Иммерсивные «Мистерии» в Доме Юсуповых

«Мистерии» – это не просто иммерсивный – по последней моде – как указано в афише, спектакль, а действительно театральная игра с активным участием зрителей – конечно же, тех, кто сам не против станцевать с настоящим живым артистом вальс или мазурку. Тем же, кто привык, выпив 150 старого доброго Hennessy, наслаждаться зрелищем, не вставая с такого уютного места в пятом ряду, тоже стоит прийти. В Бальной зале – одном из главных пространств игры – есть второй ряд стульев, из которого можно спокойно наблюдать за происходящим действием, не участвуя в нем.

Конечно же, когда мы слышим о том, что какое-то лицедейство будет происходить во Дворце Юсуповых на Мойке, первое, что приходит в голову, – зверское убийство Григория Распутина. Авторы «Мистерий» – драматург Владимир Хаунин и режиссер-постановщик театра «Мастерская» Сергей Паньков – вопреки ожиданиям широкой публики обошлись без сильного акцента на этом поистине трагическом для русской истории и всех его участников событии. 

Вся семья Юсуповых перед отбытием в эмиграцию из Крыма в 1919 году в исполнении актеров «Театральной игры» | фото: Стас Левшин

Во всяком случае, на «маршруте Татьяны (№ 4)», по которому я пошел со своей спутницей, в тексте диалогов, по моим подсчетам, имя Распутин упоминалось ровно один раз и совершенно вскользь, вне связи с контекстом его убийства, хотя драма заканчивается отплытием семьи Юсуповых из Крыма в эмиграцию, то есть хронологически уже после этого столь прискорбного для России события… (По моей информации, на других маршрутах что-то об убийстве старца все же есть, однако в программке нет такой роли – Григорий Распутин – и, соответственно, артиста, ее исполняющего.) 

Историческое интермеццо

События прискорбного потому, что на радость нашим врагам представители правящего сословия ополчились на простого русского человека, истинно православного, подлинного патриота России, опасно для себя приблизившегося к трону – как мотылек к пламени свечи. Обманом заманив его в западню и подло убив там, злоумышленники не только не добились своих целей – спасения династии и империи. Убийством Григория Распутина шайка русских аристократов, преимущественно с немецкими и татарскими корнями, добилась прямо противоположного эффекта – империя рухнула, династия была истреблена. Представители высшего дворянства, еженедельно ходившие на причастие и исповедь в храм, но при этом нарушившие главную Евангельскую заповедь, были фатально ослеплены гордыней, неограниченной властью и безмерным богатством. 

После убийства Распутина великая княгиня Елизавета Фёдоровна, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, на тот момент уже давно находясь в статусе монахини, отправила родителям Феликса Юсупова телеграмму: «Молитвами и мыслями с вами. Да благословит Господь вашего сына патриотический подвиг». 

Григорий Распутин,1900-е годы и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, 1904 г | фото: Карл Булла

Примечательно, что лично Распутина Елизавета Фёдоровна никогда не видела и судила о нем по газетным байкам, сочиненным и опубликованным за деньги врагов империи тогдашними бульварными борзописцами. Вспоминала ли монахиня (!!!) Елизавета эти свои слова в Москве в Марфо-Мариинской обители, когда 7 мая 1918-го ее пришли арестовывать латышские стрелки? И когда 18 июля ее живьем вместе с еще несколькими князьями, среди них один великий князь – внук Николая Первого Сергей Михайлович, – сбросили в Новую Селимскую шахту возле Алапаевска? Думала ли она в эти мгновения о том, что сделали с Распутиным Феликс Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович с подручными? И как она их за это благословляла? С Распутиным, никого никогда не убивавшем, но исцелившим сотни и тысячи людей, включая наследника престола и за это оклеветанным завистниками. С человеком, который своим чудесным бытием сдерживал кровавый поток бессмысленного и беспощадного русского бунта. «Срубили сук, на котором сидели» – здесь эта пословица подходит как нигде.

«Пока я жив, все будет путем, но после моей смерти потекут реки крови», – эти слова сибирского мужичка Григория Ефимовича Распутина из его последней телеграммы императору оказались на 100% пророческими...

Я позволил себе этот исторический экскурс для того, чтобы подчеркнуть исключительную трагичность всего происходившего тогда. Ведь по сути своей семья Юсуповых совсем не выглядит бандой головорезов с большой дороги. Напротив, это были бонвиваны, эстеты, театралы, знатоки и покровители искусств – вспомним портреты членов этой замечательной семьи кисти Валентина Серова. И факт прямого участия этих ярких, талантливых и в чем-то даже добрых людей в убийстве ни в чем не повинного человека, и более того – факт их нераскаянности до гробовой доски (за счастливым и единственным исключением великого князя Дмитрия Павловича), нежелание признать свою фатальную ошибку – вот тот роковой исторический узел, не развязанный и не разрубленный до сих пор.

Да, и Юсуповы, и Распутин были православными христианами и искренними патриотами России. «Глубочайшая вера понадобилась нам, чтобы не усомниться в справедливости Господа. Именно эта вера и помогла нам вынести испытания и не утратить надежды», – пишет Феликс Юсупов в предисловии к своим мемуарам. В искренней и простосердечной вере Распутина также нет никаких сомнений.

Дьявол, как обычно, скрывался в нюансах: Юсупов, получавший образование в Оксфорде, стал англоманом, а Распутина из-за его принципиального пацифизма и отказа клеветать на немцев по причине войны с Германской и Австрийской империями считали германофилом. В результате один православный человек – искренний патриот России Феликс Юсупов – по наущению и при прямом участии агента британской разведки Освальда Райнера организовал зверское убийство другого русского православного человека и патриота своей Родины – Григория Распутина.  Вам это ничего не напоминает? Выучили ли мы сегодня этот поистине трагический урок?

Четыре маршрута «Театральной игры»

Однако вернемся в особняк Юсуповых на сеанс мистической «Театральной игры». Иммерсивность спектакля «Мистерии» начинается с того, что уже на входе в игровое пространство зрителей встречают и приветствуют артисты и предлагают выбрать один из четырех маршрутов «Театральной игры» внутри особняка. Маршрут № 1 – вИдение Феликса, № 2 – вИдение Ирины, № 3 – вИдение Николая, № 4 – вИдение Татьяны. Выше я уже упомянул о том, что мы с моей спутницей выбрали маршрут № 4.

Феликс Юсупов. Портрет кисти Валентина Серова. Валентин Серов за работой над портретом. Феликс Юсупов позирует | фото digitaloceanspaces.com

Все четверо – члены семьи Юсуповых разных поколений. При этом, безусловно, самый или единственно известный для большинства пришедших зрителей – Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон-Юсупов, личность в духе времени яркая и разносторонняя: выпускник Оксфорда, эстет, франт, щеголь, этакий русский Дориан Грей. Гениальный Валентин Серов на портрете Феликса с французским бульдогом показал нам своего героя таким, как будто мы сами виделись с ним намедни. 

Весь спектакль, все четыре маршрута построены на книге мемуаров князя Юсупова, увидевшей свет после его смерти в восьмидесятилетнем возрасте в Париже в 1967 году, а также на письмах Татьяны Александровны Юсуповой, письмах, дневниках и книге воспоминаний Марины Гейден (1889–1974) – возлюбленной старшего брата Феликса Николая и жены графа Арвида Мантейфеля. Эти трое последних также представлены в «Театральной игре». При работе над спектаклем использовалась книга научного консультанта музея «Дом Юсуповых на Мойке», историка, кандидата искусствоведения Натальи Зайцевой «Непарадная жизнь Юсуповского дворца».

«Это история старорусского семейства в типичной для него обстановке восточной дикости и роскоши. Начинается она у татар в Золотой орде, продолжается в императорском дворе в Санкт-Петербурге и оканчивается в изгнании», – так начинаются мемуары блистательного князя.

В представлении отражено и начало российской жизни рода Юсуповых: в Оперную залу дворца каждую из четырех групп по очереди приводит выбранный вами протагонист – там, на сцене, разыгрывается сюжет перехода первого из Юсуповых-татар в православие. Это произошло, согласно семейным хроникам, в царствование сына Иоанна Грозного – Фёдора Первого Иоанновича.  

Вальс в Бальной зале, спектакль «Мистерии» | фото: Владимир Постнов

Но самая иммерсивная часть «Театральной игры» происходит, как я уже указывал выше, в Бальной зале. В ней артисты, играющие членов семьи Сумароковых-Эльстон-Юсуповых, обучают желающих из числа зрителей бальному этикету начала прошлого века, а также приглашают повальсировать с ними, затем дают мастер-класс мазурки.

В ходе путешествия по пространствам и залам флигеля Юсуповского дворца вы поучаствуете еще и в спиритическом сеансе, послушаете пение старинного русского романса, сможете пообщаться со старым сгорбленным дворецким Павлом.

«Immersion» по-французски и по-английски равно означает «погружение», и для большей иммерсивности-погруженности я посоветовал бы господам, которые соберутся на «Мистерии», облачиться во фраки или что-то похожее, а дамам, конечно же, стоит выгулять свое лучшее вечернее платье. Для вальса и мазурки это будет настоящий блеск! При этом вам нужна будет удобная обувь, так как в ходе «Театральной игры» вам будет необходимо довольно много ходить по лестницам. В общем, задача зрителя «Мистерий» – найти некую золотую середину между нарядностью и удобством.

