Сергей Зеленьков, «Супротек»: «Наша премия «Ассамблеи автомобилистов» – это маяк для всей автомобильной отрасли»
Главный редактор журнала "ЭГОИСТ"
Член Союза журналистов России
Генеральный директор компании «Супротек», идейный вдохновитель и «пламенный мотор» «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов» Сергей Зеленьков в эксклюзивном интервью «ЭГОИСТУ» рассказывает о том, как родилась премия, почему в ней 20 номинаций, как она поможет раскрыть героев автомобильного мира и как на радио «Маяк» создавалась главная автомобильная программа страны «АвтоАсса».
Сергей Михайлович, редакция и экспертный совет автомобильной программы «АвтоАсса», выходящей в эфир на радио «Маяк», издание «Аргументы и факты» и агентство «Евразийский стратегический альянс – ЕСА» объявили о создании ежегодной «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Но именно вы, насколько мне известно, автор идеи премии и ее, скажем прямо, пламенный мотор. Поэтому начнем нашу беседу с вопроса о том, как возникла идея премии.
Сергей Зеленьков. Идея вызревала давно, и отправной точкой можно считать разговор десять лет назад с известнейшим в автомобильной среде журналистом Сан Санычем Пикуленко. Мы тогда обсуждали, что в автомобильном мире много и журналистов, и, как сегодня модно говорить, блогеров, каждый пишет в меру своих талантов, но объединяющего начала для всего этого сообщества нет. А таким началом всегда было и остается собрание, ассамблея. Причем мы с самого момента зарождения идеи говорили не только о журналистах и экспертах, но и обо всех, кто так или иначе связан с миром автомобиля. Это и автовладельцы, и те, кто занимается производством, продажей, обслуживанием, ремонтом, – все они имеют полное право быть равноправными членами такого собрания.
Через коллег-журналистов мы вышли на Рустама Вахидова, в то время программного директора «Маяка», с предложением создать такую программу, где бы собирались мнения со всей отрасли: от производителей и дилеров до авторемонтников, автогонщиков, специалистов по безопасности дорожного движения и юристов. Так в ноябре 2015 года стартовала программа «Ассамблея автомобилистов», которую сама редакция «Маяка» стала называть главной автомобильной программой страны, – и по праву, ведь на ней были собраны главные эксперты.
За все эти годы у нас сформировалось четкое ощущение, чего не хватает современному автомобилисту: не хватает культуры эксплуатации. Инструкции не читают, в правилах дорожного движения разбираются плохо, отсюда и частые ДТП. И мы поняли, что наша миссия – это не только информировать, но и формировать эту самую культуру эксплуатации. Мы постоянно получали обратную связь от слушателей, приглашали в эфир представителей ассоциаций – РОАД (Российская ассоциация автодилеров), ассоциаций ремонтных предприятий, автомобилистов России. И в какой-то момент я осознал, что труд тысяч людей в этой сфере никем системно не оценивается. Да, есть «Автомобиль года», есть «Топ-50 дилеров», но это очень узко. А премии, которая оценивала бы труд всего автомобильного сообщества, всей автоиндустрии, – нет. А ведь люди трудятся ради результата, ради признания. Вот мы и взяли на себя ответственность создать эту премию.
Если программа «АвтоАсса» и издание «Аргументы и факты» хорошо знакомы нашим читателям, то агентство «Евразийский стратегический альянс – ЕСА» не столь широко известно. Можете сказать несколько слов о нем как о соорганизаторе премии?
С. З. «Евразийский стратегический альянс» – это шире, чем просто соорганизатор одной премии. Это структура-интегратор, призванная заниматься организацией форумов, премий, выставок и конференций на евразийском пространстве, объединяя культурную, техническую и инновационную среды. Изначально он задумывался как проект, похожий на Национальную энциклопедию личностей Отечества, чтобы молодежь могла видеть реальные образцы для подражания – тех, к кому стоит стремиться.
Для бизнеса, особенно для того, кто только входит в него или ищет свое направление, «Альянс» становится площадкой для выработки не только коммерческих связей, но и личных стратегий, стратегий развития компаний. У нас уже налажены серьезные альянсы, например, с Ассамблеей Народов Мира, где мы будем участвовать в Совете по трансферу технологий и инвестиций. Мы интегрированы с Евразийским информационным и рейтинговым агентствами. Есть и совсем неожиданные, но перспективные направления, такие как Всемирный чемпионат по ресторанному спорту или чемпионат по подводно-исследовательскому спорту, который включен в адаптивные виды спорта при Минобороны РФ.
В структуре «Альянса» я возглавляю Правление «Ассамблеи ресурсо- и энергосбережения», и мы активно сотрудничаем с Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой и ТПП России. Поэтому «Евразийская премия «Ассамблеи автомобилистов» – это закономерный и важный, но лишь один из проектов альянса, который поддерживают такие влиятельные медиаресурсы, как «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «За рулем», «Коммерсантъ» и другие, включая ваш культурно-просветительский проект – журнал «ЭГОИСТ», а также отраслевые ассоциации, в числе которых Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и СРО АМИ «Рекламный совет».
В списке номинаций премии 20 позиций, от «Автоспорта» и «Ретроавтомобилей» до «Автоинфлюенсеров» и «Ресурсосбережения». Чем обусловлен столь широкий диапазон направлений деятельности?
С. З. Это ключевой вопрос, который и раскрывает философию премии. Когда мы только начинали думать о премии, еще в региональном формате, мы предполагали сделать 5–7 основных номинаций. Но начав набрасывать, осознали: если мы так поступим, то оставим за бортом целые пласты автомобильной жизни, оставшись в рамках привычных тем, и за бортом останутся люди, чей труд абсолютно недооценен.
Возьмите, к примеру, автоспорт. Для многих это просто слово. А на деле – это десятки дисциплин и классов, мотоспорт, туризм, фестивали. И в каждом – свои герои, которых у нас в стране, увы, почти не знают. Мы, «Супротек», в 2016 году стали партнерами национального чемпионата, и я с удивлением обнаружил, что спортсменов, которые имеют международное признание и уважение, на родине на улице не узнает почти никто. Пришлось привлекать два десятка блогеров, в том числе топовых, чтобы их раскрутить, брать интервью, показывать, как проходят гонки. Мы до сих пор поддерживаем трофи-рейды, ралли и в следующем году станем масляным спонсором чемпионата России по классическому ралли. Автоспорт – это гигантский, доминирующий пласт, который мы просто не могли игнорировать, и внутри него будет еще около 30 подноминаций.
Но дело не только в спорте. Отраслевые СМИ, при всем уважении, часто сосредоточены на новинках, технических характеристиках, дилерах и брендах. А кто пишет о людях, которые производят автокомпоненты, автошины, автохимию? Кто оценивает тех, кто занимается тюнингом, рестайлингом, детейлингом? А ведь это огромная индустрия. А логистика, спецтранспорт? Скорая помощь, МЧС, пожарные, автомобильные службы МВД, обеспечивающие нашу безопасность, армейский автотранспорт – это ведь тоже часть нашего автомобильного мира. Эти люди, отдающие свой труд и время, чтобы все работало качественно, достойны того, чтобы их труд был признан.
Мы даже думали над такими номинациями, как, к примеру, «Лучшая АЗС». Как ее оценивать? По количеству точек? По культуре обслуживания? А есть ли там комплексный подход: детские площадки, мини-маркеты, зоны отдыха для дальнобойщиков? Это же целая философия сервиса в долгой дороге! Похожая история с кемпингами и мотелями, которые начали появляться вдоль трасс. Вот Сан Саныч Пикуленко, а теперь и Фёдор Буцко как раз на «Маяке» делают прекрасные программы об автомобильных путешествиях, рассказывая о местах остановок, питания. Все эти направления тоже нужно охватывать и оценивать. Премия – это признание труда и заботы, создание тех самых маяков качества, на которые должна равняться отрасль, особенно в непростые для отечественного автопрома времена.
Есть ли какие-то требования к соискателям премии и как стать ее участником?
С. З. Механизм мы выстраивали, стремясь к балансу открытости и экспертной оценки. В основе – простая процедура подачи заявки через сайт премии «Ассамблеи автомобилистов». Любой руководитель предприятия или его представитель может самостоятельно подать заявку в ту номинацию, которую считает релевантной. Заявка попадает в лонг-лист, с которым работает наше многоуровневое экспертное сообщество, включающее не только автожурналистов, но и представителей государственных и общественных структур, отраслевых ассоциаций. Их задача на первом этапе – оценить, достоин ли в принципе соискатель быть номинантом.
Далее предусмотрен организационный взнос. Его оплата позволяет перейти к этапу углубленного экспертного отбора. Мы также ввели понятие специальных номинаций для тех, кто финансово поддерживает премию, однако хочу подчеркнуть: просто заплатить и автоматически получить награду не получится. Если экспертное сообщество сочтет, что кандидат не соответствует уровню, мы будем вынуждены отказать, хотя я надеюсь, что таких случаев не будет.
Параллельно с этим мы не пассивно ждем заявок, а активно ищем достойных номинантов сами. Наши партнеры – «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», журналисты радио «Маяк» – «подсвечивают» нам потенциальных претендентов. Мы, в свою очередь, направляем таким компаниям персональные приглашения к участию. Особо хочу отметить, что для социальных номинаций, таких как, например, «Социальный транспорт», «Автоспорт», никакие взносы не предусмотрены.
Как будет проходить конкурсный отбор претендентов и определение победителей премии?
С. З. Мы сознательно уходим от упрощенных схем и делаем ставку на многоступенчатую и максимально объективную систему отбора, которая сочетает в себе профессиональную оценку и народное мнение. После формирования лонг-листа и прохождения этапа первичного экспертного отбора формируется шорт-лист финалистов. Дальше вступают в силу два параллельных процесса.
Первый и главный – это работа расширенного Экспертного совета, Президиума и жюри. Нам было принципиально важно привлечь самых авторитетных и заинтересованных людей отрасли. Я бесконечно рад, что председателем Экспертного жюри Президиума согласился стать Виктор Николаевич Кирьянов, заслуженный работник транспорта, генерал-полковник полиции в отставке, экс-замминистра МВД по безопасности дорожного движения, человек, которого недавно вновь избрали почетным президентом РАФ. Мы также ожидаем согласия от Бориса Романовича Ротенберга, главы Федерации автоспорта России (РАФ). В Президиум и совет вошли руководители РОАД (Российская ассоциация автодилеров), ассоциации автовладельцев России, ассоциации технических видов спорта, ведущие автожурналисты и, что немаловажно, топовые автоинфлюенсеры, такие как Елена Лисовская (Лиса Рулит) и Константин Заруцкий (AcademeG). Для автоспорта будет создан отдельный экспертный совет, куда войдут председатели комитетов по различным дисциплинам: именно они лучше всех знают, кто чего стоит в своем виде гонок.
Второй этап – определение победителя – народное голосование. Эту задачу на себя взяли наши медиапартнеры «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда», которые будут проводить соответствующие опросы и сбор мнений среди широкой публики.
При этом мы понимаем, что сама по себе церемония – это лишь старт. Победители и финалисты не будут забыты на следующий день. Мы предоставляем им бесплатную площадку – электронное СМИ «Ассамблея автомобилистов», где они могут рассказывать о своих проблемах, достижениях и инновациях. