Главный редактор журнала "ЭГОИСТ"
Имя моего собеседника известно многим, особенно тем, кто связан с журналистикой, с документальным кино и в целом с синематографом, как любит говорить герой этого интервью. О выдающихся журналистах и режиссерах, о встрече с Ксенией Собчак и интервью с ее отцом, мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком, о фильмах телекомпании «ТЕЛЕИНВЕСТ», посвященных блокаде Ленинграда, «ЭГОИСТУ» посчастливилось говорить с журналистом, сценаристом, режиссером, продюсером Сергеем Починым.
Сергей Алексеевич, у вас за плечами огромный журналистский опыт и множество реализованных проектов. Вы работали с выдающимися журналистами, редакторами, продюсерами. За работу с кем вы особенно благодарны судьбе?
Сергей Почин. Это целая плеяда людей. Магда Иосифовна Алексеева, редактор газеты «Скороходовский рабочий», Ирина Алексеевна Воробьёва, редактор газеты «Светлана», Андрей Константинович Варсобин – просто глыба в «Ленинградской правде». Сейчас таких журналистов и таких менеджеров, в том числе медийных менеджеров, пожалуй, нет. Это была фигура, которая возглавляла журналистскую школу в городе. Не могу не вспомнить таких блестящих журналистов в «Ленинградской правде», как: Тютенков, Травин, Кошванец, Стругач. У каждого из них я чему-то научился. Были люди, которые помогали мне в переформатировании меня как медийной личности, когда я был пишущим журналистом, а стал продюсером, тем, кто организует кинопроцессы. Олег Контонистов, Алексей Куницын и Александр Ермолов и– они помогли мне найти новое место в жизни, когда я был, по сути дела, на распутье в перелом между 90-ми и 2000-ми годами: я тогда ушел из органов власти, и надо было определяться, чем дальше заниматься. Эти люди помогли мне найти новое место в жизни. Кстати, очень интересное.
В свое время вы брали интервью с Анатолием Собчаком для первого бортового журнала авиакомпании «Пулково». Вы хорошо были с ним знакомы?
С. П. Абсолютно не был знаком. Мы пересеклись в Таврическом дворце, где проходил один из первых Петербургских международных экономических форумов. Он в холле ждал своего выступления и осматривал выставку. Мы с Аркадием Сосновым (в том время редактором «Литературной газеты» в Петербурге. – Прим. ред.) все не решались к нему подойти, но была поставлена задача взять у него интервью. Договорились через пресс-службу.
Какое впечатление у вас осталось после интервью?
С. П. Я не взял с собой диктофон, а напрасно. Анатолий Александрович говорил буквально абзацами, которые можно было не править. Мне пришлось какими-то каракулями все быстро записывать, надо было все очень точно изложить. Раньше, в партийной журналистике, в партийных газетах, нам за руководителя приходилось много дописывать – то, что они должны были сказать. А Собчак сам знал, что надо сказать. И рассказывая о международном сотрудничестве, о будущем города, он все по полочкам разложил. Потом, когда я согласовывал интервью с его помощником в те годы, с Владимиром Владимировичем Путиным, там было практически всего две правки.
Совсем недавно Ксения Собчак в содружестве с Верой Кричевской выпустила в свет фильм о своем отце «Дело Собчака». Удалось ли вам посмотреть этот фильм и какое впечатление он на вас произвел?
С. П. Прежде всего надо сказать, что у меня был опыт общения с Ксенией, когда она для телеканала НТВ делала какую-то программу и надо было в гостинице «Астория» записать интервью с Наоми Кэмпбелл. Меня со съемочной группой как людей, имеющих в своем распоряжении необходимую технику, попросили помочь Ксении в решении этой задачи. А руководство гостиницы всячески сопротивлялось проведению этой съемки, и возникла некоторая заминка с организацией интервью. И Ксения тогда проявила себя как настоящая патриотка своей страны. Она закордонным руководителям гостиницы прямо при съемочной группе заявила: «Вы находитесь на территории России. Что вы тут нам права качаете!» Я тогда очень ее зауважал. Потом нам с Александром Ермоловым надо было ее провожать, и мы спрашиваем: «Ксения, завтра в пять утра нам заезжать за вами?» А она: «Я сама доберусь. Ничего страшного. Не волнуйтесь, ребята».
