Казанова. Время карнавала, или Жизнь как праздник
Блистательная череда мюзиклов, созданных на протяжении нескольких лет под руководством и в большинстве своем по идеям директора СПб театра имени Шаляпина Юлии Стрижак, летом этого года увенчалась премьерой подлинного шедевра на все времена – спектакля Алексея Франдетти «Казанова»
Спектакль создан по мотивам замечательной, но до сего часа малоизвестной широкой публике пьесы Марины Цветаевой «Приключение», написанной в 1918–1919 годах. Режиссер-постановщик питерской версии мюзикла Илья Архипов. Представления проходят на сцене ДК им. Горького.
В Голливуде говорят, что есть три основных составляющих успеха картины: сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Это правило сработало и теперь: русский Серебряный век, да и модерн (он же – Art Nouveau, он же – Jugend Stil) в целом продолжают поставлять нам напрочь забытые литературные шедевры, из которых получаются настоящие «шампанские» театральные представления. Особенно если они сдобрены качественной музыкой.
За примерами далеко ходить не надо. В том же Театре имени Шаляпина (бывший «Мюзик-Холл») регулярно продолжаются показы «Портрета Дориана Грея» и «Великого Гэтсби», и оба они родом оттуда – из оглушающе-ослепительного начала прошлого столетия. Сумасшедший успех получил мюзикл «Белый. Петербург» по роману Андрея Белого «Петербург» с музыкой Георгия Фиртича, поставленный десять лет назад в Музкомедии. Совершенно потряс петербургскую публику «Карлик» Александра фон Цемлинского, сыгранный лет пять тому назад в Концертном зале Мариинки, – оперный шедевр, сотканный из сказки «День рождения Инфанты» того же Оскара Уайльда. А вагнерианская «Сервилия» Римского-Корсакова, спетая впервые в том же КЗ Мариинского на его недавний юбилей?
Модерн представляется неисчерпанной и неисчерпаемой каменоломней для современных либреттистов и композиторов, как когда-то античный театр, Библия или Шекспир, – материала из этих шахт хватит, кажется, на необозримое будущее.
«Приключение» Марины Цветаевой, взятое за основу либретто мюзикла Франдетти «Казанова», написано на катастрофическом излете трагического Серебряного века – в 1918–1919 годах, в революционную эпоху, когда среди голода, холода, арестов и ружейной стрельбы на улицах каждый день казался последним. Наверное, именно поэтому тем, кто очутился в этом аду, особенно остро хотелось очнуться в совершенно другом мире – праздничном, фривольном, карнавальном. И если наяву это было невозможно, тогда хотя бы – в творческом сне.
И Марина Ивановна Цветаева, не зная толком, где ее муж-белогвардеец Сергей Эфрон, пропавший на тот момент на просторах бушующего Гражданской войной Юга России, сдав двух своих малолетних девочек в приют, потому что ей нечем было их кормить (младшая там умрет в возрасте трех лет), открывает мемуары Джакомо Джироламо Казановы (1725–1798) и окунается в его ослепительную, полную опасностей и приключений жизнь.
Можно ли такое простить? Наверное, нельзя. Можно ли понять? Полагаю, да – особенно со скидкой на то, что людям культуры модерна все их прегрешения авансом отпустили ницшевский Заратустра и уайльдовский Дориан Грей, отменив попутно простую христианскую и человеческую мораль. То, что в конце расплатой за это будет висельная петля в хмурой неуютной Елабуге, сейчас было совсем не важно. Ведь и Игорь Северянин чуть ранее, за несколько лет до этого провозгласил:
«Греши отважней! В грехе забвенье! Пусть добродетель – уделом мумий:
а там – хоть пуля, а там – хоть рельсы!»
Итак, XVIII век – эпоха блистательных авантюристов: Иосиф Бальзамо граф Калиостро, барон Мюнхгаузен, другие менее известные, а среди протагонистов венецианец Джакомо Казанова – сверкающий самыми разнообразными гранями бриллиант в платиновой оправе.
Родившийся в семье артистов, он – и церковный юрист, и скрипач, и лекарь, и игрок, иногда даже политик. Сложнее сказать, кем он в своей жизни не был. Наверное, почти каждому и каждой хочется быть таким Казановой – красивым, умным и обаятельным авантюристом, влюбчивым и почти ежедневно рискующим своей репутацией и жизнью. Проблема в том, что решиться – «отморозиться», как теперь говорят, – на это трудно. Цветаева решилась: по сути, она сама была таким Казановой в юбке.
Марина Ивановна берет эпизод из раннего периода жизни знаменитого авантюриста, сладострастно и с удивленным восторгом описанный им самим в его мемуарах.
Казанове 25 лет, во время венецианского карнавала он знакомится с маской – гусаром Анри. Сначала возникает ссора, чуть не приводящая к дуэли, но затем обнаруживается, что под маской гусара скрывалась соблазнительная француженка Генриетта. Тут же вспыхивает роман. Но вскоре обнаруживается, что Генриетта обручена и должна выйти замуж не за кого-нибудь, а за английского короля Карла Первого.
Здесь Цветаева соединила две истории, разница по времени между которыми – столетие: Карл Первый английский, женатый на дочке французского короля Генриха Четвертого Генриетте, был казнен ровно за 101 год до описываемых Джакомо Казановой в его мемуарах событий, происходящих в 1750-м.
Но суть не в этом – мораль истории, по Цветаевой, такова: Казанова был всю жизнь влюблен в одну женщину, но не по своей воле потеряв Генриетту, беспрестанно искал ее в других. Поэтому женщин и было так много, что ни одна из них не была сравнима с Генриеттой. В результате имя Казановы стало нарицательным. Получилась апология знаменитого венецианца, а заодно оправдание собственной жизни.
Автор идеи и либреттист спектакля «Казанова» – известный российский режиссер театра и кино Алексей Франдетти. На просторах Интернета можно найти сведения о том, что мировая премьера мюзикла состоялась 26 июня 2018 года в Екатеринбурге.
Там у музыки «Казановы», к слову, есть автор, известный композитор – с именем и понятной биографией (см. ссылку выше). На афише петербургского спектакля автор музыки как таковой не указан.
Не беда! В любом случае музыка восхитительная – особенно мастерски сделаны любовные дуэты, в которых красивые мелодии, все слова различимы и певцы не мешают друг другу петь, как это иногда бывает даже у великих композиторов. Сюжет драмы Цветаевой работает как сжатая и постепенно распрямляющаяся пружина, а музыка очень тонко следует за ходом действия.
Режиссер спектакля Илья Архипов известен как артист Театра эстрады и успешный постановщик. Помню его зажигательный спектакль по «Сорочинской ярмарке» Гоголя на сцене его родного театра – на мой взгляд, это одна из подлинных жемчужин городских театральных подмостков.
Художником-постановщиком в титрах указан также Илья Архипов, а декорации спектакля не талантливы – они, скорее, гениальны! Как изобразить Венецию? Рисовать площадь Святого Марка, Гранд-канал, Мост вздохов, Понте ди Риальто? А можно проще: посередине сцены поставить огромную подвижную гондолу, на заднике видеопроекцией изобразить колоннаду и силуэт дворцового фасада, а в небе повесить луну в полнеба. Лаконично и не рассеивает внимания зрителя. Костюмы от Алены Песковой тоже радуют искушенный глаз: они гармонично дополняют поистине висконтиевскую картинку Венеции, созданную Ильёй Архиповым.
В спектакле два состава, среди которых есть такая безусловная étoile российских мюзиклов, как Ростислав Колпаков в роли Капитана. Звездят и оба Казановы – Александр Саванец и Роман Графов, и обе Генриетты – Анастасия Вишневская и Анна Тесс. Откровенно «жжот» на сцене внучка Андрея Петрова харАктерная меццо Манана Гогитидзе в роли Хозяйки мастерской и весь первоклассный балет Театра имени Шаляпина в огромной дважды повторяющейся великолепной по яркости красок и разнообразию сцене Карнавала (хореограф-постановщик – Никита Борис).
Конечно, Казанова – «шампанский», по слову Эдуарда Лимонова, герой, которого так не хватает нашему забюрократизированному времени, он – как глоток свежего воздуха среди духоты унылых и ужасных теленовостей, перемежаемых тупой и глумливой рекламой банковских услуг. А мысль авторов мюзикла читается примерно так: жизнь – это карнавал, праздник, а если не праздник – то это и не жизнь!
P.S. Спектакль «Казанова» Алексея Франдетти стал первой постановкой Театра «Мюзик-Холл» в статусе Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина.