Секреты сновидений

Каждый день, мы направляемся в этот странный для разума мир, где можем увидеть предков, испытать ужас, почувствовать удовольствие, побороться с чудовищами и стихиями, побыть кем-то другим, умереть, родиться, летать без крыльев, падать в пропасть, познать что-то новое, получить ответ на вопрос, заглянуть в будущее, пережить трансформацию, и все это чудесное кино - наши сновидения. Можно быть материалистом до мозга и костей, но даже он время от времени задается вопросом: «Что это было во сне?» и «Как лучше понять эти загадочные ночные послания?»

Ни одно событие, явление, состояние, переживание не исчезает бесследно. Следы произошедшего, энергия или информация, называть это можно по-разному, остаются, как во внешнем мире, так и внутри самого человека. В нашем бессознательном, как коллективном, так и субъективном содержится такое количество информации, что не сможет вместить ни одна существующая библиотека. Но самое интересное, что кто-то устроил все так, зашифровал и заархивировал все это богатство в виде образов, символов и метафор, причем таким образом, что, без особой подготовки, не сразу поймешь в чем дело. И все это проявляет себя в особом состоянии сознания, вернее, когда сознательное, разумное и логическое, со своими ограничениями, убеждениями и условными представлениями о мире, отправляется грезить и видит сны.

В Древней Греции в храмах, посвященных богу врачевания Асклепию, по сновидениям «диагностировали» болезни. Во многих древних культурах сон рассматривался как состояние, промежуточное между жизнью и смертью. Об этом говорят существующие и в настоящее время поверья, согласно которым душа человека во время сна выходит за пределы тела и парит в «мировом космосе», а утром возвращается. За свою долгую историю отношение к сновидениям успело проделать похожий путь. Древние греки считали, что Гипнос (сон) и его брат-близнец Танатос (смерть) были рождены от союза Ночи и Кроноса. Эта же пара произвела на свет Эриду (раздор), Апату (обман) и Немезиду (отмщение). Неудивительно, что при такой родословной сновидения вызывали тревогу и ассоциировались с чем-то опасным. Считалось, что они посылаются Геей и связаны с силами подземного мира. 

Спустя несколько столетий, в V в. до н. э., Еврипид реабилитировал часть сновидений, указав на то, что помимо ужасных сновидений, посылаемых Геей, существуют и светлые аполлонические сновидения. Позднее Платон (428 до н. э. – 348 до н. э.) сделал следующий шаг: по его мнению, не все сновидения связаны с богами, многие из них рождаются в противоборстве трех частей человеческой души. Если разумная часть души не сумеет совладать с вожделеющей и яростной частями, то человек будет видеть во сне исполнение своих предосудительных желаний.

В Индийских религиозно-философских трактатах Веды и Упанишады, описывалось два вида сна — без сновидений (глубокий) и со сновидениями, причем сновидения рассматривались уже как отдельная форма сознания. Такое понятие близко к современным классификациям сна, выделяющим три функциональных состояния: бодрствование, медленный и быстрый сон.
Существенным вкладом в развитие начальных представлений о сновидениях стал пятитомный труд об искусстве толкования сновидений «Онейрокритика». Он был написан Артемидором Далдианским, жившим во второй половине II в. н. э. Одним из первых он заговорил о важности знания личности сновидца и его эмоционального состояния во время сна для правильного толкования.

В XX веке Иван Михайлович Сеченов, создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии, автор рефлекторной теории деятельности нервной системы, рассматривал сновидение, как обрывки воспоминаний человека, смешанные между собой хаотично в нашем подсознании, называя их "небывалыми комбинациями бывалых впечатлений".
 
Иван Петрович Павлов, русский и советский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, основатель физиологической школы; лауреат Нобелевской премии, руководствовался теорией нервных следов — запечатления предшествующего опыта в коре головного мозг, рассматривая сновидение, как результат оживления этих нервных следов в состоянии сна.

Ганс Бергер, немецкий физиолог и психиатр, доказал возможность записи электроэнцефалограммы с поверхности головы человека. Была обнаружена значительная разница между ЭЭГ в состоянии сна и бодрствования, и изменения в зависимости от глубины сна. Позже была открыта особая фаза сна с быстрыми движениями глаз (быстрый сон) и связь ее с переживаниями сновидений.

Нереальный мир во сне | изображение сгенерировано сервисом "Шедеврум" от Яндекса

Сон никогда не бывает простым повторением предшествующих событий или переживаний. Единственное исключение из этого правила — определенная категория сновидений, связанных с реакцией на психический шок или травму. Такие сны воспроизводят содержание травматического переживания и могут сниться до тех пор, пока травматический стимул не будет переработан и большинстве случаев содержание сна закамуфлировано и требует особой интерпретации.

В нашем бессознательном, содержится опыт наших предков (коллективное бессознательное). Страхи змей, пауков, темноты, высоты и т.д. часть того, что нам передали предки. В кошмарах можно часто увидеть эти символы. Но есть и наш субъективный опыт. Поэтому разным людям могут присниться схожие по содержанию сны с похожими символами, но каждый из них будет иметь собственный смысл и интерпретацию. 

Течение времени во сне воспринимается иначе, чем в действительности. Сон длиною в сериал иногда помещается в 3–5 минут. Происходит это потому, что мозг показывает картинки не линейно и последовательно, а одновременно и со всех сторон. Кроме того, сны мы видим фрагментарно, нарезкой кусков, а связи между ними домысливаем потом, исходя из логики сюжета.

В 1900 г. вышло в свет первое издание знаковой книги З. Фрейда «Толкования сновидений». В нем Фрейд утверждает, что при должном внимании, в каждом сновидении можно обнаружить удовлетворение, отыгрывание вытесненного, подавленного желания, но не в буквальной форме, а в метафорической. Он приводит множество сновидений детей, в которых они видели исполнение того, чего не смогли получить днём. С его точки зрения, если мы хотим понять смысл сновидения, то надо расшифровать образы сна, для этого он предлагал метод свободных ассоциаций. Суть его в том, что пациенту предлагали придумывать цепочку ассоциаций к первоначальному образу сна до тех пор, пока он не подойдет к болезненной для него теме.

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, что сновидения кодируют только запретные импульсы и являются репрезентацией неосуществленных желаний. По Юнгу, смысловое поле сновидения гораздо шире индивидуальных рамок и отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного — как индивидуального, так и коллективного. Поэтому помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, так как сновидения говорят на языке символов. Юнг разработал два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. 

В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать — это мать, друг — это друг и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. В отношении техники работы со сновидениями Юнг рекомендовал разбирать каждую деталь сна в отдельности, а потом выявлять суть сна.  Юнг использовал технику амплификации, обращаясь к архетипическим параллелям для понимания более глубоких уровней символики сновидения, т.е.  мотивам мифов, легенд, фольклора, оказавшимся сходными с теми образами и сюжетами, которые были во сне.

Архетипическими образами могут быть: дитя, ведьма, мать, герой и т. д. Известно много случаев, когда человек может видеть во сне известную мифологическую фигуру, о которой, он лично, не имеет никакого представления. Психоаналитики юнгианского направления, выделяют особые сны, в которых проявляются различные этапы процесса развития, становления личности. Начало такого процесса обычно отмечено снами о наводнениях, землетрясениях, катастрофах и т. п. явлениях, символически отражающих начавшуюся трансформацию психики.

Также выделяются сны о тени. Тенью Юнг называл темные стороны конкретного человека и человеческой природы вообще, которые он отвергает и отказывается признавать в себе. В снах эти отвергаемые особенности или свойства проецируются на другого, которым часто становится «черный человек». Еще Платон писал: «Даже в самых достойных из нас живут чудовищные и совершенно аморальные желания, которые порой обнаруживаются в наших снах». Если человек не признает тени, как части себя, своей психики и продолжает осуждать её наличие в других, то он сам может стать тем, кого осуждает и отвергает.

Тенью для вас может быть ваш друг, которого вы втайне презираете или которому завидуете. Это ваша оборотная сторона. Если вы сексуально раскрепощенный человек, вашей тенью может стать тот, кого вы считаете блюстителем морали. Если вы искатель приключений, то вероятно, что роль вашей тени для вас будет играть домосед. Если вы добровольно установили для себя семидневную рабочую неделю, тогда ваша тень стоит в очереди безработных, если вы очень привязаны к обеспеченной жизни, то ваша теневая сторона может спать где-то на улице.

Мужчинам может сниться их Анима (женская фигура), архетип скрывающейся в них бессознательной женственности, не находящей себе выражения. У женщин такую же роль бессознательной мужественности играет Анимус (мужская часть). Понаблюдайте, что делает Анима или Анимус в ваших снах. Мы не можем быть цельными личностями, пока не признаем права на существование той части нашего существа, которая представляет начало противоположного пола и относимся к ней со страхом или презрением.

Во время внутренней трансформации во снах может появляться символика развития - путешествия, дороги, развилки, брод через реку. Часто в снах участвуют фигуры «мудрого старца» или «мудрой старой женщины». Появление этих архетипов свидетельствует о том, что вы уже почти готовы довериться голосу мудрости вашего внутреннего бессознательного.

Главный вопрос в юнгианском подходе к толкованию сновидений: зачем снится этот сон? Каково послание сна, что он дает понять? 

Юнгианская техника «16 слов»

Юнгианская техника «16 слов»
Юнгианская техника «16 слов»

Существует юнгианская техника «16 слов», которая позволяет лучше разобраться с тем, что происходит в жизни, в проблеме или понять смысл сновидения:

1.    Вы записываете свой сон

2.    В столбик выписываете 16 ассоциаций - рандомных слов (это может быть существительное или словосочетание с существительным), без повторов, затем их объединяете в пары, по порядку, как они записаны и даете свободную ассоциацию к каждой паре, начиная сверху, по принципу общего между двумя. И так до конца, пока не останется одно слово. Это и будет важный ключ.

3.    Дополнительно можете ответить на следующие вопросы:
➢    Какие чувства у вас вызывает конечное слово?
➢    Какие мысли у вас возникли при виде конечного слова?
➢    Что вам захотелось сделать, в связи с этим?

4.    Общая расшифровка:
➢    первый столбик – уровень реальности, то, что лежит на поверхности;
➢    второй столбик – уровень разума, то, что человек на самом деле об этом думает;
➢    третий столбик – уровень чувств, то, что личность ощущает на самом деле;
➢    четвёртый столбик – корень проблемы;
➢    пятый столбик – ключ бессознательного.

Согласно гипотезе французского исследователя Жуве, работа сновидений заключается в «генетическом перепрограммировании». Благодаря им мы как бы выходим на уровень «молекулярного чтения» для пересмотра уроков Великой Книги Жизни, в которой записан весь опыт человеческого рода. Информация, поступающая из глубин нашего коллективного бессознательного, регулярно пересматривается и дополняется опытом прошедшего дня. Так, сны позволяют гармонизировать приобретённое и инстинктивное поведение интегрируя индивидуальную память в нашей коллективной памяти.

Гештальт-терапия

Согласно Фредерику Перлзу ((8 июля 1893, Берлин - 14 марта 1970, Чикаго) — немецко-американский психиатр и психотерапевт, основоположник гештальт-терапии – Ред.), все элементы сновидения спроецированы частями личности сновидца. Анализ направлен прежде всего на то, чтобы вернуть себе, понять свои проекции. 

Это работа на воссоединение с тем, что отвергнуто или отчуждено от себя.
Для работы с данными проекциями человеку предлагается последовательно идентифицировать себя с разными элементами сна,  вновь проживая сновидение, так, будто оно разворачивается сейчас. Вы рассказываете сон в настоящем времени, от лица одушевлённых и неодушевлённых персонажей, вступая в импровизированные диалоги.

Анализ сна в гештальт-подходе:

➢    Вы рассказываете сон в настоящем времени, как будто события сна происходят прямо сейчас, записываете его. 
➢    Определите и запишите все элементы сна.
➢    Становитесь частью сна, которую описываете, «проигрывайте» или рассказывайте сон, смотрите на другие объекты сна с точки зрения этой  части. Отмечаете чувства, которые у вас при этом появляются. Какое послание несет вам эта часть сна? Эта часть или персонаж может поговорить с вами или с другими частями, персонажами сна. 

Спросите у нее: что ты делаешь в этом сне? Что чувствуешь? Каковы твои взаимоотношения с другими персонажами сна или с другими предметами? Что ты хочешь? Побеседуйте от ее лица (даже если это неодушевленный предмет) с другими персонажами или элементами сна.

➢    Идентифицируете себя таким образом со всеми значимыми частями, персонажами сна. 

Вы можете стать любым предметом - мостом, телефоном, дорогой, грузовиком; необычным предметом, появившимся в вашем сне, - ремнем безопасности, который приделан почему-то с наружной стороны вашей машины; летающей тарелкой. 
Любым утраченным предметом или недостающей деталью. Это может быть что-то, что вы потеряли во сне и что упорно ищете. Это может быть недостающая часть дорожного указателя. Или наполовину написанное слово в блокноте. Побудьте всеми людьми, которых вы видели во сне. Если это были незнакомые люди; подумайте, не напоминают ли они какого-нибудь важного для вас человека. Станьте пейзажем или всем, что вокруг, - домом, воздухом, дождем, пустыней.

➢    Отметьте чувство, с которым вы просыпаетесь. 
Это эмоциональное состояние - будь то страх или радость, грусть или гнев, безысходность или озадаченность - может оказаться лучшей подсказкой к разгадыванию смысла сновидения.

➢    Спросите у сна, в чем состоит его послание.
Оно может быть совершенно неожиданным!

Вы можете сочетать методы и провести большое исследование, если чувствуете, что какие-то сны повторяются или вы мысленно возвращаетесь к их образам:

➢    Вы можете нарисовать свой сон или детально описать его. Вспоминая свое сновидение, запишите все ассоциации, которые появятся в связи с каждым его образом. В сновидении могут присутствовать люди, предметы, ситуации, цвета, звуки или речь, запахи, ощущения.

Каждый из них – отдельный образ и требует самостоятельного анализа. Ваши ассоциации – это любое слово, мысль, представление, чувство или воспоминание, которое приходит в голову на конкретный образ сновидения. Это может быть буквально все что угодно. С каждым образом, как правило, связано несколько ассоциаций. Возвращайтесь к образу снова и снова, пока не запишите все свои ассоциации и лишь после этого переходите к следующему образу, но без ассоциативных цепочек и логических выводов. Бывает, что ассоциации вырываются из бессознательного уже в виде готовых эмоционально окрашенных образов, например: «тоска зеленая», «полеты во сне», «пускать пыль в глаза», вы можете их записать. 

Обращайте внимание на все устойчивые словосочетания и каламбуры.
Если вы видели во сне хлеб, то, может быть, это мечта о новой, хорошо оплачиваемой работе, которая дала бы вам надежный «кусок хлеба». А может быть, вы просто соскучились по друзьям, с которыми в былые годы делили «хлеба горбушку и ту пополам». Это ваши сны, и поэтому только ваши ассоциации имеют значение. Замечайте любые цифры, которые появляются во сне. Это может быть номер дома, цифра на круге рулетки, чей-то возраст, цена вещи и т.д.

Проанализируйте ассоциации, которые возникают у вас в связи с этими цифрами.

➢    Обратите внимание на цвета в ваших снах.
Вспоминается ли что-то особенное, что связано для вас с тем или иным цветом? Может быть, вам захочется зарисовать некоторые фрагменты вашего сна. Если во сне был какой-то необычный цвет, попробуйте поточнее подобрать для него краски.

➢    Дополните полученные выводы архетипической амплификацией, т.е. найдите информацию об архетипах, появившихся в ваших снах с помощью таких источников, как мифы, сказки, истории и древние религиозные традиции. Каждый архетип имеет тенденцию к внешнему выражению через характерные для него символы. 

О присутствии архетипа в своем сне могут свидетельствовать такие признаки, как: появление необычных, сказочных персонажей, древних героев, вы можете оказаться в каком-то легендарном месте, предметы во сне могут казаться больше или меньше, чем в реальной жизни, появляются небывалые или чудесные животные, персонажи, наделенные монаршей властью или обладающие божественной аурой.  

Посмотрите, что сможете узнать об архетипе, который появился в вашем сне. Каковы его характеристики? Какова его роль в человеческой жизни?  Найдя информацию о персонаже вашего сновидения, вам нужно продолжать делать то же, что вы делали с другими образами: записать ассоциации, которые возникают у вас в связи с обращением к мифологическим источникам. Если эти ассоциации высвобождают у вас внутреннюю энергию, если они несут в себе какой-то смысл, то попытайтесь его использовать. Узнайте, что они могут многое сказать о том, кто вы такие и какие силы действуют внутри вас. Задайте себе вопрос: «Какую роль сейчас играет этот архетип в моей жизни? Какое отношение он имеет лично ко мне?»

➢    Связывайте сновидения с внутренней жизнью, образы сна с характерными чертами вашей личности. Обращайте внимание на убеждения, установки и ценности.  В какой-то момент наши сновидения начинают бросать вызов нашим убеждениям и привлекать к ним наше внимание, призывая к более тщательному осмыслению своих мотивов. Воспринимайте каждый персонаж как реального человека, живущего внутри вас. В таком случае вы можете задать себе такие вопросы: «Где в реальной жизни я недавно видел такую личность? Кто поступал точно так же, как персонаж моего сновидения? Какая именно часть моей личности так мыслит, чувствует и так себя ведет?»

➢    Замечайте разные аспекты внутренней реальности. В наших снах присутствуют не только образы людей, но и ландшафты, образы зданий, животных, растений, цифры и пр. Эти символы также отражают течение вашей внутренней жизни.  Чаще всего сновидения используют образ местности, чтобы показать вам, на чьей «территории» вы находитесь. Поэтому, если хотите понять значение этой местности, попробуйте понять, кому она принадлежит. Например, дом вашей бабушки по материнской линии свидетельствует, что вы попали в сферу влияния архетипа Великой Матери. Если это ваш дом, то, скорее всего, это территория вашего Эго, стены которого защищают вас от влияния бессознательного. Если в вашем сновидении появляется животное – то следует задуматься о живущих внутри вас инстинктах. И так далее. 

➢    Свяжите воедино все обрывки символов, извлеченных из сновидения. Задавайте себе такие вопросы: «Какую основную мысль сновидение хочет до меня донести? 

➢    Интегрируйте подсказки вашего сновидения в сознательную жизнь. Для этого ответьте на вопрос: «Что вы будите делать с вашим сновидением?».

Тони Вульф (швейцарский психоаналитик из Института Юнга в Цюрихе) говорила: «Человек может двадцать лет анализировать свои сновидения, но все, что у него находится ниже шеи, даже не будет об этом подозревать! Вам нужно что-то с этим сделать. Пошевелите же, наконец, своими мускулами!» 

Совершите «ритуал» – осознанно совершенный символический поступок, движение которого преобразует энергию внутреннего мира в видимую и осязаемую форму, если считаете, что данный сон был особенно важен для вас. Вы всегда можете совершить простое физическое действие, даже если не можете придумать ничего, что было бы непосредственно связано с вашим сновидением. Сделайте хоть что-нибудь: прогуляйтесь, зажгите свечу и т.п. Если вы осознанно совершите самое простое действие в ответ на сновидение, то это повлияет на ваше бессознательное.

Важно поработать над кошмарными сновидениями. Иногда, они вызываются конфликтом между разными частями вашей личностями. Часто человек просыпается от кошмара в самую последнюю секунду, когда он находится на краю обрыва или его убивают или он едет в машине с отказавшими тормозами…

Если вам снится кошмар, и вы каким-то образом осознаете, что это лишь сон, продлите его действие или попробуйте туда вернуться.  Ощутите то же чувство страха. Пусть происходящие события продолжатся. Доведите сон до его логического конца. Посмотрите в лицо опасности. Не убегайте. Если ваш противник увидит вас исполненным силы и стойкости, он может отступить, а может, вам придется вступить с ним в схватку. И если такое случится, знайте, что вы можете призвать себе на помощь какого-то еще героя, друзей или воспользоваться какими-то инструментами. Еще лучше, если вы сумеете обратить вашего врага в вашего союзника. Проанализируйте это сон, возможно, что та фигура, которая вас так пугала во сне, на самом деле защищает вас от нежелательных действий и реальной опасности.

Если у вас нет привычки запоминать сны, то это требует некоторой тренировки, вы можете положить блокнот и ручку рядом, чтобы успеть зафиксировать все, что увидели, пока реальность и ваше сознание не закроют доступ к  тому миру, где вы побывали во сне. Еще вы можете научиться не только запоминать сны, но и вызывать сновидения по заказу. Перед засыпанием можно настроиться на то, что новый сон сможет дать ответ на определенный вопрос или помочь принять какое-то решение.

Метод произвольного вызывания сновидений с древнейших времен почитался в Греции, Риме, Египте, Китае, Иране и Индии.

Начиная с VI века до нашей эры и по VI век нашей эры, в Греции и Риме практиковали метод инкубации сна, когда люди уходили в священные места, чтобы получить от Бога нужный им сон. Человек мог попросить о божественном совете по поводу кладки камня, средства от бесплодия, диагноза и лечения любой болезни. Он направлялся в один из многочисленных храмов Эскулапа, там вместе со жрецами участвовал в молитвенных песнопениях, воздерживался от вина, женщин и той пищи, которая, как считалось, препятствует появлению сновидений, совершал ритуальные очистительные омовения. Потом человеку снился полный значения сон. Происходило множество исцелений. На каменных колоннах, найденных в Эпидавре, сохранились надписи о семидесяти больных и сновидениях, с помощью которых они излечились. Если страждущему снился непонятный сон он мог пойти к одному из местных толкователей сновидений. 

Приятных вам сновидений и любопытных откровений из недр вашего бессознательного!

____

открывающее фото: сервис "Шедеврум" от Яндекса

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Магия слов. Семь слов – семь ключей к влиянию на себя и свое окружение
Сейчас, уже почти ни для кого не секрет, что наши слова воздействуют на наши эмоции и даже события в жизни. Они обладают большой силой, так как способны не только выражать наше состояние, но и влиять на него, обстоятельства и окружающих людей. Если Вы начнете обращать внимание на свою речь более внимательно, то обнаружите какую программу вы используете для своей жизни
06.08.2024
Виды когнитивных искажений в общении
Способность мозга видеть корреляцию повторяющихся событий – одно из значительных преимуществ, свойственных человеческой логике, и одновременно его иллюзия, которая может способствовать как великим открытиям, так и серьезным заблуждениям. Привычка выстраивать взаимосвязь может не только зафиксировать повторяющиеся события, но и придать им статус взаимосвязанных даже в том случае, где реальной связи между ними нет. Поэтому поговорим сегодня об иллюзиях и искажениях нашего сознания.
06.05.2024
Психологическая импотенция и другие проблемы сексуальной жизни
Наше общество больно сексуальным неврозом и сексопатологией. Почему? Потому что стыдно, неловко, непонятно и так далее. Вроде бы сексуальная жизнь есть, то хорошо, то не очень, то… «все сложно». Катастрофа начинается уже с юности, когда, к примеру, молодые люди уходят в порнографию. Это огромнейшая проблема
13.02.2024