Краш-тесты на сцене и наяву
Автобиографическое шоу одного актера на тему школьного буллинга, интерактивный спектакль, куда запрещен вход взрослым, или импровизированный стендап по мотивам современной прозы – какой театральный язык лучше всего воспринимают современные подростки
На первом театральном фестивале для подростков «В смысле?!», который состоялся весной 2023 года в Петербурге, одним из самых интригующих экспериментов стало шоу о книгах из Владивостока «Кот Бродского». Подросткам из разных городов России предложили прочитать адресованные молодежной аудитории произведения современных российских литераторов и, осмыслив их, сочинить на эту тему стендап – публичное выступление в виде монолога-размышления. Смелый эксперимент обнажил очевидный диссонанс в настроениях: целевая аудитория отнеслась к большинству прочитанных произведений критически. При этом авторы выбрали самые, по их мнению, острые подростковые проблемы и предприняли максимум усилий, для того чтобы их проанализировать и подать в увлекательной литературной форме. Напрашивается вывод: для молодых людей форма подачи информации и степень откровенности автора не менее важна, чем сама тема разговора. В мире театра контакт со зрителем требуется выстроить еще быстрее: человек приходит в зал на полтора-два часа – и ваша история либо эмоционально затрагивает его, либо оставляет равнодушным.
Спектакль «Жирная Люба», авторская и автобиографичная по своей природе работа Олега Липовецкого, актера, режиссера, художественного руководителя Московского еврейского театра «Шалом», – тот случай, когда создателю постановки удалось взять зрителя за живое. У каждого показа «Жирной Любы» неизменный аншлаг, а в зале можно заметить и много взрослых зрителей. В моноспектакле Олег рассказывает историю своего собственного детства и юности, делясь в красках и с юмором подробностями школьного буллинга: толстого еврейского мальчика из интеллигентной семьи нещадно дразнили и провоцировали.
В спектакле нет никаких специальных приемов, нацеленных на то, чтобы увлечь подростка. Это вполне традиционная постановка, но в данном случае, по мнению Олега Липовецкого, форма не первостепенна. «В общем-то, в этом спектакле я и есть его форма, – комментирует режиссер свою постановку. – Я рассказываю о том, каким я был тогда, а люди видят меня сейчас. Во мне сегодняшнем живет все содержание моей жизни. Мне кажется, сложно придумать более точную форму для этого содержания».
Свою историю Олег рассказывает очень искренне, и в ней есть драйв и юмор: «Я не скрываю свои слабости и грехи, просто делюсь со зрителями своим опытом роста, – продолжает он размышлять о том, почему его спектакль задел зрителей за живое. И добавляет: «И еще, наверное, потому, что это спектакль о любви. О моей любви к семье и о любви семьи ко мне. А это близко всем. Только очень несчастные люди не знают любви в семье. Но они точно об этом мечтают». И здесь совершенно не важно, чтобы у зрителя была такая же проблема, как у героя спектакля. Он может быть не таким, как большинство, по любому параметру: толстым, рыжим или очкариком. Главное, что со сцены с ним говорит взрослый, красивый, успешный и уверенный в себе человек, и это очень вдохновляет.
Буллинг в школе – история довольно распространенная, которую можно и нужно обсуждать вместе с родителями и педагогами, но есть спектакли, в которых затрагиваются и более деликатные материи. Например, первая любовь. Завести с родителями разговор о том, как вести себя на первом свидании, осмелится или посчитает нужным далеко не всякий тинейджер. Может ли театральный режиссер стать человеком, который вызовет доверие, а сам спектакль – ответом на внутренние вопросы?
Именно к этому стремится петербургский режиссер Юлия Каландаришвили в спектакле «Краш в сердце» («Театральный проект 27»). Взрослые в зал не допускаются, а сама камерная постановка рассчитана всего на 12 зрителей. Подростки садятся за стол, делятся на команды и под руководством артистов вместе принимают участие в спектакле. Актеры действуют от лица главных героев (мальчика и девочки), а чем завершится история – зависит уже от зрителя. Поэтому исход каждого действа непредсказуем. Взрослые сначала наблюдали за происходящим со стороны, а потом попросили создателей спектакля дать и им возможность попробовать сыграть в «Краше в сердце». И сейчас в расписании можно найти и спектакли для взрослых.
В спектакле «Сочинение про Джобса» московский режиссер Иван Пачин переносит на сцену историю жизни одного из культовых героев нашего времени – создателя Apple, человека, сделавшего из Pixar мультипликационную студию номер один («Театральный проект 27»). «Спектакль, рассказывающий о судьбе Стива Джобса, должен быть рассказом о своем пути, о том, что придумывать и доводить до воплощения – это и есть самое важное», – подчеркивает режиссер. Судя по зрительским отзывам, после просмотра у подростков буквально вырастают крылья: хочется придумывать и творить.
«Внутри себя я держу рамки того, что можно и допустимо рассказать или показать подросткам, но не ставлю себе целью сделать так, чтобы они оценили. У взрослых иной раз возникает ощущение, что подростки могут что-то не понять. Тут важно осознавать, что они не тупые, они просто другие», – делится Клава Ильина, автор сценария «Сочинения про Джобса». А вместе с режиссером Владиславом Тутаком Клава Ильина сочинила спектакль «Принц в корзине». Это «почти автобиографическая легенда» Влада о его детстве, о том, как его отец-спортсмен противостоял желанию Влада заниматься театром. Режиссер смотрит на свою биографию через призму пьесы Шекспира «Гамлет».
«Я не задумывался о том, что сочиняю спектакль именно для подростков; как правило, я не особенно ориентируюсь на возрастные границы, а просто делаю то, что интересно, – рассказывает Владислав. – Конечно, есть внутренний звонок, который подсказывает, когда нужна более мягкая тональность, когда будут неуместны те или иные приемы. Но это интуитивная работа. И еще важна художественная задача, творческий замысел, а также личные внутренние амбиции, которые ты хочешь воплотить в жизнь».
«Принца в корзине» будет интересно и полезно смотреть вместе с родителями: взгляд со стороны часто помогает осознать и осмыслить ситуацию внутри семьи. Спектакли для подростков, которые появились в последнее время, ставят целью инициировать диалог взрослых с детьми, стимулировать попытки понять друг друга. В Екатеринбурге есть молодежный народный театр «Игра», где молодые люди с «Уралмаша» ставят современную российскую драматургию. Спектакль «Шапку надень» поставлен на основе реальных историй из жизни подростков.
В форме сторителлинга актеры рассказывают о своих отношениях со взрослыми, высмеивают стереотипы родительской заботы и откровенно делятся своей болью. Темы разговора очень разные – от равнодушия взрослых до побега из дома и желания освободиться от шаблонов. Но главное – в итоге становится понятно, что все герои ищут ответ на вопрос: как сделать так, чтобы хорошо было вместе? Очень часто после таких спектаклей проходит обсуждение под руководством театральных педагогов и психологов, на которое, как ни удивительно, обычно остается большая часть зрителей. Родится ли в результате этого диалога истина – сказать сложно, главное здесь – сама возможность разговора.