Отдельно хочется сказать об артистах, авторе и постановщике «Театральной игры». Не секрет, что перевоплощаться в образы более чем столетней давности – в образы людей, коренным образом отличных от нас, современных, – это даже не труд, а в какой-то степени гениальность. У молодых актеров – выпускников РГИСИ 2024 года (курс С. Д. Черкасского) – под чутким руководством режиссера-постановщика Сергея Панькова это получилось в полной мере. Вот уж где действительно удалось глубочайшее погружение – immersion! Научный консультант музея Наталья Зайцева провела с артистами огромную работу, обучая их правильно держать спину, не выказывать эмоций и другим премудростям этикета столетней давности.

Арсений Писаревский в роли кн. Феликса Юсупова вальсирует с дамой | фото: Стас Левшин

В роли Феликса Феликсовича Юсупова мне посчастливилось увидеть 24-летнего петербургского актера Арсения Писаревского. Его попадание в образ прославленного князя просто уникально! Радует, что молодые люди, еще дальше, чем мы, отстоящие по времени от представленных в «Мистериях» событий, могут настолько полноценно проникнуть в дебри русской истории и культуры и быть в этих образах настолько подлинными и – по Станиславскому – убедительными!

Из других актерских работ нельзя не отметить Илью Гонташа, который продемонстрировал свою универсальность, сыграв в спектакле сразу две роли – графа Арвида Мантейфеля, застрелившего на дуэли старшего брата Феликса Юсупова Николая, и вторую, харАктерную роль – престарелого полусогнутого дворецкого Павла, в образе которого он не менее совершенен, чем в роли рокового дуэлянта-убийцы.

Дарья Тимченко в роли княгини Татьяны Александровны | фото Владимир Постнов

Из женских персонажей трудно выделить кого-то – все хороши, претензий к игре актрис у меня не возникло. Вероятно, более других запомнилась Дарья Тимченко в роли княгини Татьяны Александровны Рибопьер-Юсуповой (1828–1879) и Полина Шепелева в ролях двух Зинаид Юсуповых разных поколений семьи.

Вот что говорит о спектакле и актерах, занятых в нем, режиссер «Мистерий» Сергей Паньков: «Я работал с молодыми актерами, вчерашними выпускниками. Конечно, люди и нравы 100-летней, 200-летней давности от них очень далеки: совершенно иначе держались в обществе, и неверный поворот головы, повышение тона обсуждалось и порицалось. Самой большой сложностью для меня оказалась структура спектакля, даже несмотря на то что подобный опыт у меня уже был. Когда 4 группы начали совпадать по времени – я до сих пор уверен, что это невозможно без помощи высших сил».

Драматург же, автор пьесы, Владимир Хаунин сам сказал о своем творении следующее: «Юсуповы жизнь воспринимали как игру и великое приключение – согласитесь, редкое качество в любые времена. Как приключение мы построили и наш спектакль. Документальные свидетельства, письма, дневники и воспоминания мы переплетаем с метафорами, цитатами, оммажами и ассоциациями из мировой классической литературы. Играем с пространствами флигеля и дворца – и одновременно с пространством культуры и истории, легенд и мифов, мелодрам и трагедий».

Безупречен, на мой взгляд, вклад в великолепное зрелище художника-постановщика театра «Мастерская» Татьяны Артамоновой: прежде всего это относится, конечно же, к костюмам героев – они не столько дотошно историчны, сколько «силуэтны».

Впрочем, лучше убедиться в этом лично, придя на «Театральную игру», благо ее представления продлятся до конца сентября и весь октябрь и далее (даты спектаклей здесь). Билеты разлетаются как горячие пирожки, так что мой совет: не теряйте времени.

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Сусанна Цирюк: «Постижение нового помогает нам не стареть»
Сегодня в пятницу 13-го сентября в 19:000 на сцене С-Пб ТЮЗа состоится премьерный показ знаменитого лермонтовского «Маскарада» в постановке замечательного театрального режиссера Сусанны Цирюк. Её имя хорошо знакомо петербуржцам и любимо ими. Кто из городских театралов не видел ее незабываемых постановок: «Средство Макропулоса», «Винил», «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского! Аншлаги на этих спектаклях красноречивее любых слов
13.09.2024
World Fashion Gala Saint-Petersburg. Из Петербурга на мировые подиумы
29 сентября в культурной жизни Петербурга состоится первое бизнес- fashion событие в городе, мероприятие, призванное объединить мир бизнеса и моды. Бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, государственные деятели и международные дизайнеры встретятся на одной площадке, в интерьерах Манежа Первого кадетского корпуса.
12.09.2024
Лев Рахлин: «Все мои планы сегодня связаны с Чеховым, Гоголем, Достоевским»
С творчеством замечательного театрального режиссера Льва Ильича Рахлина знакомы многие даже из тех, кто не помнит его имени (хотя таких, пожалуй, найти будет не так-то просто). Редко найдется в нашей стране человек, который ни разу в жизни не видел его легендарный спектакль по знаменитой повести Владимира Кунина «Кыся» с Дмитрием Нагиевым в заглавной роли. «ЭГОИСТУ» посчастливилось пообщаться с режиссером, любезно пригласившего к себе домой
28.04.2024