Не будем останавливаться на всех подробностях той роковой для Российской империи и династии Романовых ночи с 16 (29) на 17 (30) декабря 1916 года – они изучены и описаны многими историками. Наиболее дотошно и объективно убийство старца расследовано в замечательной книге Олега Шишкина «Последняя тайна Распутина»: там навсегда развеяны все лживые россказни подлых убийц старца. Ее, также как и монографию Александра Боханова можно прочитать онлайн здесь.
С ночи убийства старца до краха империи и начала ущерба династии прошло ровно два месяца. Но даже мертвый Распутин не давал покоя пришедшим к власти в стране врагам империи и русского народа! В первые же дни бесславного правления Временного правительства его на тот момент еще министр юстиции Керенский, не найдя более важных для воюющей (!!!) страны дел, приказал организовать уничтожение тела старца, выкопав его из могилы в Царском Селе. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне, а затем ночью 11 марта труп Распутина был сожжен на территории Политехнического института.
Надо полагать, дипломированный юрист (!!!) Керенский и его подельники, занимаясь тогда юридическим беспределом в смысле осквернения могилы и уничтожения мертвого тела, совершали это ради укрывательства убийц и уничтожения улик. Интересно, зачем? Что могло связывать адвоката Керенского с аристократами – в. к. Дмитрием Павловичем, Феликсом Юсуповым и с бессарабским помещиком Пуришкевичем, – чтобы он так пекся о том, чтобы они избежали законной ответственности за предумышленное убийство? Неужели членство в одной масонской ложе? Или в дружественных?
Но еще более удивительное, на мой взгляд, в посмертной судьбе уже не самого Григория Ефимовича Распутина, а его имени, пожалуй, то, что на его физическом уничтожении и даже на надругательстве над его телом его враги – а вместе с тем это откровенные враги России, православия и Христа – не остановились. Клевета продолжается по сей день – уже сто лет с лишним как пишутся и издаются бредовые статьи и книги, снимаются фильмы, тиражирующие клевету на старца, пишутся песни наподобие знаменитой Rasputin, исполняемой диско-группой Boney M. По сути, старец Григорий стал наиболее продолжительно диффамируемым историческим персонажем Новейшего времени. Этот вопрос также требует осмысления и ответа.
Вот что, в частности, сказал, отвечая «ЭГОИСТУ» на этот вопрос, известный санкт-петербургский историк, поэт и переводчик Евгений Лукин: «Григорий Распутин – одна из самых загадочных фигур русской истории. И причина этой загадочности состоит в том, что образ этого выдающегося человека покрыт толстым слоем грязи и клеветы. Неуклонно прорываясь к завоеванию власти, либералы, большевики и прочие враги России и православия не гнушались ничем. Для ее достижения в ход шло всё – и подлость, и клевета, и террор, и убийство. Наверное, большевики были первыми в России, кто массово применил такую политтехнологию, как черный пиар. Главной целью этого пиара был царь и царская семья. Их дискредитация достигалась в том числе и очернением такого близкого к царю и царице человека, как старец Григорий Распутин. Этот старец обладал чудесной способностью заговаривать кровь, благодаря чему и обрел расположение и Александры Фёдоровны, и Николая Александровича, которые видели в нем спасителя царевича Алексея, страдавшего неизлечимой болезнью. Но никто из противников престола не щадил ни отцовских, ни материнских чувств. Царская семья держалась за Григория Распутина, как за соломинку, а для революционной общественности главным было нанести удар по этому старцу и тем самым лишить царскую семью последней надежды и моральной поддержки. В конце концов это и случилось – Григорий Распутин был зверски убит».
Доктор Боткин, хорошо лично знавший Григория Ефимовича и убитый врагами России через полтора года после ликвидации старца вместе с царской семьей, говорил: «Если бы не было Распутина, то противники царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь».
Но особенно странным и оскорбительным представляется отношение к старцу Григорию со стороны той духовной силы, которая должна была бы молиться на его образ в буквальном смысле этого слова, – РПЦ МП (Русская Православная Церковь Московского Патриархата). Идеи канонизации старца Григория высказывали и в РПЦЗ, и в Катакомбной церкви (о чем я говорил в начале статьи), и среди священников и прихожан РПЦ МП еще с конца 1980-х годов. Самыми известными сторонниками признания святости Распутина являются историк, писатель-патриот Олег Платонов, православная певица Жанна Бичевская и один из последних русских старцев, талабский насельник отец Николай Гурьянов (1909–2002). Я лично был в избе Николая Гурьянова на острове Талабск в июне 2023 года и видел его иконостас, в центре которого рядом с образом Пресвятой Богородицы находится фотография Григория Распутина.
Кажется, тот же Николай Гурьянов говорил, что, высказываясь плохо о Распутине, мы оскорбляем тем самым память святого царевича Алексея, невинно убиенного злодеями-большевиками. Ведь старец Григорий не только останавливал чудесным образом его кровотечение, но и был его духовником и близким другом. Да и вправду, если признанные Московским Патриархатом святыми мучениками Николай и Александра почитали старца Григория в духовном смысле выше себя, то как мы, принадлежа к Православной церкви, можем не уважать их мнения?
Официальный духовник царской семьи, протоиерей Александр Васильев (1868–1918) говорил о Распутине: «вполне богобоязненный и верующий человек, безвредный и даже скорее полезный для Царской Семьи… Он с Ними беседует о Боге, о вере».
С другой стороны, 10 июля 2002 года святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, очевидно, полемизируя с мнением Николая Гурьянова, заявил: «Распутин помогал наследнику цесаревичу преодолевать тяжелую болезнь – гемофилию. Но он дискредитировал монархию и последнего русского императора, чем и воспользовались враги отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России».
А один мой знакомый православный священник сказал так: «Господь прославил старца Григория в лике святых и без нас, грешных. Нам же – для нашего же блага – было бы лучше это принять и осознать». На мой взгляд, Россия, в которой церковь прославит и будет почитать наконец целителя и прозорливца, святого старца Григория Ефимовича Распутина, будет совсем другой страной – самостоятельной, сильной и процветающей, – той самой Святой Русью, о которой мы так много и так часто сегодня говорим.
___
на главной странице
Г.Е. Распутин, 1900-е гг. | фото К. Булла