Оксана Волкова: «Бродский при любой власти жил бы хорошо»
Музей-квартира художника Исаака Бродского – третий музей в стране после Третьяковской галереи и Русского музея по собранию коллекции русской живописи. О том, как родственники художника подарили ее государству, почему Бродский рисовал советских вождей и как стал основоположником социалистического реализма, в интервью «ЭГОИСТУ» рассказала директор Музея-квартиры Исаака Бродского Оксана Волкова.
Оксана Васильевна, в Петербурге таких музеев, как ваш, раз-два и обчелся…
Оксана Волкова. Да, есть еще квартиры-музеи Куинджи и Павла Чистякова. Знаете, как-то была история, которая произвела на меня большое впечатление. Перед самой пандемией к нам пришла пожилая пара, ему было за девяносто, а она помладше и поживее. Он обошел коллекцию с тросточкой, потом сел в гостиной, помолчал минут десять и сказал: «Я, конечно, знаю, кто такой Бродский, но прожил девяносто с лишним лет в Петербурге и не знал, что есть такой музей с такой коллекцией».
Она настолько уникальна?
О. В. Как и в советское время, так и сейчас наш музей – третий музей русской живописи после Третьяковской галереи и Русского музея. Я говорю не о количестве картин, а про тех художников, которые представлены.
Эта коллекция, включавшая в себя блестящие творения Репина, Сурикова, Маковского, Поленова, Левитана, Серова, Айвазовского. Архипова, Дубовского, Коровина, Кустодиева, Сомова, Малявина, Маковского, Головина и многих других, стала одним из лучших частных собраний в двадцатые-тридцатые годы.
В тридцатые годы, когда единственным допустимым направлением в русском искусстве был соцреализм, Бродский стремился поддержать все талантливое, что оказалось за его пределами. Его квартира была тогда одним из немногих мест, где можно было увидеть произведения художников авангарда – Бориса Григорьева, Александра Яковлева, Марка Шагала.
Сегодня имя художника Исаака Бродского полузабыто, разве что специалисты помнят о нем...
О. В. А те, кто учился в советское время, должны помнить его картины, ведь в учебниках, которые были одинаковые, были вкладки с картинами – «Грачи прилетели» … Там обязательно была картина Исаака Бродского «Ленин в Смольном». Так или иначе, его знали все. Это определенные штампы, которые помнят все, как «Буревестник» Горького. Но уже в семидесятые его имя вымещается, и художника начинают забывать.
Тем не менее мало кто из советских художников удостоился собственного музея. Так ведь?
О. В. Казалось бы, что так и есть. Исаак Бродский – художник политической власти, пишет официальные портреты вождей. На самом деле все сложнее. В 1902 году он заканчивает Одесское училище на «отлично», имея бронзовые и серебряные медали, и это дает ему право поступать в Императорскую Академию художеств в Петербурге без экзаменов. Но в течение первого года, считавшегося испытательным, существовала система дежурств, и каждый месяц в классах дежурил другой профессор. Все поступившие имели право по окончании первого года выбирать преподавателя, и Бродский выбрал Репина, у которого уже было девяносто учеников. Впоследствии у них сложились дружеские отношения, и это заметно уже по тому, что в 1926 году, когда советское правительство пыталось вернуть Репина в страну, как и Горького, Бродский поедет к нему в Финляндию в составе делегации Ассоциации художников революционной России.
После окончания учебы академия наградит Бродского пенсионерской поездкой в Европу. В Италии, во время второго заграничного путешествия, он познакомится на Капри с Максимом Горьким. Через много лет Горький познакомит художника с наркомом Луначарским, и тот добьется для него разрешения рисовать Ленина. Так получилось, что Бродский был одним из первых художником, который рисовал вождя революции вблизи. Он получает пропуск на торжественное открытие Второго съезда Коминтерна в Таврическом дворце. Тогда Кустодиев и подсказал ему идею написать работу на эту тему. Полотно Бродский будет писать четыре года. За картину «Торжественное открытие II съезда Коминтерна во дворце имени Урицкого (бывшем Таврическом)» он получит квартиру, и потом станет официальным художником, посыплются госзаказы…
После Февральской революции Бродский рисует портрет Керенского, а после октябрьского переворота – большевистских вождей. Это как можно объяснить?
О. В. Репин, подогретый газетами, превозносившими этого «героя», захотел написать его портрет. Он попросил Бродского, чтобы тот это устроил. Ему удалось получить согласие Керенского позировать Репину, и заодно он получил разрешение и себе его писать. Они одновременно рисовали его портрет. Кстати, у Репина получилось два портрета. Время такое было, всем художникам было интересно. А потом кто только не рисовал Ленина – и Филонов, и Петров-Водкин, и Кустодиев. Я думаю, что Бродский, как и Блок, поначалу честно верил в революцию.
Есть известная запись Корнея Чуковского в дневнике 1926 года, написанная после посещения Исаака Бродского: «Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой – которая и служит ему мастерской – некуда деваться от “расстрела коммунистов в Баку”… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых “расстрелов” в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них свое имя и живет припеваючи». Чуковский ничего не перепутал?
О. В. Для этой работы он как ученик Репина собирал материал. Дело в том, что когда Репин писал «Казаки пишут письмо турецкому султану», то рисовал героев с реальных людей, сохранились наброски казаков. Бродский пошел тем же путем. Он встречался в Баку с родственниками расстрелянных, они показывали ему фотографии.
Когда полотно было готово и выставлено, к нему обратился один из членов британского парламента, который был в делегации в то время в Баку. Он спрашивал Бродского, откуда он взял материалы для работы. Исаак Израилевич честно ответил, что фотографического сходства с реальными англичанами нет, но об их участии в расстреле ему известно из авторитетных источников. Кстати, Репин высоко оценил эту работу Бродского. Правда, по фотографии, которую он послал своему учителю.
Но Чуковский пишет про многочисленные копии, сделанные не Бродским, а его учениками, он просто их подписывал. Разве так можно?
О. В. Знаете, на выставке Рафаэля в Эрмитаже были представлены и работы его учеников. Он их воспитал и имел право ставить на них свою подпись.
Бродский начинал как живописец, а закончил как один из основоположников социалистического реализма. Это деформация или трансформация?
О. В. Абсолютно никакой трансформации нет.
И деформации?
О. В. Вот скажите: Репин и передвижники реалисты?
Конечно.
О. В. А тут изменился строй, вектор развития общества и творчества. Знаете, Бродский при любой власти прекрасно жил бы, был бы хорошим салонным художником. В 1934 году его назначат директором Всероссийской академии художеств, и это тоже не случайно. В академии тогда все было неспокойно, система обучения немного была нарушена. В двадцатые годы в ней начался так называемый период масловщины, так его назвали по фамилии ректора Маслова. Музей практически уничтожался, полотна Рериха разрезали, не хватало холстов. В учебном процессе неразбериха. Понятно, что появились новые течения в новое время. Это был период авангарда, которым мы гордимся. Малевич, Филонов, Кандинский… Это был такой небольшой период в советское время, когда было можно все.
В Европе было не так?
О. В. Он был и у них, но не в таком стиле. Почему все восхищаются русским авангардом? Потому что он более яркий. Но потом нарком Луначарский забил тревогу: даже агитационный плакат некому было написать. И вот тогда вспомнили про старую академическую школу. Бродского выбирают директором как одного из талантливых учеников Репина.
Но опять-таки все было не так просто, как может показаться. В 1939 году на него было заведено уголовное дело за скупку антиквариата. А все потому, что он перешел дорогу кому-то из высокопоставленных товарищей в приобретении культурных ценностей. Тут интересна предыстория. В 1937 году Бродский получает заказ для международной выставки в Париже. Все помнят знаменитых «Рабочего и колхозницу» Мухиной, стоявших напротив немецкого павильона. На выставке были представлены две картины Бродского – «Ленин выступает перед рабочими Путиловского завода» и «Ленин провожает красноармейцев на польский фронт». Первая получила Гран-при выставки.
Его портреты Ленина, Ворошилова, Сталина, Фрунзе, Дзержинского стали культовыми. В 1937 году Бродского просят написать картину «Беседа т. Сталина с металлургами» к Всесоюзной выставке «Индустрия социализма», и Бродский отказывается. Он спрашивает: «Где моя картина “Торжественное открытие Второго съезда Коминтерна”? Где мое полотно “Заседание Реввоенсовета”?» К тому времени, как вы понимаете, многие из изображенных были уже объявлены врагами народа, и если «Торжественное открытие…» сохранилось в спецхране Государственного исторического музея и было выставлено в Манеже к столетию революции, то вторая картина была уничтожена. Правда, сохранилась вариация этой картины, она всплыла на аукционе в Нью-Йорке и была куплена частным коллекционером.
Ответа Бродский не получил, этим мотивировал свой отказ и наотрез отказался писать картину на предложенную тему, заявив: «Я напишу картину, а потом кто-нибудь из персонажей окажется врагом народа – и опять ее запретят! Не буду писать». Так он за эту тему и не взялся.
Такая смелость в те годы?
О. В. К тому времени он уже был тяжело болен, у него был рак. Он и уйдет из жизни спустя два года. К счастью, никто из его близких не пострадал, никого не посадили. Но чуть раньше, в 1935 году, к Бродскому приезжал директор Третьяковской галереи Михаил Кристи и предлагал два миллиона рублей за коллекцию картин. Исаак Израилевич отказался. Возможно, в связи с этим было возбуждено дело, мы не знаем. Но родственники художника после его смерти добровольно передали в дар государству около шестисот работ русских художников из его коллекции.
Вы сравнили реализм передвижников и соцреализм. Но разве нет между ними небольшой, но существенной разницы: передвижники показывали жизнь такой, как она была, а соцреалисты занимались лакировкой действительности?
О. В. Безусловно. Но знаете, недавно в Академии художеств была выставка «Образы счастья». В парадных залах устроили шпалерную развеску картин счастливых рабочих, счастливых композиторов, счастливых металлургов. Ее многие ругали, но многим она и понравилась. Это история сороковых-шестидесятых годов. Такое было время – художники отражали социализм и его достижения. А еще они отражали историко-революционные события, писали портреты политической элиты.
Выбор сюжетов художников послевоенного времени, в которых прежде всего представлена мирная жизнь советского народа, был связан не только с необходимостью показать «героическую повседневность», но и с желанием говорить о внутреннем мире человека. Именно поэтому художники пятидесятых-шестидесятых годов избегали изображать идеализированных героев, но подчеркивали их своеобразие, жизненную убедительность характеров и переживаний.
Можно сказать, что в советское время Музей Бродского был более культовым, чем сейчас?
О. В. В то время художника Исаака Бродского знали все – так, как сейчас все знают поэта Иосифа Бродского. По крайней мере, до семидесятых годов. Улицу Лассаля после его смерти переименовали в его честь. Только в 1991 году, когда городу и многим улицам вернули историческое имя, вернули историческое наименование и улице Михайловской. В доме, где он жил, через год после его смерти откроют музей. Я не сказала бы, что он был популярным, если судить по Книге отзывов, которая сохранилась. Да и музей был открыт три раза в неделю до пяти вечера.
Можно сказать, что ваш музей для тех, кто любит советское искусство?
О. В. Нет, у нас практически нет соцреализма, если вы на него намекаете. У нас Бродский дореволюционный. Мы хотели бы иметь его картины советского периода, но у нас их практически нет.
Кто сегодня приходит в музей?
О. В. В основном пенсионеры и… молодежь.
А молодые откуда знают про Бродского?
О. В. Сейчас я вам объясню. Все они приходят или потому, что им кто-то посоветовал Музей Бродского, или они видели многие его работы на различных выставках в других музеях, так как наша коллекция очень уникальна и востребована, или в результате квестов, которые проходят в нашем музее. Но многие путают Исаака Бродского с Иосифом Бродским. То есть получается Бродский, да не тот.
Как музей откликается на актуальные запросы современности?
О. В. Я лично за любой кипиш, в том числе и современный, но мы филиал Академии художеств. У нас есть руководство, которое имеет свои взгляды на кипиш.
Значит, есть границы?
О. В. На многое я сама не согласилась бы, надо знать грань. Извините, никакой эротики у нас не будет. Да и самому Бродскому это не было свойственно. Он любил хорошие анекдоты, но ненавидел скабрезные высказывания. Все знали, что при нем это было нельзя. Раньше у нас были концерты джаза, ведь Бродский его любил. В двадцатые годы он получил заграничный паспорт и из Германии привез патефон и джазовые пластинки. Исаак Израилевич дружил с молодыми Утесовым, Дунаевским, Шостаковичем. Своего внука он назовет в честь Утесова Леонидом.