Психологические защиты
Психолог, системный психотерапевт, специалист по коммуникациям, директор Психологической мастерской «Ваше время» (Москва)
В ситуациях, связанных с напряжением, страхом и беспокойством, нам свойственно вырабатывать особые способы реагирования на стресс или конфликт – психологические защиты. В результате уменьшается тревога, появляется ощущение защищенности своего Я, что положительно влияет на самооценку и уменьшается значимость негативно влияющих факторов.
Казалось бы, положительная роль психологической защиты очевидна, но освоив какой-то удачный способ реагирования, мы начинаем распространять его на многие похожие ситуации. Острота переживания снижается, но задачи часто так и остаются нерешенными, так как однажды найденный удачный для поддержания психологического комфорта способ реагирования начинает применяться там, где мы могли бы применить свои иные способности и возможности.
Способ, который однажды помог почувствовать себя в безопасности в непростой ситуации, безусловно, еще будет полезен, но для выбора новых эффективных алгоритмов требуется вновь и вновь тестировать реальность и анализировать информацию, прибегая к новым гибким решениям, адекватно используя их по мере необходимости. К сожалению, часто мы застреваем в порочном круге похожих ситуаций и собственных реакций, но, по сути, получается так, что каждый раз боремся и воспроизводим прошлый опыт вместо жизни в настоящем моменте. Таким образом, психологические защиты изначально являются адаптивными и в какой-то момент помогают человеку, но если происходит зацикливание и человек прибегает к одному и тому же способу на постоянной основе, то могут превратиться в невроз.
Знание собственных психологических защит помогает понять, что мы пытаемся сохранить в себе, в своей привычной картине мира или привычных отношениях, противореча восприятию нового, и дает возможность произвести необходимую внутреннюю работу, чтобы произошли изменения.
Поговорим о наиболее часто встречающихся психологических защитах.
– Вы чего, и конфеты за меня есть будете?
– Ага!
(«Вовка в Тридевятом царстве»)
Защитный механизм у людей, не переносящих различий, нового, стремящихся к постоянному симбиозу. Это состояние присутствует в интимных и любовных отношениях, в процессе творчества, в слаженной командной работе. Берет свое начало в пренатальном и новорожденном возрасте ребенка, в его близкой связи с матерью, когда он целиком зависим от нее, так как ему необходимо питаться и чувствовать ее физическое и эмоциональное тепло.
Однако если во взрослом возрасте человек постоянно стремится к симбиотическим отношениям (слиянию) – мы не берем в расчет состояние начала влюбленности или религиозного единства во время какого-то ритуала, – то на постоянной основе это начинает разрушать возможные контакты, потому что человек не знает границы между собой и другими, не может отделиться от других и лучше понять себя самого.
Кажется, что он знает мысли других людей, думает, что может переживать чужие чувства и опыт как свои. Ему свойственно сглаживать различия между собой и другим, стирая черты своей индивидуальности, полностью приспосабливаясь к другим людям. Часто механизм слияния включается из-за страха быть отвергнутым или покинутым, человек полагает, что соответствие убеждениям и мнениям других поможет ему добиться признания и избежать конфликта. Также на это влияет неуверенность в себе, в собственных идеях и способностях. Осознание собственных целей является началом пути к собственному осознанному выбору человека, берущего на себя ответственность за него.
«Умный человек не делает сам все ошибки – он дает шанс и другим».
(Уинстон Черчилль)
Способность принимать ожидания и проекции других людей как свои собственные, верить, что другие правы, а он нет. Развитие интроекции начинается в раннем детстве. На этом этапе дети очень восприимчивы, и значимые взрослые являются для них образцом для подражания. Они наблюдают и копируют их поведение, принимают их убеждения и ценности, воспринимая их как свои собственные. Этот процесс необходим и полезен для усвоения правил жизни в конкретном культурном контексте, усвоения ролевых моделей мужчины и женщины, обучения. Но при фиксации на механизме интроекции появляются жесткие правила и руководства, мешающие собственному развитию и выбору.
Чтобы нормально усвоить какую-то информацию, ее нужно проанализировать, подвергнуть сомнению, обдумать, и после – либо присвоить ее, либо отвергнуть самостоятельно. Но в реальности интроекты «Мужчины никогда не плачут», «Ты не должен никогда рассчитывать на чью-то помощь», «Нельзя злиться» могут создавать базу для суровой программы на всю последующую жизнь. В речи интроекты проявляют себя постоянным употреблением слов «надо», «должен» и «нельзя».
