Сергей Тарасов: «Задача учителя — создать ситуацию успеха, внутреннюю мотивацию, которая будет помогать ребенку учиться»

Об учителе будущего поколения, необходимости определения приоритетов, престиже профессии учителя, о том, зачем РГПУ им. А. И. Герцена продвигает образовательные проекты в Узбекистане, Китае, Монголии, Вьетнаме и как ученые педагогического университета участвуют в разработке новых технологий и лекарственных препаратов, мы поговорили с ректором Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, доктором педагогических наук, профессором Сергеем Тарасовым.

Тарасов Сергей Валентинович, ректор Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор | фото РГПУ

Сергей Валентинович, школа – это, наверное, первое такое системное учреждение в жизни человека. Ребенок начинает ходить в школу, у него появляются обязанности, появляется распорядок, наступает определенная ответственность за свои действия или бездействие. Надо сделать домашнее задание, надо прийти на урок, появляется слово «надо». И тут как раз многое зависит от учителя. 

С. Т. Когда-то Василий Александрович Сухомлинский (известный советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, кандидат педагогических наук. — Ред.) сказал: «Главное, чтобы школа не лишала воодушевления наших детей». Ребенок приходит в школу открытым, хочет познавать, радоваться, получать удовольствие, он хочет в какой-то степени трудиться, а школа не всегда дает ему эти возможности и отвечает на его желания. Где-то пережимает, где-то ребенок может сталкиваться с равнодушием.

В чем задача педагога? Недостаточно иметь соответствующее педагогическое образование и провести урок: вводное слово, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание, комментарий по домашнему заданию, ответы на вопросы. Нужно создать ситуацию успеха, внутреннюю мотивацию, которая поможет ребенку учиться. И когда у ребенка всё получается, необходимы условия, чтобы у него получалось ещё больше, нужно развивать успех, участвовать в олимпиадах и т. д.

С другой стороны, ребенок не может (за очень редким исключением) одинаково развиваться во всех направлениях и быть успешным по всем предметам. Если школьник по какому-то предмету не очень силен, задача учителя — не передавить ребенка, не вызвать у него отвращения к этому предмету, не создавать ситуацию, когда ребенок просто не хочет идти в школу. Важно показать ребенку, что условные физика, химия, биология — это потрясающе интересные предметы, открывающие человеку новые миры.

Вы обратили внимание на очень важные аспекты работы педагога, которые потом отражаются на экономике нашей страны. 

С. Т. На экономике, уровне дохода и качестве жизни в самом широком смысле. Я всегда включаю в понятие качества жизни социальные отношения, психологическое благополучие, удовлетворение от того, чем человек занимается. В этом плане школа — ключевой социальный институт, который и создает эту ткань повседневной жизни. Все-таки человек обучается в школе 11 лет — огромную часть жизни. Соответственно, в это время он тоже должен быть счастлив и получать удовольствие, а не готовиться к какой-то абстрактной будущей жизни. Когда ребенок счастлив, он благополучен, счастлива его семья. Когда ребенку хорошо в школе, то он будет эту радость приносить в семью. Сейчас активно обсуждается стратегия образования до 2030 года, очень много важных позиций формируется. И, на мой взгляд, нужно эти социально-психологические вещи обязательно предусмотреть. Без них мы ограничимся лишь формальными показателями.

С.В. Тарасов на открытии Флагманского курса | фото РГПУ

В успешной семье родители имеют, скорее всего, высокий уровень образования, и понимают, что в сегодняшнем мире среда крайне высококонкурентная. Они хотят, чтобы их ребенок получил хорошее образование и тоже был высококонкурентным, поэтому увеличивают нагрузку на него — и получается какой-то замкнутый круг. С одной стороны, чтобы сегодня в обществе добиться успеха, и особенно на фоне своих успешных родителей, ребенок вынужден интенсивно учиться, но это ведет к стрессу. С другой стороны, если снизить эту интенсивность, соответственно, его конкурентоспособность может понизиться.

