Путешествия во времени
Российские премьеры Франсуа Озона и Мартина Сковбьерга, премьера «Чайки» на Новой сцене Александринского театра и Телемах в двух измерениях: куда пойти в выходные 16–18 июня 2023 в Петербурге
В российский прокат выходит новая лента Франсуа Озона «Мое преступление». В основе картины театральная пьеса, написанная в 1934 году Жоржем Берром и Луи Вернеем. Это произведение режиссер обнаружил во время пандемии по чистой случайности, а потом, вдохновившись сюжетом о ложных самообвинениях, прочел еще несколько историй, герои которых, не будучи виноватыми, постоянно посыпают голову пеплом. Как выяснилось, в довоенной Франции эта тема была на волне популярности, особенно среди женщин.
Героиня фильма Франсуа Озона, молодая девушка, берет на себя вину за преступление, которого не совершала. Однако у нее необычный мотив: она делает это с целью прославиться. По мнению режиссера, актуальности и остроты сюжету добавляет перекличка с деятельностью участниц движения Me Too. При этом Франсуа Озон полностью сохранил аутентичность истории и не стал менять время и место действия. В ролях: Изабель Юппер, Надя Терешкевич, Ребекка Мардер и другие. Предпремьерный показ состоится в кинотеатре «Аврора» 16 июня, а в широкий прокат фильм выйдет 22 июня.
«Аврора» примет у себя еще один предпремьерный показ: 18 июня, за четыре дня до выхода фильма на большой экран, здесь можно будет посмотреть картину Мартина Сковбьерга «Копенгагена не существует». Мировая премьера ленты, которую оценят поклонники авторского кино, состоялась на Международном фестивале в Роттердаме, который ориентирован преимущественно на некоммерческие и независимые режиссерские работы.
В центре сюжета история Иды и Сандера – девушка и молодой человек встретились на улице Копенгагена, у них завязался странный и страстный роман, они проводят много времени вместе и в итоге принимают решение изолироваться от общества. Однако потом девушка внезапно исчезает, и зрители вместе с родственниками главной героини пытаются прояснить ситуацию. Оговоримся сразу: конкретного ответа из серии «кто виноват» и рекомендаций «что делать» авторы фильма не дадут. Но смотреть этот скандинавский нуар с элементами триллера необычайно увлекательно.
16 июня в 20:00 в Доме Радио на Итальянской состоится необычный концерт-перформанс «Город как звук. Музыка уличных музыкантов». Идея его возникла у резидента Дома Радио, композитора Алексея Ретинского – он предложил собрать в одном концерте максимально дифференцированных по звучанию уличных музыкантов, чтобы показать срез звукового поля города. Партитура выступления артистов создается с помощью определения порядка номеров, а все части между собой связывает электронное звучание, созданное Алексеем.
Закон от 1 мая 2023 года, регламентирующий выступления уличных музыкантов, поместил проект в новый контекст. Согласно закону, музыканты теперь могут выступать только в определенных местах, которые, в свою очередь, определяет администрация каждого района. В Центральном районе таких локацией всего 12, и Дом Радио музыканты решили рассмотреть как некую альтернативу улице – или считать номером 13. Аудиторию ожидает очень необычный звуковой ряд, от постукивания бутылками до виртуозного художественного свиста и вдохновенной игре на пиле. Приготовьтесь к тому, что концептуальное действо может воплотиться в совершенно непредсказуемое. В концерте примут участие Михаил Тюменцев, более известный в Петербурге как трубач дядя Миша, мультиинструменталистка Dark Diva, кларнетист Андрей Стефинов, барабанщик Алексей Шевченко, скрипачка Надежда Козина, звонарь Андрей Иванов, гитарист Алексей Соловьев и гусляр Ростислав Иванов.
18 июня на площадке петербургского театра Karlsson Haus состоятся гастроли московского независимого театра «Среда 21» со спектаклем «Телемах». Это первая в России постановка пьесы современного норвежского драматурга Юна Фоссе, который уже давно является классиком в Норвегии, где его считают новым Ибсеном. Свои тексты Фоссе пишет без знаков препинания, в них много рефренов, и иногда создается впечатление, что все, о чем ты читаешь, происходит на границе между явью и сном.
Действие в «Телемахе» развивается в двух измерениях: в первом нам представляют Древнюю Грецию: Телемах, сын Одиссея, двадцать долгих лет ждал возвращения отца с войны. Что он чувствовал, что творилось в его душе все эти годы? И какой могла быть эта встреча? Можем ли мы представить ее с высоты нашего времени? Вариантом ответа на этот вопрос станет второе измерение спектакля – гомеровских героев мы видим уже среди нас. Пенелопа ходит за пивом. Жених ждет Пенелопу, а Телемах общается со своим другом Певцом, который поет и играет на гитаре, сочиняя свою историю о героях, вдохновляясь перипетиями их жизни. Спектакль поставил режиссер Мурат Абулкатинов, ученик Сергея Женовача. Спектакль 18 июня сыграют дважды: в 18:00 и в 20:00.
18 июня в Черном зале Новой сцены Александринского театра покажут премьеру спектакля Елены Павловой «Чайка» по мотивам пьесы А. П. Чехова. Постановку можно рассматривать как смелый эксперимент: время действия здесь – условное, вне бытовых примет и подробностей. При этом чеховский текст задействован в спектакле почти в полном объеме с незначительными купюрами.
Это не профессиональная драма про театр и литературу и не костюмная постановка. Елена Павлова «читает» текст Чехова языком саундрамы, причем в музыкальное полотно спектакля вплетены и композиции, специально созданные для спектакля Олегом Гудачевым, и хиты советской и российской эстрады. Последние служат инструментом самоидентификации персонажей и одновременно являются носителями культурных кодов, прочно засевших в массовом сознании, которые откликаются в памяти строчками, музыкальными фразами, событиями жизни.
В спектакле заняты артисты Александринского театра Ольга Белинская, Иван Ефремов, Александр Лушин, Андрей Матюгов, Александра Большакова и другие.