Константин Бронзит: «Современной мультипликации нужны не новые персонажи, а новые авторы»
Режиссер Константин Бронзит – о том, как изменили технологии историю анимации, кто сегодня занимается пластилиновыми мультфильмами и рисует карандашом, почему современная мультипликация переживает кризис идей и чего ждать от полнометражного «Лунтика».
Автор многочисленных анимационных блокбастеров, от «Правдивой истории о трех поросятах» до серийной эпопеи о трех богатырях, заслуженный деятель искусств России и член Американской киноакадемии Константин Бронзит работает над полнометражной версией «Лунтика» – анимационного фильма по мотивам одноименного датского сериала. В интервью «Эгоисту» режиссер рассказал о том, какие новые персонажи появятся в «Лунтике», станет ли он вновь участвовать в борьбе за «Оскар», почему предпочитает развлечения поучениям, а также в чем следует, двигаясь по жизни, равняться на Ёжика в тумане.
Что готовит зрителю полнометражный «Лунтик»?
Константин Бронзит. Большую интересную историю.
А персонажи будут те же?
К. Б. Появятся и новые. Как минимум два из них очень отличаются от привычных героев сериала. Там будут страшные и опасные ситуации, которые персонажи преодолеют все вместе. Такой классический сюжет «через тернии к звездам».
«Все вместе» – классическая концепция еще советских мультфильмов: дружба, взаимопомощь, честность... Сегодня посыл мультиков изменился. В какую сторону?
К. Б. На мой взгляд, в правильную. Мультипликация перестала быть заложницей двух чудовищных стереотипов: что она создается только для детей и что она детей должна обучать. Соответственно, мультфильмы стали более сложными по своему нарративу, они наполнились новыми смыслами, а стилевые визуальные решения разнообразны как никогда. И еще они отчетливо разделились на два сегмента: коммерческое кино и авторское. Если говорить о детском кино, которое никуда не делось, то здесь прежде всего важен момент прямой развлекательности. Как говорил Уолт Дисней: «Я предпочитаю развлекать публику и надеяться, что она чему-то научилась, чем поучать ее и надеяться, что она развлеклась».
Сейчас могут появиться такие сложные работы, как «Ёжик в тумане»?
К. Б. Не вижу препятствий. Вернее, вижу одно: пока не появился автор уровня Норштейна.
А будут ли они востребованы современным зрителем?
К. Б. Еще как. «Ёжик в тумане» – теперь целый бренд. По-моему, он во времена Советского Союза не был настолько популярен, как сейчас. Я видел своими глазами, как нынешняя молодежь делает татуировки с Ёжиком, есть чашки, тарелки, футболки, сумки, я видел много раз аэрографию с персонажами этого мультфильма на автомобилях. Хотя совсем не факт, что все эти люди понимают смысл, заложенный в этом фильме. Мне кажется, это один из первых советских примеров того, насколько глубоким может быть анимационное кино.
В чем для Вас смысл «Ёжика в тумане»?
К. Б. Мы привыкли идти по жизни проторенными путями: дом – работа – дом. От привычек трудно отказываться. Это удобно и, главное, дает нам чувство безопасности (конечно, мнимое). Свернуть на неведомую тропинку, причем свернуть не потому, что в этом возникает необходимость, а свернуть просто из любопытства, то есть что-то поменять в своей жизни при совершенно неизвестном конечном результате – на это способны немногие. Нужно быть тем самым Ёжиком, в котором все еще жив интерес к познаванию мира. Как говорил Набоков, человек, обошедший мир и вернувшийся в исходную точку, все равно уже видел и понимает больше, чем тот, кто находился в этой точке изначально.
Так и этот Ёжик – в тот вечер он пришел к Медвежонку другим «человеком». И в финале фильма отчетливо видно, как Ёжик физически еще сидит рядом с Медвежонком, но мысли его уже в другом месте. Его вселенная резко расширилась, и между ним и Медвежонком образовался зазор, потому что Ёжик в своих знаниях ушел далеко вперед.
Сумеет ли Медвежонок «догнать» Ёжика, чтобы сохранить дружбу, зависит только от Медвежонка, потому что Ёжик может ему предложить завтра шагнуть в туман вместе, но будет ли способен на это Медвежонок, мы не знаем. Если нет, Медвежонок все реже будет видеть Ёжика и не будет понимать, что произошло, а Ёжик все чаще будет пропадать в тумане, потому что ему с Медвежонком станет совсем скучно, и однажды он не придет к Медвежонку совсем.
Как лучше смотреть мультфильм: на большом экране в кинотеатре или дома, скачав в интернете?
К. Б. Большой экран важен прежде всего для игрового кино. Для мультипликации это требование не столь критично: графика может быть максимально несложной, даже примитивной. Например, «Масяню» можно смотреть и на телефоне, она от этого ничего не потеряет. Но если брать что-то типа «Карлика Носа» или фильмов Миядзаки, то картинка в них гораздо сложней, глубже, проработанней, у персонажей много деталей, и чтобы все это увидеть и оценить по достоинству, большой экран просто необходим.