С. Т. Логика родителей абсолютно понятна. Тут мы сталкиваемся с проблемой, разрешить которую могут педагог и школьный психолог, и она связана со следующими обстоятельствами. Первое сводится к тому, что надо учитывать готовность ребенка к получению информации, к интеллектуальной нагрузке. Опытный педагог всегда видит, какую нагрузку в конкретный период можно дать ребенку, так как его развитие идет не линейно, а с чем сейчас необходимо подождать и не пережимать. Позже наступит период сенситивный (период особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности), когда нагрузку можно усилить.

Второй момент. Конечно, надо помочь ребенку, определить зону не только его ближайшего развития, но и интересов. Дать ему максимальный спектр возможностей, чтобы он мог выбрать, что интересно, где получается, и тем самым помочь ему быть успешным. По всем предметам школьной программы достаточно сложно успевать, поэтому необходимо определить приоритеты и суметь перераспределить время. Так человек сможет чувствовать себя успешным в целом и успешным в том выборе, который он для себя сделал.

Ребенок с детства может и должен учиться определять приоритеты, понимать, что впереди огромная жизнь, и проектировать свой жизненный путь. Что-то надо сделать в первую очередь, с чем-то немножко повременить. Да, это порой непросто и для взрослого человека, а тем более — для ребенка. Школа вместе с семьей должна помочь выработать эту жизненную стратегию для ребенка, научить умению проектировать свой жизненный путь, умению общаться, взаимодействовать, отбирать информацию, видеть приоритеты.

Например, можно глубоко знать тот или иной предмет, но это вторично. Ведь ты никогда не придешь к результату, если не умеешь организовать работу, не знаешь, где взять информацию, как ею распорядиться, какие поставить цели — разумные и адекватные.

Сергей Валентинович, по данным Росстата, средняя зарплата учителей в Санкт-Петербурге за девять месяцев 2024 года составила 89 600 рублей, что на 15% меньше среднего заработка в нашем городе — 105 122 рубля в октябре 2024-го. Но еще полтора года назад «Петербургскому дневнику» вы заявили, что «престиж профессии педагога растет: в этом году мы приняли заявлений абитуриентов на 30% больше, чем в прошлом. Поэтому можем отбирать лучших из лучших. Средний балл на бюджет — 80, и это очень много. По ряду направлений — например, на филологию — он зашкаливает за 300, с учетом индивидуальных достижений». Получается, зарплата ниже среднего, а престиж растет. Почему так происходит?

С. Т. Действительно, за последние два-три года мы видим рост интереса и к педагогическому вузу, и к педагогическим специальностям. В прошлом году конкурс в РГПУ составил около 9–10 человек на одно бюджетное место при том, что у нас 3,5 тысячи бюджетных мест в год.

Говоря о средней заработной плате, необходимо учитывать все выплаты, которые осуществляются по итогам календарного года. Официально на сегодняшний день средняя заработная плата по Санкт-Петербургу Росстатом не опубликована. Традиционно эти данные публикуются к 1 апреля. Поэтом делать выводы о данных по итогам девяти месяцев, думаю, преждевременно.

При этом в профессии учителя не все определяется заработной платой. Работа в школе — это вызов, это чрезвычайно сложно, тяжело и психологически очень затратно. Но, с другой стороны, она дает невероятную эмоциональную отдачу, причем здесь и сейчас. И когда урок успешен, видишь отклик ребят, их глаза, это ни с чем не сравнится, это никакими деньгами не измеришь. Вот это дорогого стоит.

Скажите пожалуйста, какой проходной бал был в 2024 году и какой самый востребованный факультет?

С. Т. Лингвистика традиционно пользуется большим интересом, русская филология — 287 баллов (проходной — 287 баллов из 300). История — 262 балла. Факультет географии — 268 баллов. Математическое образование, культурологическое направление востребованы. Начальное образование — тоже.

В РГПУ создан институт детства, который готовит специалистов по дошкольной педагогике, по начальной школе. И в нем очень много дополнительных педагогических направлений: эксперт в сфере дошкольного образования, детская психология, педагогика. То, о чем мы с вами сейчас говорим, — ключевые моменты, так как развитие человека закладывается именно в этот период — дошкольная и начальная школа.

Технопарк универсальных педагогических компетенций реализован в РГПУ имени Герцена в 2021 году в рамках программы «Учитель будущего поколения России». И какой он, учитель будущего поколения?  

С. Т. Сначала хочу сказать несколько слов о технопарке, идею создания которого поддержало руководство страны. Последние годы школам с точки зрения технического оснащения уделялось больше внимания, чем педагогическим вузам, и получилось так, что в школах оборудование стало более современным, чем в педагогических вузах. Создание технопарка позволило оснастить РГПУ самым современным оборудованием, которое сегодня есть во многих школах страны. Соответственно, теперь нет разрыва между подготовкой студента и его работой на новом оборудовании в школах. 

В технопарке обустроены модельные аудитории, полностью оснащенные так, как должны быть оснащены современные аудитории физики, химии, биологии со всем спектром необходимого оборудования. В таких аудиториях студент понимает: вот это «золотой стандарт» в образовании.
Кроме того, в технопарке есть аудитории демонстрационного экзамена, потому что педагогическая профессия — это практико-ориентированная профессия. Естественно, ты можешь быть теоретиком, но должен все-таки уметь проводить занятия. Поэтому специально оснащенная аудитория демонстрационного экзамена помогает студенту представить свои компетенции экзаменационной комиссии, продемонстрировать тот практический опыт, те практические навыки, которые у него есть.

На базе технопарка в РГПУ также организуется проектная деятельность, в которой принимают участие и наши студенты, и студенты других вузов Санкт-Петербурга, которые заинтересованы не только в том, чтобы стать инженерами или исследователями, но и подумывают о педагогической деятельности. В рамках этих проектов также принимают участие ребята из психолого-педагогических классов и их преподаватели. Таким образом, формируется сообщество на базе технопарка, коллектив людей разных возрастов, разного профессионального опыта. Это очень неплохо работает на обогащение университетской среды.

А что касается учителя будущего поколения России, то это прежде всего человек, обладающий определенными ценностями и готовый эти ценности транслировать. Мы прекрасно понимаем, что знания — это хорошо, но они должны накладываться на ценностный фундамент. Учитель будущего поколения России, помимо этого, обладает исследовательскими и коммуникативными навыками, является генератором идей, навигатором, который помогает ребенку ориентироваться в колоссальном потоке информации.

Создатель школы Карла Мая Н.В. Благово, заслуженный учитель России Н.П. Ерюхина и ректор РГПУ С.В. Тарасов | фото РГПУ

Сергей Валентинович, вы закончили исторический факультет университета. В свое время сатирик Михаил Задорнов заметил: «Россия — великая страна с непредсказуемым прошлым!» Сейчас вот опять появляются новые учебники истории, и они, видимо, отличаются от тех, по которым учились ранее. Сатирик был прав?

С. Т. Я сейчас думаю о словах Задорнова и мысленно обращаюсь к тем заявлениям, которые делают, например, некоторые европейские политики в отношении истории. Хорошо, когда об этом говорит сатирик, а если об этом говорят политические деятели, то это достаточно серьезные вещи, далекие от сатиры. Печально, когда история либо намеренно искажается, либо просто историю плохо знают. Есть исторические факты, и это фундамент исторического образования, который никуда из наших учебников не ушел.

Другое дело, что, может быть, сейчас важны некоторые новые акценты, новая трактовка. Например, было бы неплохо, если бы в свое время была дана правовая оценка преступлениям, которые совершили фашистские войска в Советском Союзе, именно как геноциду советского народа. К сожалению, такой оценки не было, хотя очевидно, что это была целенаправленная политика уничтожения населения Советского Союза. Эту оценку надо давать, но даже в новых учебниках, к примеру, параграфы «Блокада Ленинграда» или «Подвиг Ленинграда» занимают весьма небольшой объем. Хотелось бы все-таки, чтобы об этом говорилось больше.

Сегодня следует четче оценивать исторические события, основываясь только на исторических фактах. Это первое. Второе — конечно, необходим пересмотр той концепции, которая у нас была. У нас же была марксистско-ленинская концепция, а сейчас в исторической науке актуален цивилизационный подход. Он мне кажется гораздо интересней и продуктивней. Человек изучает историю в школе и вузе, чтобы понимать развитие глобальных процессов, развитие жизни фактически. Потому что жизнь каждого человека связана с историей страны и мира.

Цивилизационный подход, к которому сегодня все-таки переходят многие учебники, нацелен на более глубокое понимание движущих сил истории, реальных процессов, происходящих в обществе. Мы должны знать историю нашей страны в контексте мировой истории и в этой связи должны больше времени уделять истории культуры, истории жизни людей, истории образования в том числе.

Не кажется ли вам, что у нас до сих пор не дана оценка периода истории нашей страны с 1917-го по 1991 год, начиная с Октябрьской революции и заканчивая падением Советского Союза? Ни положительная, ни отрицательная оценка пока не дана. Хотя я уверен, это очень важно для понимания как настоящих, так и предстоящих процессов. Как нам к этому относиться?

С. Т. С точки зрения истории этот период необходимо продолжать активно изучать. Сейчас многие документы еще не до конца введены в научный оборот. Кроме того, мы не должны давать и обсуждать оценки — ни положительные, ни отрицательные, мы должны оперировать фактами, которые откроют общую картину исторического периода. Именно такой подход позволит лучше понимать современные процессы. Так или иначе, современная Россия является правопреемником СССР.

По вашему мнению, должна быть улица или площадь Ленина в российских городах, как и при советской власти, или нет? 

С. Т. Я думаю, что прошло всего 30 лет, как не стало Союза. Слишком небольшой отрезок времени, чтобы давать какую-то однозначную оценку. Я задаю себе вопрос: «Хотел бы я жить в Советском Союзе сегодня или нет?» Возраст, ощущения — да. Я с удовольствием вспоминаю тот же 1988 год, когда я поступил в институт. Да, мы были молоды, ощущали гораздо более терпкий аромат жизни из-за того, что все ещё впереди. Однако сегодня наша жизнь в современной России гораздо интереснее и дает больше возможностей себя проявить. И мне нравится период современной России. Хотя многие с ностальгией вспоминают Советский Союз.

Но это наша история, и к ней нужно с большим уважением относиться. Конечно, мы могли в чем-то заблуждаться, но мы приобрели ценный опыт, определенную историческую преемственность. Социалистический уклад жизни все равно ложился на базовые традиции, которые всегда были в России. Я не сторонник того, чтобы отвергать какие-то периоды исторического развития. Некоторые периоды, например 1990-е годы, — это колоссальная геополитическая катастрофа. Но говорить о том, что опыт 1990-х просто пропал мы не можем. Мы учитываем этот опыт и идем дальше.

С.В. Тарасов встречает Президента Лаоса Тхонглуна Сисулита, 2024 | фото РГПУ

В 2021 году в Узбекистане, в Ташкенте, открылся филиал РГПУ. Вы активно продвигаете образовательные проекты в Китае, Монголии, Вьетнаме. Какие цели преследуют эти проекты?

С. Т. Мы даем возможность жителям этих стран познакомиться через изучение русского языка с русской культурой, открыть для себя Россию. Это сверхзадача. Понятно, что у ребят, которые изучают русский язык, появляется возможность потом поступать в российские вузы, в частности в наш университет, получить российское образование. Это важно и для нашей страны, и для жителей стран, о которых мы говорим.

РГПУ имени Герцена вошел в пилотный рейтинг университетов стран БРИКС, заняв первое место среди российских учебных заведений педагогического профиля. Что отличает наш петербургский педагогический университет от других педагогических вузов страны?

С. Т. Прежде всего я хочу отметить, что у нас все педагогические вузы достойные и сильные. У нас с коллегами хороший контакт и взаимное уважение. Если говорить о нашем университете, не сравнивая, то отличает, конечно, уникальный коллектив. История РГПУ начинается с 1797 года. В этом комплексе зданий университет формировался именно как педагогическое учебное заведение, когда был создан Петербургский воспитательный дом. Здесь изначально давали педагогическое образование. Наш университет был создан по указу Павла I, а научным руководителем, идейным вдохновителем был Иван Иванович Бецкой (российский государственный деятель, просветитель, меценат. — Ред.). Наш вуз всегда впитывал все новое. Многие идеи и разработки, которые были здесь сформированы, потом получили признание в России и за рубежом. Отличает и научный потенциал — полторы тысячи докторов и кандидатов наук, которые находятся в стремлении к постоянному саморазвитию.

Я, скажу честно, удивился, увидев на сайте РГПУ информацию, что в университете более 180 единиц научного оборудования. Чем РГПУ может, скажем так, похвастаться в своей научной деятельности?

С. Т. Подготовить хорошего специалиста невозможно, не занимаясь фундаментальными научными разработками. И Герценовский университет всегда был силен такими разработками. Хочу напомнить, что здесь 11 лет работал академик Курчатов. Сейчас институт физики в университете возглавляет Александр Владимирович Колобов, входящий в число 2% ученых мира с наиболее высоким индексом цитирования.

Научные разработки ведутся по целому ряду направлений. К примеру, в разработке известного лекарственного препарата «Фенибут» наши ученые принимали непосредственное участие. Сейчас наши физики активно работают в проектах, связанных с сохранением, переработкой и передачей информации. Физика, химия, биология — по всем направлениям ведутся серьезные исследования. 

Сергей Валентинович, у нас есть такая традиция: заканчивая беседу, в конце интервью я спрашиваю об интересах, не связанных с работой. Могли бы вы поделиться с нашими читателями, что увлекает вас лично, вне работы, как вы любите проводить свободное время, может быть, у вас есть какое-то хобби? 

С. Т. Главное мое хобби — работа. Это счастье — найти то дело, которое тебе интересно. Если все-таки говорить о каких-то личных моментах, то мне очень нравится наш город. Я в нем живу всю жизнь, мне нравится открывать новые его уголки, нравятся старые петербургские квартиры, дома, усадьбы… 

Я люблю природу, особенно природу Карельского перешейка, люблю путешествия. Это тоже связано с историей, особенно путешествия по Ленинградской области. Люблю общение с природой. Ну и, конечно, общение. С удовольствием общаюсь со своими одноклассниками, поддерживаю с ними добрые отношения.

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Валентина Штерн: «Родителям необходимо переосмыслить отношение к своим детям»
Дистанционное обучение – за или против. Курчатовские классы в гимназии 406 и как в них попасть. Надо ли переходить в 10-й класс или лучше сначала получить начальное профессиональное образование, а потом уже идти на высшее? Почему решили пойти в депутаты и какой проект еще надо реализовать? Об этом и не только говорим с Валентиной Штерн, директором гимназии 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга, депутатом VII созыва Муниципального образования г. Пушкин
29.12.2024
Григорий Двас: «Государство должно в первую очередь заниматься подготовкой кадров для тех отраслей, которые имеют общенациональное значение»
Можем ли мы сегодня говорить о престиже высшего образования, о формальном и реальном спросе на высшее образование в России, плюсах и минусах ЕГЭ, надо ли обязательно идти в 10-й класс и, конечно, о том, какие возможности дает Ленинградский государственный университет своим студентам и выпускникам. Об этом главный редактор «ЭГОИСТА» Андрей Новиков побеседовал с Григорием Двасом, ректором Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, доктором экономических наук, кандидатом технических наук, профессором, председателем Ленинградского областного отделения Русского географического общества.
26.12.2024
Даниил Гранин: «Главное в жизни, моей жизни, для меня – это любовь»
4 июля 2017 года в возрасте 98 лет от нас ушел Даниил Александрович Гранин – известный писатель, киносценарист и общественный деятель. В своих произведениях он рассказывал об ученых и их открытиях, о войне и тех ужасах, что она с собой принесла, о своих путешествиях и впечатлениях и всегда стремился говорить и описывать только правду и защищал ее до конца. Даниил Гранин был участником Великой Отечественной войны, лауреатом множества премий. Об интересных и важных фактах из биографии выдающегося писателя вспоминаем мы сегодня в материале журнала «ЭГОИСТ»
04.07.2024