Многозадачность: мифы и реальность

Снежана Замалиева, ведущий эксперт по mindfulness в России, антрополог, клинический психолог, кандидат философских наук

Ах уж эта многозадачность! Ее ценность культивировалась десятилетиями, а работодатели в списке важных навыков для кандидатов на самые разные должности часто выделяют именно «умение работать в режиме многозадачности». 

Многие из нас стремятся на практике выполнять несколько значимых дел одновременно, вдохновляясь при этом, например, преданиями о Юлии Цезаре. «Он же мог, – нашептывает внутренний голос, – и ты давай….» Однако чаще всего подобные попытки приводят лишь к большему стрессу, снижая продуктивность и удовлетворенность, а также затягивая постепенно в воронку утомления.

Что же такое многозадачность? Способен ли человек эффективно и качественно выполнять два значимых дела одновременно: например, управлять автомобилем и писать сообщения? Буквально вижу, как уважаемый читатель кивает головой: я могу. На самом деле? Правда? Разве вы делаете это одновременно? Конечно, нет! Вы прыгаете своим вниманием с одной задачи на другую: в контексте нашего примера либо внимание на дороге, либо в телефоне.

Сам термин «многозадачность» пришел в наш обиход из мира технологий. Это особое свойство операционной системы обеспечивать возможность параллельной обработки нескольких задач. Это возможно только в распределенных вычислительных системах. Между тем ученые уже доказали в результате многочисленных исследований факт невозможности режима многозадачности для человеческого мозга. Человек может сосредоточенно работать лишь над одной задачей (и это требует огромных усилий с точки зрения управления собственным вниманием). Как бы нам ни хотелось эффективно выполнять несколько дел одновременно – это за гранью наших возможностей: наше внимание – это дорога с односторонним движением. Когда мы хватаемся за несколько задач, это увеличивает количество ошибок, временные затраты и уровень стресса.

Давайте проведем эксперимент: в первой его части выполним две задачи последовательно, а во второй попытаемся сделать их одновременно. 

Возьмите лист бумаги и начертите 4 параллельные горизонтальные прямые. 

Первая часть эксперимента.
1. Поставьте таймер и на первой линии напишите печатными буквами: «Я успешный многозадачник».
2. Далее – на второй линии напишите последовательность чисел от 1 до 22. 
3. Когда закончите, остановите таймер и зафиксируйте потраченное время. 
Скорее всего, вы потратите 15–20 секунд, вряд ли допустите ошибки и не будете волноваться.

Вторая часть эксперимента.
Теперь немного усложним задание: будем выполнять эти же действия, но в режиме человеческой многозадачности, прыгая с задачи на задачу.
1. Снова поставьте таймер и на третьей и четвертой линии пишите по очереди букву и цифру: например, на третьей строке – «я», на четвертой – 1, на третьей – «у», на четвертой – 2, на третьей – «с», на четвертой – 3. И так далее до конца фразы и числового ряда.
2. Остановите таймер и запишите время по окончании. 

Скорее всего, вы заметите, что на первое задание потратили меньше времени и выполнять его было гораздо легче. Второе же вы делали дольше, возможно, допустили помарки или ошибки и, скорее всего, испытали некоторое напряжение – все это следствие работы в режиме так называемой многозадачности.

Этот эксперимент – наглядный пример того, что эффективность такого режима – всего лишь миф. Вы будете успевать больше, работать качественнее и меньше уставать, если привыкните выполнять свои задачи последовательно, по одной за раз, с полным фокусом на выбранном деле.

В качестве памятки используйте правила ментальной эффективности, или правила управления вниманием.

• Фокусируем внимание на задаче. 
• Замечаем отвлечения: человеческому уму свойственно отвлекаться, и наша задача –  научиться осознанно и рационально управлять этими отвлечениями.
• Если отвлечение не важное, то возвращаем фокус к текущему делу. Если важное – осознанно переносим весь фокус внимания на новую задачу, ментально закрывая предыдущую.

И в завершение несколько мифов о многозадачности.
 
Миф 1. Выполнение нескольких задач одновременно ведет к успеху. 
Реальность: переключение внимания с задачи на задачу снижает его концентрацию, нарушает производительность и ведет к ошибкам. Мы становимся более чувствительными к отвлечениям. 

Миф 2. Я могу делать много разных дел одновременно. 
Реальность: это невозможно с точки зрения нейрофизиологии. Многозадачность – это рассредоточенное внимание. Мозг вынужден переключаться, и это снижает его эффективность. Параллелить дела с пользой возможно, только когда они не конкурируют за одни и те же ментальные ресурсы. 

Миф 3.  Однозадачность – недостижимая роскошь!
Реальность: это жизненная необходимость. Однозадачность подразумевает, что в каждый момент времени мы находимся «здесь и сейчас» и полностью погружены в выполнение одного дела. Решение одной задачи за раз – это сосредоточение на ней максимальных ресурсов энергии и внимания.

Успехов вам на пути однозадачности, друзья!

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Казус Джошуа Белла, формула Франкла и поиски смыслов
Жизнь нередко устраивает нам встречу с прекрасным в довольно неприглядном или как минимум не располагающем к этому антураже. И обстановка настолько влияет на наше восприятие красоты, что мы упускаем из виду моменты, которые способны сделать нас счастливыми. Как научиться радоваться жизни и наполнить ее смыслами, невзирая на внешние обстоятельства?
18.06.2023
«Правило кислородной маски»
В неспокойные времена забота о себе особенно важна. Если вы не владеете этим навыком или путаете его с режимом карающего критика, освоить мастерство заботы о себе могут помочь правила безопасности в самолете: их логика формирует проактивную позицию по отношению к жизненным вызовам.
26.05.2023
От владения собой к управлению мечтами
Снежана Замалиева – ведущий эксперт по mindfulness в России, антрополог, клинический психолог, кандидат философских наук, создатель и руководитель проекта Центр MindFulness, руководитель направления mindfulness Ассоциации КПП, автор книг и научных публикаций
20.05.2023