«Твой ум постоянно проецирует – проецирует самого себя. Твой ум постоянно вмешивается в реальность, придает ей свой цвет, форму и образ, который ей не принадлежит. Твой ум никогда тебе не позволяет видеть то, что есть; он всегда позволяет тебе видеть только то, что хочет видеть».
(Ошо)
Перенос своего внутреннего наружу, проецирование себя на внешний мир. Человек может отрицать принадлежность каких-то неприемлемых, непривлекательных аспектов собственной личности. Ему сложно переносить напряжение, хочется снять с себя ответственность за свои не принимаемые им самим черты в себе, и он начинает приписывать окружающей среде то, что в действительности принадлежит ему самому.
Вовне проецируются эмоции, аффекты, за которые человек не хочет или не может отвечать сам. Он может считать, что его окружают злые люди, потому что ему сложно принять свою злость по отношению к другим. Он может чувствовать холод в отношениях со стороны другого человека, когда сам чувствует безразличие. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или расстаться с ним, чтобы так избавиться от тех чувств, которые он вызывает.
Внешний объект между тем может не иметь ничего общего с тем, что на него спроецировано. Вместо того чтобы признать свои внутренние конфликты и разобраться с ними, мы проецируем их на других людей, отстраняясь таким образом от дискомфорта.
«Тот факт, что вы бодро идете вперед, не отменяет того факта, что вы могли ошибиться с направлением».
(Дмитрий Соло)
Заключается в объяснении происходящих событий приемлемым для человека образом. Это поиск наиболее логичных и социально одобряемых объяснений для собственных действий. Часто происходит создание ложных мотивов: «Я сорвался на близких, потому что у меня серьезные проблемы на работе»; «Я не сделал эту работу, потому что в такой обстановке работать просто невозможно». Рационализации может подвергаться не только собственное поведение, но и действия окружающих, и даже случайные события. Когда для всего находятся объяснения, то этим становится легче управлять. Это дает ощущение контроля: над собой и над тем, что происходит вокруг. Если мы обращаем внимание на спектр возможных причин внутри нас и вовне, а не делаем один-единственный вывод, то это, безусловно, полезный навык.
Проблема появляется тогда, когда человек не видит и не принимает свои собственные переживания и свою реальную мотивацию. Так проблема просто маскируется рационализацией.
«Отморожу себе уши назло бабушке»
Обращение в противоположную сторону. Человек прерывает движение к своей потребности и делает себе то, что хотел бы сделать по отношению к другим.
Многие мышечные зажимы – это показатели состояний, отражающих когда-то заблокированные действия, желания что-то сделать с другими. Любить, проявлять нежность или разозлиться, ударить кого-то, выразить какие-то свои чувства.
Прерывания полезны в определенных ситуациях. Проблема начинается, когда прерывание становится привычным и почти неизменным способом общения с реальностью. Так может отрицаться человеком потребность в заботе, внимании, помощи, близости, любви. Чаще всего ретрофлексия связана с опытом, когда потребности человека игнорировались, а попытки их удовлетворения заканчивались каким-то наказанием или неудачей.
При ретрофлексивном поведении человек обращается с собой так, как намеревался обращаться с другими из внешней среды. Он прерывает направление своей энергии вовне, необходимой для совершения изменений там, и всю свою энергию и активность направляет на себя самого. Ярким примером этого может быть аутоагрессия или чувство вины вместо злости на несправедливый или жестокий поступок другого человека.
Есть противоположная сторона ретрофлексии, когда человек начинает делать для других то, что на самом деле хочет получить сам, – профлексия. «Не жди гласа с небес – подай голос сам». Когда хочется получить поддержку, одобрение от другого или какой-то подарок, а вы вместо этого дарите подарки, поддержку и одобрение и направляете усилия на помощь другим.
«Кто меньше полагается на милость судьбы, тот дольше удерживается у власти».
(Никколо Макиавелли)
Это неспособность человека убрать контроль и полностью пережить удовлетворение от объекта своей потребности, от достижения цели.
Причем удовольствие может исчезнуть буквально в самый последний момент благодаря гипертрофированному контролю своего поведения. Так влюбленность может закончиться по мере того, как второй человек все больше начинает отвечать взаимностью. Так интересный проект тормозится буквально в шаге от его реализации. Появляется страх, что всё пойдет не так, тебя обманут, ты упустишь время, не сможешь остановиться в нужный момент, потеряешь интерес, поймешь, что где-то еще может быть лучше…
Эготизм – про сохранение иллюзорной власти и контроля, отсутствие спонтанности, когда она очень была бы кстати в построении отношений, умении отдыхать, отпускать ситуацию. При эготизме человек в контакте остается вне себя, становясь наблюдателем и комментатором своих отношений с другими людьми и внешними объектами.
«Правильно ли я смотрю на человека?»; «Нравятся ли мои действия моему партнеру?»; «Не слишком ли я много потратил денег на эту вещь?»; «Эта женщина слишком красива, чтобы говорить правду относительно того, что хочет быть рядом». Много мыслей и мало присутствия в моменте, контакте с другими и своими ощущениями от процесса. Эготизм не допускает «опасного» уровня сближения с людьми. Когда чувства могут вдруг выйти из-под контроля и можно испытать душевную боль впоследствии.
«Не встречайте людей распростертыми объятиями, так им легче вас распять».
(Станислав Ежи Лец)
Механизм ухода или избегания прямого контакта с самим собой или другим человеком из-за недоверия, отсутствия чувства безопасности, страха и боли, обусловленный травматическим опытом, пережитым человеком в прошлом. Заключается в уклонении от контакта (например, когда тяжело воспринимать критику, когда человек не хочет ссориться или замечать свою или чужую боль), в перенесении переживаний в мечты, фантазии, отвлеченные мысли, воспоминания, абстрактные рассуждения, построение несбыточных проектов, зашучивание, реплики не по существу рассматриваемого вопроса и всякие банальности и общепринятые штампы или общие фразы.
Это побег из настоящего.
Известная всем сублимация – похожая форма, способствующая переключению с прямого контакта с чем-то внутри себя или вовне на некие замещающие действия, процесс преобразования неприемлемых чувств, эмоций и поведения в общественно полезные достижения и творчество.
«Этого не может быть, потому что этого не может быть».
(Антон Павлович Чехов)
Заключается в отрицании ценности, значимости произошедшего события или того, что человек сделал, какие усилия приложил. Обесценивая свой путь и отвергая достижения, человек пытается избежать столкновения с непростыми переживаниями, к которым он пока не готов, – уходит от чувства тревоги, бессилия, отчаяния, стыда или зависти.
Отрицание проявляется также в иллюзии, при которой человек оценивает риск для себя лично столкнуться с различными несчастьями ниже, чем в среднем для других людей, что может провоцировать пренебрежение мерами безопасности. Отрицание может принимать различные формы, включая отрицание фактов, чувств, мыслей или ответственности. Например, человек может отрицать факт смерти близкого человека или свои чувства страха или гнева.
Обратная сторона обесценивания – идеализация. Обратная сторона отрицания – придание избыточной важности какому-либо событию или явлению.
«Не буду думать об этом сейчас. Подумаю об этом завтра…»
(«Унесенные ветром»)
Устранение какой-то неприятной, болезненной информации из сознания. Проявляется в виде немотивированного игнорирования и забывания. Чаще всего вытесняются мысли о неприемлемых с точки зрения морали желаниях, действиях или воспоминаниях, о травматических переживаниях или о нежелательных, неприятных событиях в прошлом или будущем. Это изначально естественный механизм защиты психики от чрезмерного напряжения.
Но в некоторых случаях вытесняются большие куски информации, что потом мешает человеку получить ключ к пониманию происходящих с ним событий и явлений. Чаще, во взрослом возрасте, мы сталкиваемся не с полным вытеснением, а с изоляцией аффекта, когда аффект подавляется, а воспоминание остается.
Фредерик Перлз, немецкий врач-психиатр, психотерапевт, основоположник гештальт-терапии, писал: «Интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал, проектор делает другим то, в чем их обвиняет, что они делают по отношению к нему, ретрофлектор делает для себя то, что он хотел бы сделать другим, а личность в патологическом слиянии не знает, кто что кому делает».
На самом деле классификаций и видов психологических защит значительно больше, но даже небольшое представление о некоторых из них уже поможет лучше разобраться в себе.
___
открывающее фото nec.com