Кинофестиваль VOICES. Главные фильмы
Кинокритик,
автор телеграм-канала «Што это было»
В Вологде завершился Фестиваль молодого кино, где продемонстрировали картины, участвовавшие в международных кинофестивалях – от Канн до Берлинале. Часть лент показали в России впервые. Рассказываем о лучших фильмах Фестиваля.
«Скарлет», режиссер Пьетро Марчелло
Французская драма L'envol, которая переводится как «Полет», а в нашей локализации – «Скарлет», стала фильмом открытия VOICES. В своей новой работе любимец европейских кинофестивалей вновь обратился к литературному источнику, чтобы обернуть его в язык кинопоэзии. Так, после экранизации романа Джека Лондона «Мартин Иден» Марчелло выбрал для адаптации «Алые паруса» Александра Грина, с которым также обращается весьма вольно. Место действия перенесено во французскую деревушку, персонажи носят другие имена (Лонгрен стал Рафаэлем, а Ассоль – Джульеттой), профессия того самого капитана меняется на летчика, однако основной мотив остается прежним: важно поступать так, как велит сердце.
«Сказка», режиссер Александр Сокуров
В «Сказке» Сокуров демонстрирует новый киноязык, в котором великие властители мира – Сталин, Гитлер, Черчилль, Муссолини – предстают такими, какими существовали в реальности. Визуальный и звуковой ряд подобран из кинохроники, так что никаких актеров в фильме нет – лишь реальные документальные кадры и малая доля нейросетей. Исследуя мучительное томление главных героев XX века в метафизическом лимбе, где они множатся подобно мухам, режиссер будто создает новое измерение для «Тетралогии власти». Увы, и в земной жизни, и в фантасмагоричном запределье исторические личности не собираются раскаиваться: что на земле, что на небе, народ для них – мусор.
«Я болею» («Тошнит от себя»), режиссер Кристоффер Боргли
Скандинавские кинематографисты в последние годы наиболее чутко реагируют как на проблемы социума, так и на темы, волнующие отдельного человека. В трагикомедии Syk pike, премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале – 2022 в программе «Особый взгляд», препарируется безразличие людей друг к другу. По Боргли, в тот редкий момент, когда кому-то удается выйти из тени, человек натыкается на новые препятствия: нарциссизм, эгоизм, тщеславие. Героине фильма – девушке, работающей в кофейне, – предстоит выдержать это испытание, но путь будет непростым. Экспериментальные таблетки и вызванное ими ужасное кожное заболевание вскроют ее собственные пороки и пороки ее окружения.
«Блажь», режиссер Илья Поволоцкий
История взросления и поиска себя была номинирована в Каннах на «Золотую камеру» (награду за режиссерский дебют): это единственный фильм российского производства, участвовавший в конкурсной программе Каннского кинофестиваля – 2023. «Блажь» – третья после документальных метров «Северяне» и «Пена» работа Поволоцкого, в которой он обращается к Русскому Северу. Режиссер считает, что на Кольском полуострове, в Мурманской области люди полагаются только на себя, поэтому персонажи его фильмов самодостаточны и немногословны. Отец и дочь, волею судьбы оказавшись в суровом крае с передвижным кинотеатром, тоже привыкли быть сами по себе, но в ходе путешествия через всю страну они научатся ценить друг друга.
«Анатомия падения», режиссер Жюстин Трие
Обладательница «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля – 2023 Жюстин Трие изучает последствия неудачного брака, когда амбиции супругов становятся причиной распада. На судебном процессе, где расследуется убийство (возможно, суицид или несчастный случай) мужчины, его жена вынуждена вспоминать самые темные моменты их совместной жизни, и здесь на первый план выходят не типичные жанровые решения вроде прений или свидетельских показаний, а чувства. Выражение эмоций становится главной целью персонажей: когда к этому привыкаешь, центральная загадка кажется не такой уж значимой. В итоге типичная судебная драма превращается в чуткое кино, которое хочется переживать, а не разгадывать.
«Клетка ищет птицу», режиссер Малика Мусаева
Дебютная работа Малики Мусаевой, которая обучалась у Александра Сокурова в мастерской в Нальчике, впервые была представлена в этом году на Берлинале: «Клетка ищет птицу» стала первой полнометражной картиной на чеченском языке в конкурсе кинофестиваля класса А. В основе изящного и поэтичного фильма с говорящим названием – история нескольких поколений женщин, запертых в тисках патриархального общества, где традиции чтят выше человека. Существующие всегда для других и никогда для себя дочери, матери, бабушки веками не могут освободиться. Режиссер тонко чувствует местные нравы, потому ее кино, которое хочется назвать адаптацией романов Джейн Остин на современный чеченский лад, живое. В фильме заняты непрофессиональные актеры – тем ценнее награда «Лучшая роль», которую присудили зрители VOICES Хадиже Батаевой.
«Жанна Дюбарри», режиссер Майвенн
Возвращение Джонни Деппа в кинематограф после вынужденного перерыва в карьере из-за судебного процесса с Эмбер Херд вышло символичным: актер сыграл короля Франции Людовика XV. Это первая роль Деппа во французском фильме на французском языке, но внимание притягивает Майвенн, которая помимо постановщицы картины стала исполнительницей главной роли.
Известнейшая куртизанка своего времени Жанна Дюбарри поднялась по парижской социальной лестнице с самого дна до Версаля, став официальной фавориткой короля. Девушка своенравна и умна, поэтому быстро завоевывает расположение первого лица государства. Хоть картина, в отличие от реальной Дюбарри, не выходит за рамки дозволенного, за счет прогрессивной героини фильм выглядит довольно современным. Историческая костюмная драма, ставшая фильмом открытия Каннского кинофестиваля – 2023, закрыла VOICES.