Что касается фильма. Мы к этой же юбилейной дате создали свой фильм об Анатолии Собчаке, он называется «Анатолий Собчак. Жизнь на юру». Это два разных фильма. Ксения выполняла свою задачу, мы – свою. В принципе, мне ее фильм понравился. Но он другой, там много личностного. У нас тоже много личностного, но от других людей. У нас там порядка полутора десятков человек, которые так или иначе пересекались с Анатолием Александровичем, в том числе и его противник по выборам Владимир Яковлев. Мы и у него взяли интервью, и у Валентины Ивановны Матвиенко. В промежутках между этими интервью у нас звучат стихи Пастернака, которого так любил Анатолий Александрович, в исполнении Олега Басилашвили. Сценарий фильма несложный. Но в нашем фильме очень важна сама идея. Так вот, идея принадлежит Юрию Светову, мне и Иннокентию Иванову. Наше трио нашло такой ход, и я горжусь этой работой. Могу ошибаться, но фильм Ксении прошел в телеэфире едва ли не один-два раза и всё, а наш показывали и в федеральном, и в региональном эфире многократно.
Сергей Алексеевич, видимо, не случайно Вы помянули Иннокентия Иванова. Известный тележурналист, документалист. Его имя достаточно часто мелькает в фильмографии Вашей студии. А многие помнят его по программам на канале «Культура». Второе пришествие или новый альянс, что это?
С.П. Это тот случай, когда продюсер и творец нашли друг друга! Вот уже на протяжении 10 лет мы тесно взаимодействуем – Иннокентий предлагает свои идеи студии, а я предлагаю ему свои. В результате рождаются телециклы и документальные фильмы, которые становятся популярными уже у нового зрителя - сегодняшнего. В пример могу привести «Легенды русского балета», серию программ «Доминанты» для канала «Культура», наш любимый долгоиграющий цикл «Пешком в историю»… За 25 лет в кинопроизводстве документального кино мы сделали более 40 фильмов, много документально-публицистических программ. Я не могу сказать, что всеми работами горжусь, результат, конечно, разный. Но нет ни одной работы, за которую мне стыдно.
Вы работали в идеологическом отделе областного комитета КПСС. В чем были ваши обязанности? Какие остались воспоминания об этом периоде жизни?
С. П. Я пришел в достаточно сложное время. Шла перестройка. Михаил Горбачёв был руководителем Коммунистической партии. Я только-только стал членом редколлегии, заведующим отделом социальных проблем в «Ленинградской правде», а меня выдернули из редакции и отправили в областной комитет КПСС. Такие были правила игры. Передо мной стояли одни задачи, но я решал другие. Надо было помогать журналистским коллективам, защищать их и не давать их на растерзание.
Был такой случай. На бюро обкома партии рассматривался фотоснимок памятника Владимиру Ильичу Ленину, сделанный корреспондентом газеты «Смена» во время какого-то митинга. На фото кепка Ленина была очень непонятно изображена, и складывалось впечатление, что Бог знает, что он там держит. Так вот, я убеждал старших коллег: «Да перестаньте тень на плетень-то наводить!». А ведь вполне могли быть последствия, как для редактора «Смены» Виктора Югина, так и для фотокорреспондента. Такое было время.
В Петербурге одной из первых демократических газет была славная газета «Час пик» Наташи Чаплиной. Сравнительно недавно я подарил первый экземпляр этой газеты с автографом Наташи музею прессы Олега Кузина (Олег Сергеевич Кузин, в 90-е годы главный редактор газеты «Ленинградская правда», преобразованной затем в «Санкт-Петербургские ведомости»; в декабре 1999 года журналом «Лица» включен в число наиболее известных деятелей России, возглавлял Санкт-Петербургский пресс-клуб, Лигу журналистов и оргкомитет по проведению профессионального творческого конкурса «Золотое перо». – Прим. ред.) Я помогал созданию этой газеты. Вот какие задачи я решал, будучи инструктором идеологического отдела областного комитета партии.
К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады телекомпания «ТЕЛЕИНВЕСТ», которую вы возглавляете с 1999 года, готовит документальный фильм «Из Дахау – в блокаду», а также цикл программ «Забытый полководец». О чем эти проекты и как родилась идея их создания?
С. П. Дело в том, что блокадной темой мы занимаемся на протяжении практически всей работы «ТЕЛЕИНВЕСТА». У меня мама – блокадница. Ее образ, ее влияние на меня и подтолкнуло к тому, чтобы мы этим занимались. Первым опытом был ролик социальной рекламы к юбилею блокады. Мы его снимали в декабре на Пискаревском кладбище в жуткий холод. И я как продюсер, и режиссер Максим Бриус, и оператор Александр Евдокимов еле на ногах уже стояли... И только один человек вел себя на площадке совершенно спокойно – моя мама. И на могильной плите на Серафимском кладбище у мамы не случайна стихотворная строчка Берггольц: «Одним дыханием с Ленинградом я не геройствовала, а жила».
Мы сделали большой поэтический цикл, посвященный блокаде: стихи Ольги Берггольц в исполнении Аллы Демидовой. Он был записан в третьей студии «Дома Радио» на Итальянской. Сделали документальный фильм о Малой Дороге жизни. И вот так, от одного замысла к другому, мы тему блокадную не оставляем.
Идею фильма «Номер 715. Из Дахау – в блокаду» подсказала руководитель Северо-Западного отделения «Российской газеты» в Петербурге Анжелика Гурская. Они готовили выставку, посвященную работе Метростроя в блокаду. И как-то в разговоре она упомянула о том, что 22 июня 1941 года один из метростроевцев, конструктор первых советских эскалаторов Павел Тюменев, в этот день оказался в Берлине. И всеми правдами и неправдами он возвращался на Родину и вернулся как раз в день начала блокады. Я думаю, само возвращение – уже достаточно интересная тема.
Цикл «Забытый полководец» – это тоже наше такое ноу-хау, можно сказать. Мы немало работ посвятили Музею обороны и блокады Ленинграда. И когда поднимаешься по лестнице в основной зал музея, там висит большой такой иконостас, как мы его называем, по-моему, 34 портрета генералов, участников Ленинградской битвы. Но кроме Говорова, Федюнинского и, может быть, Симоняка, люди абсолютно не знают, кто эти генералы. Забытые полководцы. И мы о них рассказываем. У нас уже вышло 12 фильмов, посвященных этим людям. В начале мая 2024 года Комитет по печати Правительства Санкт-Петербурга объявил конкурс на поддержку социально значимых проектов. Будем участвовать. В наших планах – создание еще трех серий «Забытого полководца».
Что вам приносит в творческом плане больше удовольствия – работа продюсера или все же работа главного редактора?
С. П. По сути дела, эти две работы неотделимы друг от друга. Как главный редактор я занимаюсь тем, что либо сам придумываю идеи наших новых работ, либо стимулирую коллег к фонтанированию этими идеями. А создание условий для реализации этих проектов, то есть уже продюсерская работа, – она подчинена этой творческой задаче. Потом, когда мы что-то сделали, надо постараться отшлифовать, то есть выполнить редакторскую функцию, что также очень важно. Сейчас мы завершаем проект «Боевые знамена Отечества», посвященный как символам наших побед, так, к сожалению, и неудачных сражений. Сделали шесть короткометражных фильмов. На будущий год постараемся сделать еще.
Как получается находить средства на финансирование этих проектов? Это все-таки достаточно недешевое удовольствие.
С. П. Меня часто спрашивают об этом. У нас нет спонсоров, нет благодетелей, которые, так сказать, с барского плеча дали бы средства на реализацию задуманного. Мы постоянно участвуем в тендерном процессе. Все финансирование получаем в результате конкурсного отбора в различных структурах. Мы участвуем в конкурсах Комитета по печати, Комитета по культуры, Министерства культуры, Министерства цифрового развития, Президентского фонда культурных инициатив (сейчас вместе с дочерними подразделениями реализуем порядка десяти проектов, финансируемых этим фондом). И вот еще один важный факт, связанный с реализацией выигранных конкурсов и тендеров: мы в своих заявках всегда пишем, что всё, что мы производим, непременно покажем зрителю. У нас нет ни одного проекта, который мы бы не довели до телеканалов.
Какие реализованные проекты вы бы могли назвать главными в вашей богатой творческой жизни?
С. П. Один из проектов я уже упомянул – это стихотворный цикл «Одним дыханием с Ленинградом», стихи Ольги Берггольц в исполнении Аллы Сергеевны Демидовой. Интересная история. Пришла идея. Я дозваниваюсь до народной артистки в Москву. В ответ: «Это надо обсудить. Вы могли бы приехать в Москву?» Я приезжаю в Москву, к ней домой, разговариваю. Три раза я был у нее дома. В результате она соглашается. Заказали билет – вагон 7, место 7. С цветами на перроне я встречаю ее на Московском вокзале. Отказалась от машины и попросила заказать номер в гостинице «Октябрьская»! Не в «Астории», не в «Европейской». И потом – запись в студии. Звукорежиссер, опытнейшая женщина, 60 с чем-то лет, говорит: я никогда не видела, чтобы человек так работал. Записываем всё с одного дубля. Мы просили еще дубль – ну так, чисто для проформы. Вот эта работа!
Есть еще два фильма, которыми я горжусь. Они не завоевывали никаких призов, но они мне очень нравятся. Это документальный фильм «Виталий Мельников. Мои актеры» – о нашем замечательном режиссере Виталии Вячеславовиче Мельникове, за плечами которого, по-моему, 22 художественных фильма, среди которых «Старший сын», «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай» и многие другие…К сожалению, он ушел из жизни два года назад. Наш фильм заканчивается кадром: отнюдь неэлитный поселок Грузино, Виталий Вячеславович идет от своей дачи. Идет по дороге, мы его снимаем. И он оборачивается. И вот этот кадр, когда он оборачивается к нам ко всем, как будто оттуда, – он у меня до сих пор перед глазами…
И еще одна работа – она не связана с какими-то важными направлениями, биографиями или юбилеями – документальный фильм «Инклюзив для Кармен». Идею фильма подсказал известный в Петербурге журналист Аркадий Соснов. Некий самодеятельный театр, состоящий из инвалидов, репетирует на муниципальной сцене спектакль «Кармен». Там и слепые, и глухие… И в итоге они показывают этот спектакль в Эрмитажном театре. И вот об этих людях мы создали получасовой фильм. Он как-то душу трогает.
Сергей Алексеевич, по вашему мнению, сегодня есть люди, которые умеют и снимают достойное документальное кино?
С. П. Конечно. Например, журналист, режиссер документального кино Наталия Гугуева. Мне интересно смотреть, что она делает. Сергей Русаков, руководитель Союза кинематографистов Московской области, тоже очень достойно снимает. Можно выделить Максима Кузнецова, Владимира Самородов, Виктора Скубея… Есть и другие режиссеры. Многие из них, к сожалению, снимают один фильм в год, один фильм в три года. Не все режиссеры способны найти продюсеров, соратников, которые бы могли помочь с финансированием. Идей-то много интересных. Наша команда научилась находить дорогу к финансам через конкурсы и тендеры, в них непременно надо участвовать!
У вас есть ученики, школа документалистов?
С. П. Я помогаю в становлении как кинодокументалистов, так и людей в синематографе, как мы говорим. Вот хотя бы пример – Евгений Попов. Он с нами выпустил по конкурсному отбору Министерства культуры фильмы «Двойной портрет. Самодержец и вождь», «Забытый полководец. Пётр Котляревский», «Суровый питерский серфинг». Сейчас он работает в другой компании, в «Петербургском дневнике», помогает Кириллу Смирнову (главный редактор газеты «Петербургский дневник», генеральный директор информационно-издательского центра Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр». – Прим. ред.) в видеопроизводстве и делает фильмы, которые тот инициирует. Евгений, может, и не считает меня своим учителем, но то, что он, работая с нами, сделал свои первые серьезные шаги в документальном кино, это реальность.
Вы достигли действительно очень значимых успехов. Что, кроме работы, не оставляет вас равнодушным? Чем, может быть, вы увлекаетесь?
С. П. Я футбольный болельщик, не пропускаю матчи «Зенита» в Петербурге, хожу на «Газпром Арену», помню первые чемпионства «Зенита» в СКК в 84-м. Вчера вернулся домой в 12 часов ночи с финального матча Кубка России по футболу. Но главное хобби – это, конечно, семья, дети. Когда мы в разном статусе с дочерями бываем на Петербургском международном экономическом форуме – одна работает в коммуникационном агентстве, другая – в одном из комитетов Смольного, – мы обязательно делаем совместное фото. Такая традиция. У меня внуки от моих славных дочерей. Кира, одна из внучек – ей тогда было лет пять, может быть, чуть меньше, –сказала: «Дедуля, ты гений!» А на днях внук Марат – нам с женой: «Вы герои!» Подрастает третий, Егорка, тоже замечательный, ему только три месяца. Так что внуки – это сегодня главное хобби, несмотря на то что я болельщик со стажем. Вожу внучку в «Дерби» на конные занятия, помогаю сидеть с самым младшим внуком. Мы живем загородом. Вот в прошедшее воскресенье дрова укладывал.