Как изменили мультипликацию новые технологии? Востребованы ли все еще навыки ручной работы, которые ценились на вес золота еще пару десятков лет назад?
К. Б. Появление компьютеров невероятно облегчило нашу работу и ускорило рутину производства. Но вместе с этим появилось расхожее заблуждение, что компьютер заместил художников и теперь все делает сам. Типа нажал кнопку – и персонаж уже прыгает и бегает. Это не так. Все равно анимационное кино – это кропотливый ручной труд. Просто раньше в руках художника были бумага, карандаш и краски, а сегодня он держит дигитайзер и рисует персонажа прямо на мониторе компьютера. Но все равно рисует. Покадрово. Один рисунок – один кадр фильма. Но вносить поправки стало точно гораздо быстрее. И ускорение всего процесса в целом как раз и является причиной того, что производство анимационных фильмов в последние десятилетия сильно увеличилось. Грубо говоря, чисто технически писатель гораздо быстрее напишет роман на печатной машинке, нежели гусиным пером. Но в обоих случаях слова будут складываться из букв.
На ваш взгляд, оправдывает ли себя подход, при котором, чтобы привлечь дополнительное внимание к релизу, озвучивать мультфильмы приглашают звезд, зачастую не обладающих нужным мастерством?
К. Б. Мое мнение и мнение коллег, с которыми я разговаривал на эту тему, таково: зрителю в момент просмотра не важно, кто озвучивает персонажа. Другое дело, что звездное имя на афише, возможно, чуть больше привлечет внимание какой-то части аудитории. Но для зрителя это точно не является прямым поводом пойти и посмотреть мультфильм. Это не работает так, как в игровом кино: «В главной роли Арнольд Шварценеггер» – и билеты проданы. В мультфильме это будет всего лишь голос Арнольда, а по экрану может бегать непонятное существо. Но, как вы понимаете, продюсеры используют все возможности привлечь публику. Мой профессиональный слух, конечно, обращает на эти вещи внимание. Я вижу: вот пригласили звезду, но это не актер, а певец с громкой фамилией, и я слышу, что как актер он не тянет! Вяло, безэмоционально, на сорок процентов от требуемой задачи. В результате сам фильм от этого только страдает.
История мультипликации знает Дональда и Белоснежку, Симпсонов и Чебурашку. Кто может прийти им на смену и стать следующим героем века в анимации?
К. Б. Боюсь вас разочаровать, но лично мне совершенно все равно, какими будут следующие герои. Я сосредоточен на настоящем и не заглядываю с этими вопросами в будущее. Когда есть проект, выкладываюсь на двести процентов и ничего вокруг не вижу. А вообще, герои могут быть любыми, и никто не может предсказать, какой именно персонаж в скором времени «захватит» мир.
В целом скажу так: сегодня есть кризис идей во всем мире. Все истории рассказаны, все возможные персонажи нарисованы. Об этом говорит и определенный спад даже на студии Pixar. У них сейчас много вторички, они не гнушаются сиквелами и приквелами, то есть оригинальные идеи закончились. В большом кино, к слову, дефицит идей тоже ощущается. Но дело даже не в новых идеях или в новых персонажах. Сегодня выстрелить может свежий, оригинальный взгляд на избитый сюжет. А для этого нужны не новые персонажи, а новые авторы, обладающие этим свежим взглядом.
Кто-нибудь делает сейчас кукольные или пластилиновые мультфильмы?
К. Б. Их очень мало. Ведь для этого нужно вернуться к старым ручным технологиям. Это долго и трудоемко. Но все-таки раз в год на каком-нибудь фестивале непременно можно увидеть кукольное или пластилиновое кино. Но и карандашами на бумаге кто-то честно рисует по-прежнему. Это не носит массовый характер, но авторы, которые хотят чувствовать руками материал и фактуру, с удовольствием это делают.
Вы будете снова претендовать на «Оскар»?
К. Б. «Оскар» в категории короткометражного кино – это лотерея. Тратить жизнь с целью выиграть в лотерею не очень продуктивно. «Оскар» не может быть самоцелью, у тебя просто ничего не получится. У меня азарт включается при попытке сделать хороший фильм. Вот это и есть самая сложная, непосильная, но самая интересная задача. Чтобы мои учителя и коллеги, чье мнение мне небезразлично, сказали: «Молодец, ты сделал классный фильм». А дальше у него будет фестивальная судьба, на которую сам автор повлиять уже не может, – только наблюдать со стороны.
У вас есть кумиры? Чьим последователем вы себя считаете и есть ли те, кто считает себя вашими последователями?
К. Б. Я не люблю слово «кумир». Есть режиссеры, которыми я восхищаюсь. Конечно, Юрий Норштейн на первом месте, и Хаяо Миядзаки в их числе. Тут еще можно привести с десяток имен, но у меня нет ощущения, что я являюсь чьим-то последователем. Мне кажется, вобрав в себя что-то ценное от многих мастеров, я нашел свой собственный путь. А про своих последователей я вообще ничего не слышал. Думаю, что таких нет. Но это и хорошо, ибо каждый должен идти своей дорогой. Искусство прекрасно своим разнообразием.