Мэри Шелли. Смерть, ведущая к жизни
Журналист, обозреватель
30 августа 1797 года родилась английская писательница Мэри Шелли (Mary Shelley), известная всем, как автор популярного романа о Франкенштейне. Однако, при жизни девушку даже не считали писательницей. Что мы знаем о ней, написавшей роман, который ознаменовал появление в литературе нового жанра – научно-фантастического хоррора?
Автор “Франкенштейна”
Свое детство будущая писательница провела в доме отца на улице с пугающим названием «улица Живодёров». Родители Мэри были известными литературными и общественными деятелями. Отец – Уильям Годвин – один из основателей либеральной политической философии и идей анархизма, журналист и автор детективных романов. Мать – Мэри Уолстонкрафт – писательница и философ. Она известна своими трудами о положении женщин в обществе XVIII века. Эссе Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин» является одной из самых ранних работ феминистской философии. Произведение стало ответом на доклад Шарля Мориса де Талейран-Перигора в котором он утверждал, что женщины должны получать только домашнее образование. Уолстонкрафт отвечает ему тем, что женщинам необходимо хорошее образование вне дома, поскольку они имеют важное значении для страны, ровно как и мужчины.
Несмотря на активную писательскую деятельность, довольно длинный промежуток времени уже после смерти Мэри Уолстонкрафт, гораздо больший интерес в обществе вызывала её личная жизнь, нежели творчество. Свою первую дочь, Фанни, женщина родила вне брака – неприемлемое поведение для того времени. За Уильяма Годвина она выходила замуж, уже будучи беременной от него. Однако с рассветом научной феминистской критики в 1960-х и 1970-х годах, труды Уолстонкрафт находят свое признание и становятся основополагающими для данного вопроса. Она по праву считается одной из первых идейных вдохновительниц движения за права женщин.
10 ноября 2020 года Мэри Уолстонкрафт установили памятник в Лондоне – это единственная статуя, посвящённая писательнице. На постаменте помещена известная цитата Уолстонкрафт: «Я не хочу, чтобы женщина имела власть над мужчиной, но была над собой».
Мэри Уолстонкрафт умерла из-за внутриматочного заражения, через одиннадцать дней после рождения своей второй дочери, известной нам сейчас как Мэри Шелли. После смерти жены Уильям Годвин писал своему другу: «Я совершенно уверен в том, что нет и не было равных ей в мире. Я знаю, что более никогда не буду счастлив».
Дети остаются на попечение отца. Уильям Годвин дал своим дочерям хорошее образование, всегда поощрял тягу к чтению и воспитывал в них приверженцев своих собственных анархистских политических теорий. Через четыре года Уильям Годвин женился на соседке – Мэри Джейн Виал Клэрмонт. У мачехи не сложились хорошие отношения с приемными детьми и вскоре обстановка в доме становится напряженной.
В возрасте шестнадцати лет, Мэри, на тот момент еще носившая фамилию Годвин, познакомилась со своим будущим мужем – юным почитателям таланта её отца и поэтом Перси Биши Шелли. Несмотря на то, что молодой человек уже был женат, он начинает встречаться с Мэри. Этим отношениям способствовала сводная сестра девушки – Клара Клэрмонт, которая помогала организовывать тайные свидания и передавать записки. В этот же год Перси Шелли написал стихотворение «К…», в котором высказал все свои чувства, по отношению к Мэри Годвин.
Гляди, гляди — не отвращай свой взгляд!
Читай любовь в моих глазах влюбленных,
Лучи в них отраженные горят,
Лучи твоих очей непобежденных.
О, говори! Твой голос — вздох мечты,
Моей души восторженное эхо.
В мой взор взглянув, себя в нем видишь ты,
Мне голос твой — ответная утеха.
Мне чудится, что любишь ты меня,
Я слышу затаенные признанья,
Ты мне близка, как ночь сиянью дня,
Как родина в последний миг изгнанья!
Мэри Годвин уезжает вместе с Перси Шелли и своей сводной сестрой Кларой Клэрмонт во Францию. Она возвращается в Великобританию уже будучи беременной от Перси. Молодые люди смогли заключить брак после того, как первая жена поэта – Харриет покончила жизни самоубийством.
Одним из важных событий в жизни Мэри Шелли, оказавших дальнейшее влияние на её творчество, стало лето 1816 года в Швейцарии, близ Женевского озера, проведенное в компании мужа, сводной сестры, а также Лорда Байрона и его личного врача, писателя Джона Уильяма Полидори. Именно в этот период времени у писательницы возникает идея для её самого известного романа «Франкенштейн».
Сезон выдался дождливым и молодые люди коротали время за долгими беседами. «Однажды они обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и возможность когда-нибудь открыть его и воспроизвести, – пишет Шелли. – Они говорили об опытах доктора Дарвина». Речь здесь идет об Эразме Дарвине, дедушке Чарльза Дарвина, ученом-натуралисте и организаторе Лунного общества ученых. Компания, собравшаяся на вилле Диодати обсуждала его опыты по оживлению неживых субстанций и гальванизм. Конечно, все это не могло не оказать влияния на Мэри Шелли – во сне она увидела монстра, собранного из разных частей мертвых тел, который в последствии и стал героем её будущего романа.
Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» увидел свет в 1818г., спустя два года после того, как у юной писательнице возник замысел о его создании и был опубликован без указания автора. Книгу дополняло предисловие Перси Шелли, из-за чего читатели подумали, что и сам роман принадлежит ему. «Франкенштейн» быстро обрел популярность. Сэр Вальтер Скотт писал в одном из первых обзоров: «Нам кажется, что автор раскрывает необыкновенные силы поэтического воображения». «Архетип ужаса» – так отзываются об этом произведении сейчас некоторые исследователи.
Главный герой романа – Виктор Франкенштейн, ученый, жаждущий внести свой вклад в науку: «Мир представлялся мне тайной, которую я стремился постичь. В самом раннем детстве во мне проявлялись уже любознательность, упорное стремление узнать тайные законы природы и восторженная радость познания». Увлекшись идеями алхимиков, юноша решает изобрести нового, совершенного человека, который мог бы почитать его своим создателем. Тем самым, он ставит себя на место самого Бога. Трагедия искусственно созданных людей кроется в их несовершенстве. Согласно христианским законам, человек обязан чтить небесного отца и попытки создания им другого существа заранее обречены на провал, поскольку невозможно и нет права ни у кого соревноваться с Богом: «…что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям создателя?». Виктор ненавидит монстра, которого он создал. Ученый не в силах контролировать свое создание, боится его и поэтому бросает. Виктор Франкенштейн не может признать вину до самого конца. В стремлении сделать нечто новое и совершенное, он забыл все божественные законы и за это оказался наказан.
Другой главный герой произведения – Монстр, созданный Виктором Франкенштейном. Прочитав книгу «Потерянный рай», существо начинает сравнивать себя с Сатаной – несчастный, одинокий и беспомощный, он оставлен своим создателем: «Будь проклят день моего рождения! Проклятый творец! Зачем ты создал чудовище, от которого даже ты сам отвернулся с омерзением? Бог, в своем милосердии, создал человека прекрасным по своему образу и подобию; я же являюсь изуродованным подобием тебя самого, еще более отвратительным из-за этого сходства. У Сатаны были собратья-демоны; в их глазах он был прекрасен. А я одинок и всем ненавистен». Действительно, их истории во многом схожи. Сам Виктор обращается к своему созданию только как «демон» или «чудовище». Монстру нужен был некто похожий на него, кто мог бы разделить все страдания и вместе быть отвергнутым всем миром. После того как Виктор отказывает ему в этом желании, монстр начинает мстить и превращает жизнь своего создателя в кромешный Ад.
Искренен не только ужас ученого по отношению к своему творению, но и ужас демона по отношению к человеку, как к существу разумному и инородному: «Я радуюсь этому мрачному небу, ибо оно добрее ко мне, чем твои братья-люди. Если бы большинство их знало о моём существовании, они поступили бы так же, как ты, и попытались уничтожить меня вооружённой рукой. Не мудрено, что я ненавижу тех, кому так ненавистен».
«Потерянный рай» – эпическая поэма Джона Мильтона. Из дневников Мэри Шелли известно, что она не раз перечитывала данное произведение и в доме отца, и вместе с Перси Шелли. Эта книга оказала сильное влияние на писательницу, поэтому не случайно именно эта книга попадает в руки монстра Франкенштейна, заставляя его позавидовать Адаму и почувствовать свое сходство с мильтоновским Сатаной. Строчки из поэмы служат эпиграфом к роману Мэри Шелли.
«Разве я просил тебя, творец,
Меня создать из праха человеком?
Из мрака я ль просил меня извлечь?».
Джон Мильтон «Потерянный рай».
Возникает вопрос о том, кто является большим чудовищем – монстр или его создатель? «Мое сердце было создано, чтобы отзываться на любовь и ласку; а когда несчастья вынудили его к ненависти и злу, это насильственное превращение стоило ему таких мук, каких ты не можешь даже вообразить», – говорит в конце произведения монстр. Отомстив создателю, он потерял смысл в своем существовании. А Виктор Франкенштейн, так и не раскаявшийся в грехах, не взял на себя ответственность за созданное им существо.
Несмотря на творческие успехи, в жизни Мэри Шелли происходила череда трагических событий. Её первый и второй ребенок умерли, старшая сестра Фанни, так и оставшаяся жить с отцом и мачехой, совершает самоубийство в возрасте двадцати двух лет. В 1822 году погибает Перси Шелли, разбившись на шхуне «Ариэль». Через два года не стало и друга писательницы – Лорда Байрона. Мэри пишет в своем дневнике: «В двадцать шесть лет я нахожусь в состоянии пожилого человека – все мои старые друзья ушли... и мое сердце сжимается, когда я думаю о том, как мало у меня связей с миром...».
Мэри Шелли так и не вышла замуж повторно. У нее остается один ребенок – Перси Флоренс Шелли. На протяжении долгого периода своей жизни она продолжает писать – выпускает несколько романов, статей, дневников и эссе. Тем не менее, публика помнит только её знаменитого «Франкенштейна» и усилия по сохранению наследия мужа. Свои книги Мэри Шелли выпускает анонимно, скромно подписывая их «автор “Франкенштейна”».
Последний человек
«Люди не были счастливы не потому, что не могли достичь счастья, а потому, что не хотели взяться за устранение препятствий, ими же созданных».
Мэри Шелли «Последний человек».
После «Франкенштейна» Мэри Шелли написала ещё пять романов, а также книгу о путешествиях, рассказы и биографические статьи для «Кабинетной энциклопедии» Дионисия Ларднера. Однако, и по сей день она остается известна по большей части благодаря своему первому произведению несмотря на то, что и другие работы писательницы абсолютно точно заслуживают внимания.
Например, «Последний человек» – апокалиптический научно-фантастический роман, впервые опубликованный в 1826 году. Действие романа происходит в XXI веке – в начале мы видим общество, которое значительно продвинулось к идеальному будущему: английский король добровольно отказывается от власти, а классовые различия в значительной степени упразднены: «Бедности не отводилось более места; болезнь подлежала запрету; труд больше не должен был быть тяжелым жребием… Произведениям искусства и достижениям науки не было числа; еда возникала, если можно так сказать, мгновенно — машины производили все, что только нужно было людям».
Неожиданно, не понятно откуда возникает эпидемия страшной чумы и «благоразумие, свойственное человеку», столкнувшись с полным хаосом испарилось, как дым. Теперь в Англии царят голод и последствия разрушительных стихийных бедствий. Беглецы из Америки и Ирландии приходят в страну и начинают грабить и разрушать все, что попадается на их пути, воспринимают пандемию, как источник наживы.
В этом романе Мэри Шелли спорит с социальными идеями отца и мужа, высказывая мысль о том, что идеальное общество, построенное по предложенным ими законам, не выдержит столкновения с реальной жизнью. Сила воображения, так восхваляемая романтическим поэтом Перси Шелли, приводит героев Мэри Шелли к обманчивым иллюзиям. Болезнь здесь выступает в роли разрушительной силы природы, которой человек не в силах противостоять и в любом случае, она заберет всех дорогих и близких ему людей. Это мотивы несбывшихся мечт, крушения надежд и в конце концов – одиночества, которое испытывала в тот момент жизни и сама писательница. Так, произведение содержит критику многих идей романтизма того времени – его не оценили критики и не поняли читатели. Однако, в 1960-х годах роман был вновь «возрожден», возможно, из-за возникшей популярности научной темы в литературе и на сегодняшней день актуальной темы «последнего человека».
Интересный факт.
Что касается современных киновариантов известного произведения – 30 августа 2023 открылся Венецианский кинофестиваль, на котором состоится показ нового фильма Йоргоса Лантимоса (реж. «Фаворитка», «Лобстер») «Бедные-несчастные», являющегося адаптацией романа шотландского классика Аласдера Грея, представляющего собой постмодернистскую ревизию романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Однако здесь ученый возвращает к жизни утонувшую в реке девушку. В роли «монстра Франкенштейна» в фильме выступит актриса Эмма Стоун.
Существует огромное количество различных кино и театральных адаптаций Франкенштейна. Его образ используется в мультсериалах, названиях брендов или рисунках на одежде. Мы знаем его, но часто забываем о его создательнице – Мэри Шелли, открывшую для нас когда-то принципиально новый жанр научно-популярного романа. Помимо «Франкенштейна» у неё были и другие произведения, на которые теперь уже обратили свое внимание исследователи, а в скором времени, хочется верить, немалое наследие писательницы заинтересует и Вас, дорогие читатели.
Романы Мэри Шелли:
1817 – «История шестинедельного путешествия»
1818 – «Франкенштейн, или Современный Прометей»
1819 – «Матильда»
1823 – Исторический роман «Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки»
1826 – «Последний человек»
1830 – «Судьба Перкина Уорбека»
1835 – «Лодор»
1837 – «Фолкнер»