Петербургские дизайнеры отправились в модное турне по Востоку: Татьяна Парфенова, Лилия Киселенко, Стас Лопаткин и Екатерина Матлина представили в Екатерининском парке музея-заповедника «Царское Село» капсульные коллекции одежды, вдохновленные путешествием великого князя Николая Александровича (будущего императора Николая II) на Восток
Восточную модную экспедицию снарядили благодаря ежегодному проекту «Ассоциации», а ее результаты представили публике в воскресенье, 25 июня, в Екатерининском парке. Удачный творческий эксперимент музея-заповедника «Царское Село» объединил в себе классическое искусство и современную российскую моду. Название проекта говорит само за себя: каждый год его участники, известные петербургские дизайнеры, создают ассоциативные капсульные коллекции на тему, предложенную музеем, вдохновляясь его художественным собранием: «Война и мир», «Барокко», «Игра в античность», «Англомания».
В 2023 году показы состоялись под лозунгом «Восточный ветер», фактуру для модных сюжетов дизайнеры черпали в истории азиатского вояжа будущего российского императора, а режиссером-постановщиком «Ассоциаций» стал Виктор Крамер. Четыре дизайнера подготовили коллекции по мотивам одного из пунктов долгого восточного путешествия наследника, которое стартовало 23 октября (4 ноября) 1890 года и завершилось 4 (16) августа 1891 года. Общая протяженность маршрута составила около 51 000 километров. По результатам предварительной жеребьевки Татьяне Парфеновой достался Китай, Лилии Киселенко – Египет, Стасу Лопаткину – Индия. Четвертой участницей «Ассоциаций» стала молодой дизайнер Екатерина Матлина, которая разрабатывала тему Сиама.
Интерпретируя историческую и художественную фактуру, дизайнеры остались верны своему собственному стилю. Каждый из участников абсолютно узнаваем: фирменный асимметричный крой Лилии Киселенко, знаменитая вышивка гладью мастериц Татьяны Парфеновой, сочная цветовая гамма, гламур и обилие декоративных элементов у Стаса Лопаткина.
Постоянная участница «Ассоциаций» Татьяна Парфенова традиционно показывает свои коллекции во Фрейлинском садике, который дизайнер называет райским местом. Не стала исключением и коллекция «Сад в саду». Грациозные участницы дефиле облачились в наряды нежных пастельных оттенков, а героями знаковой для модного дома филигранной вышивки стали красные китайские карпы, ласточки и ирисы.
Небольшие красные акценты – отсылка к недавнему революционному прошлому Китая, а модели в оранжево-бордовой гамме – реверанс в сторону колористики традиционных одежд буддийских монахов и, возможно, вариация на тибетскую тему.
Фигура гигантского жука-скарабея на ступенях Камероновой галереи задает тон показу Лилии Киселенко. Скарабеи считались в Древнем Египте символом возрождения и созидательной энергии Солнца. Архитектурный ансамбль и белые одежды моделей-мужчин выступили в роли конструктивных декораций, иллюстрируя сюжет о путешествии наследника на родину пирамид и фараонов, а после выхода «на сцену» моделей-танцовщиц в черно-золотых нарядах дефиле стало напоминать ритуальное действо и поклонение священному насекомому.
«Мы решили раскрыть тему через коллекцию для мужского путешествия в жаркие страны в сопровождении бедуинов, – рассказывает Лилия Киселенко. – Основной цвет коллекции – белый, а крой несет в себе элементы этнического костюма. Многим знакомы ощущения, которые возникают у западного путешественника во время поездки по Азии: нам свойственно впадать в некое заблуждение, когда хочется почувствовать себя азиатами вдруг. Эти ощущения усиливает Камеронова галерея, которая, на мой взгляд, напоминает египетскую пирамиду своими ступенями, уходящими в небо».
Завораживающее «индийское» действо развернулось в Собственном садике вокруг единственного фонтана Екатерининского парка. Буйство красок, богатство фактуры тканей, стразы, жемчуга, затейливые украшения – экстравагантная коллекция Стаса Лопаткина вдохновлена экзотикой, а ее восточный колорит звучит актуально в сочетании с европейским кроем и мотивами пышных царскосельских пионов.
«Когда по жребию мне досталась Индия, я, откровенно говоря, немного расстроился: фасоны традиционных индийских одежд, по моим ощущениям, к жизни в современном Петербурге совершенно не применимы, – признается Стас Лопаткин. – Однако, погрузившись в тему, я не только нашел свой подход к трактовке сюжета – ключом для меня стали орнаменты татуировок хной и цветовая палитра, вдохновленная оттенками индийских самоцветов, – но и в итоге был счастлив, что судьба распорядилась именно так». Стыковка истории и современности и стилистический фьюжен Запада и Востока дизайнеру, безусловно, удались не только с творческой точки зрения, но и в разрезе коммерческих перспектив: например, комфортные спортивные костюмы, расшитые узорами мандал, имеют все шансы выйти в бестселлеры.
Благородное «королевское» трио белого, синего и золотого стало цветовой доминантой коллекции дебютантки «Ассоциаций» Екатерины Матлиной, а локацией показа выступил Зеркальный пруд рядом с Камероновой галереей. По водной глади скользили девушки с веслами в струящихся платьях с драпировкой, дымили пароходные трубы, раздавались гудки, давая старт отплытию корабля, которому предстоит доставить членов царской фамилии в Сиам. Стилистика коллекции – ода романтизму и подчеркнутая женственность: плавные линии, деликатные драпировки, летящие, струящиеся платья.
«Ассоциации», которые состоялись в 2023 году в тринадцатый раз, демонстрируют впечатляющую жизнестойкость, несмотря на высокую турбулентность внешней среды. В «Царском Селе» история становится – в том числе благодаря альянсу с модой – живой, близкой и осязаемой. Театрализованные модные шоу – визуально эффектная и эмоционально захватывающая альтернатива традиционным экскурсиям. Публика погружается в атмосферу загородной императорской резиденции, воспринимая свозь призму исторического наследия живой ассоциативный креатив петербургских дизайнеров. Именно в этот момент – на стыке классического и современного искусства – возникает новое художественное пространство и новая территория восприятия. А модные дефиле в форме мини-спектаклей удивительным образом соединяют в себе два мира – музея и моды, – мостом между которыми становится эстетика каждого дизайнера.