«Копенгагена не существует», когда ты на обочине

22 июня 2023 в российском прокате стартует второй полнометражный фильм Мартина Сковбьерга «Копенгагена не существует», мировая премьера которого состоялась на Роттердамском международном кинофестивале. Разбираемся, чем примечательна эта изящная экзистенциальная драма о разрушительной силе любви  
  
«Нам нравилось, что все дни похожи», – с ходу заявляют влюбленные Ида (Анжела Бундалович) и Сандер (Йонас Хольст Шмидт). Решив сосредоточиться друг на друге, они выбрали изолированную жизнь отшельников и радикально сократили социальные связи. Лишенные друзей, семьи и каких-либо увлечений, постепенно герои забывают и об окружающем мире, и о самих себе. Однако вскоре их эскапизм и нежелание следовать принятым в обществе нормам и условностям приводят к катастрофическим последствиям. Вместе с Идой и Сандером зритель тонет в клаустрофобной воронке созависимых отношений.
 

Сентиментальный троп «Ты и я против всего мира» исследовал Эскиль Фогт, номинированный вместе с Иоахимом Триером на «Оскар-2022» за лучший сценарий к «Худшему человеку на свете». Авторский почерк считывается мгновенно: эстетика момента, где сливаются воедино красота и трагедия, меланхоличные мотивы, визуальная поэзия города, деликатный тон, фокус на чувствах – в фильме «Копенгагена не существует» соединились те же темы, приемы и формы подачи. Ослепительное сияние холодного северного рассвета, первая утренняя улыбка, обжигающий кофе, любимая композиция Баха в наушниках, шелест страниц новой книги, манящий ночной город, прикосновение чуть обветренных губ… Из сиюминутных субъективных ощущений складывается эстетский кинематографический танец, затрагивающий сразу несколько уровней восприятия, вплоть до телесности.

Режиссер картины, Мартин Сковбьерг, словно искусный пейзажист, любовно переложил текст Эскиля Фогта на язык кино: он рисует ландшафт датской столицы, проводя аналогию с человеческими поступками, полными подъемов и падений, темных и светлых мотивов. Продолжая скандинавскую традицию препарировать внутренние противоречия, он вскрывает нейронные связи в мозгу главных героев, заблудившихся в лабиринте перманентного поиска собственной идентичности. Отгороженность от внешнего мира в тесной квартире резко контрастирует с бурлящим центром города, где живут Ида и Сандер: тишина и уединение внутри, шум и суета – снаружи. Освобождение приходит лишь на открытом, подчеркнуто холодном пространстве, когда пара выбирается на природу: только там можно во всех смыслах слова вздохнуть полной грудью. Но именно там Иде суждено исчезнуть.

По сюжету три месяца спустя после пропажи возлюбленной Сандер соглашается на допрос, который ему устраивает отец девушки (Златко Бурич) с целью найти пропавшую дочь. Такая структура позволяет узнать о специфике отношений Иды и Сандера через субъективизм ее друга: зритель знакомится с Идой через мысли Сандера о ней. Совместная жизнь пары показана фрагментарно, в форме обрывков случайных воспоминаний, которые требуется сопоставить и сложить воедино. «Мне нужен был кто-то, кто мог бы просто закрыть глаза и начать вспоминать так, чтобы зритель смог увидеть и почувствовать», – говорит Сковбьерг. Йонас Хольст Шмидт с этой деликатной задачей справился, освоив навигацию в мире тонких материй: благодаря его бережной игре получается чрезвычайно аккуратно, по крупицам соединить в пазл причины произошедшего. И чем ближе подбираешься к разгадке, тем глубже погружаешься в характеры персонажей.

По Сковбьергу, каждый из нас – сложный, парадоксальный, испорченный. Как и в сериале Николаса Виндинга Рефна «Ковбой из Копенгагена», в «Копенгагена не существует» герои Анжелы Бундалович и Златко Бурича предстают непонимающими друг друга извращенными личностями, образ благополучной Дании контрастирует с депрессивным состоянием ее населения, а утрата идентичности вновь становится основной темой произведения. Так, даже когда деликатная драма о любви становится тревожным детективом, основная идея не меняется: эта история не столько о загадочном исчезновении Иды и боли потери, сколько о маргиналах – тех, кто не разделяет ценности ни одной социальной группы, тех, кто находится на распутье, тех, кто слетел с орбиты, отправившись на поиски смыслов. Узнаете себя?

Ксения Балюк  –  кинокритик, 
автор телеграм-канала «Што это было»

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Гром, молния, рок-н-ролл!
Новый злодей по имени Призрак, Ольга Сутулова в образе femme fatale, смертельная схватка человеческого интеллекта и искусственного разума, каскадерские трюки в ритме рок-н-ролла: что происходит на съемках новых эпизодов фильма «Майор Гром. Игра»
27.05.2023
Дмитрий Лысенков: медийный и комедийный
Карьера актера Дмитрия Лысенкова развивается на контрасте: в театре, где он сыграл Раскольникова и Гамлета, у него все серьезно, а в кино, наоборот, чаще всего он снимается в комедиях
29.05.2023