Салют, надежда, и здравствуй, грусть!

Если в воздухе запахло паникой, это всегда повод держать нос по ветру. Однако ответ может таить в себе сюрпризы: возможно, дело в том, что где-то рядом с вами ценитель парфюмерных композиций Амны Аль Хабтур, основательницы бренда Arcadia.

Надежда и азарт, зависть и паника – по мнению этого арабского парфюмера, нет ничего увлекательнее, чем создавать ароматы, вдохновленные не только событиями, личностями, но и чувствами и переживаниями, причем без купюр. Уроженка Дубая бросает вызов ближневосточной парфюмерной культуре: в своих ароматах она делится личными воспоминаниями и затрагивает темы табуированных эмоций.

В мир парфюмерии Амна пришла из семейного бизнеса: выпускница факультета дизайна и стратегии отвечала в компании Al Habtoor Motors за продвижение брендов Bentley, McLaren, Bugatti. Однако страсть к парфюмерии взяла свое. Критическую метафору «буря в стакане воды» Амна трансформирует во вдохновляющую концепцию «море эмоций во флаконе». В интервью «Эгоисту» она рассказала о том, зачем создает ароматы в честь паники и гнева и из каких нот сотканы ольфактивные зарисовки, посвященные ее родной стране.

- Свои первые духи Вы создали  в 2012 году для собственной свадьбы. Что за история этому предшествовала? И стала ли эта композиция частью истории вашего парфюмерного бренда?

Амна Аль Хабтур. С раннего возраста я испытывала к парфюмерии не просто понятное детское любопытство, но настоящую страсть. Мне всегда хотелось исследовать этот предмет, узнать законы, по которым творятся парфюмерные чудеса, – именно так я всегда к этому относилась. Вдохновляющим мотивом для того, чтобы я и сама решилась на эксперимент в этой области, для меня стала моя свадьба. Аромат Infinity, что означает «бесконечность», получили в подарок все гости торжества на память о событии. Название композиции намекает на содержимое флакона: аромат не просто посвящен необузданной страсти между двумя людьми, его миссия – рождать желание искать свою половину, а найдя – беречь ее, не пугаясь слова «навсегда». 

Аромат вызвал настоящий фурор: когда флаконы пилотного свадебного релиза закончились, меня вновь и вновь просили повторить его. И это стало тем знаком, которого я ждала. Популярность придала мне решимости, я отправилась изучать парфюмерию в Лондон и Нью-Йорк, а в 2016 году создала бренд Arcadia, что в греческой культуре обозначает место счастья, благополучия и умиротворения.

- Свадьбы – это время больших надежд. С чем для вас связан аромат надежды, из каких нот он складывается?

А. Х. Для меня это ноты, так или иначе связанные с землей и тем, что на ней произрастает. Это могут быть и амбра, и роза, и кедровое дерево. Все они олицетворяют для меня надежду. Кстати, да, именно эти ноты преобладают в композиции Infinity.

- Жизнь состоит из самых разных эмоций, далеко не только положительных. Насколько широк спектр чувств и эмоций, которые раскрываются в ваших духах? Есть ли в ваших композициях место, скажем, для толики зависти? Или, возможно, в них можно встретить признаки гнева или мстительности? В вашем представлении, какие парфюмерные ингредиенты могут красноречивее остальных рассказать о темных сторонах человека?

А. Х. Я создала свой парфюмерный бренд для того, чтобы передать с его помощью максимально возможную гамму человеческих эмоций, те чувства, которые мы стремимся обуздать, подчас подавить. Никаких исключений для отрицательных эмоций я не делаю: ведь именно борьба противоположных начал внутри нас и делает нас и людьми, и личностями, определяет нашу индивидуальность. Темным сторонам человеческой натуры я посвятила серию ароматов Dark Series. Мне интересно противоборство добра и зла внутри нашей души. Такая борьба всегда происходит в момент жизненных испытаний, преодоления трудностей, и это закаляет наш характер. И, конечно, я стремлюсь к тому, чтобы ароматы и сами по себе эмоции вызывали, это взаимосвязанный процесс. 

Коллекция ароматов Dark Series затрагивает те эмоции, которых принято стыдиться. Например, в композиции Jinx, в сердце которой майская роза, гедион, листья фиалки, речь идет о зависти. Надо сказать, что для каждой негативной эмоции в аромате содержится «противоядие». В аромате Jinx, который открывается нотами дымной древесины в сочетании с ромом, это ладан – ингредиент, традиционно связанный с высокими энергиями, духовностью, преодолением слабостей и худших сторон себя. 

А в композиции Bete Noir  мне захотелось показать, как в ольфактивном мире звучит ощущение паники, непреодолимого внезапного желания сбежать из пугающей или потенциально опасной ситуации. Я уверена, практически каждому из нас доводилось переживать моменты, когда нам хотелось в ужасе броситься откуда-то прочь и бежать, не разбирая дороги. Это могли быть разные ситуации, от физической агрессии до предательства. Ключевой ингредиент композиции Bete Noir – мускус. Кстати, он с древнейших времен традиционно используется на Востоке для лечения различных заболеваний, связанных с сердцем, нервами и дыханием.

- Чем отличаются традиции парфюмерного искусства в ОАЭ?  И в какой степени они влияют на то, чем вы занимаетесь сегодня в парфюмерии?

А. Х. Традиционное производство духов в ОАЭ очень сложное. Особенно когда речь заходит о бахуре – классических арабских благовониях. Небольшие шарики из древесной щепы пропитываются эфирными маслами, цветочными экстрактами, смешанными с мускусом, маслом сандалового дерева, смолами и другими натуральными ингредиентами. В каждой арабской семье есть свой собственный заветный рецепт бахура, который передается из поколения в поколение. Парфюмерия органично вплетена в нашу повседневную жизнь.

Arcadia – это современный бренд с точки зрения его философии, однако корни у него, разумеется, ближневосточные. Мне нравится использовать в композициях классические восточные ингредиенты – уд, амбру, мускус, – сочетая их с цветочными мотивами и такими, совершенно не свойственными арабской традиционной парфюмерии нотами, как ананас и малина.

Культура нанесения ароматов тоже очень отличается. На Ближнем Востоке предпочитают многослойность, при этом сами ароматы нередко однокомпонентные. Кроме того, помимо использования масел и распыления ароматов мы окуриваем пространства бахуром и находимся одновременно в нескольких парфюмерных облаках, которые взаимодействуют между собой. И нам в этом сложносочиненном мире очень комфортно.

- Что вас больше всего вдохновляет в создании ароматов?

А. Х. Мое вдохновение и мой мотор – это в первую очередь воспоминания. Счастливые или печальные, невероятные или мрачные, они связаны с жизненными ситуациями, проживание которых сформировало меня как личность. Поэтому каждое из них ценно. А еще парфюмерия дарит удивительную возможность мгновенно перенестись на другой край планеты или в другую эпоху. Захватывающее ощущение.

Амна Аль Хабтур | Фото: Molecule Project

- В своих парфюмерных композициях вы нередко делитесь очень личными историями. Чем для вас важна эта возможность поделиться с незнакомыми людьми частью своей реальной жизни?

А. Х. Традиционно для культуры Ближнего Востока несвойственно делиться личными моментами и эмоциями с малознакомыми людьми. Для нас в этом смысле характерна некоторая эмоциональная герметичность. Моя цель – преодолеть этот барьер, уйти от закрытости. На мой взгляд, в современном мире для человека ценна возможность ощутить единство с другими людьми, почувствовать, что жизненный опыт способен объединять, а не разделять нас. Я верю, что человечество – это единое целое. А этническое происхождение, социальный статус, пол, возраст не должны становиться препонами к взаимопониманию.

- У марки есть несколько ароматов, посвященных Дубаю. Какие грани эмирата они раскрывают, какие истории стоят за ними?

А. Х. Эта коллекция ароматов называется Tribute Edition, что означает «посвящение». Мне хотелось сделать ольфактивное приношение Дубаю, ставшему для миллионов людей воплощением мечты, ставшей реальностью. Три аромата коллекции выстроены вокруг ключевых нот – уда, амбры и мускуса, – каждая из которых вдохновлена определенным периодом в истории эмирата. Devotion, аромат на основе уда, посвящен первопроходцам, тем, кто стоял у истоков рождения государства; Eternal, где центральная роль отведена амбре, – это дань уважения тем, кто приходил и уходил; в то время как Sincere, в котором солирует мускус, – это ода в честь тех, кто только что приехал.

- Композицию Auric, вышедшую в 2021 году, вы посвятили 50-летию со дня основания ОАЭ. Что способен рассказать этот аромат о стране, ее характере, людях, истории?

А. Х. Auric содержит особенный состав ингредиентов – в нем сочетаются лепестки цветов, мускус, амбра, груша, ноты специй, – благодаря этому композиция звучит по-разному на коже каждого человека. Для меня здесь было символичным именно индивидуальное раскрытие композиции. Концепция Auric в том, чтобы рассказать о гостеприимстве моей  страны: здесь умеют окружить каждого теплом, добротой, заботой. История Эмиратов – это рассказ о том, как, несмотря на препятствия, стать страной возможностей. И государство стало таким, потому что здесь не загоняют людей в рамки, а принимают их. ОАЭ действительно принимает людей в свои объятия, и я хотела передать это ощущение в аромате.

Поделиться Поделиться ссылкой: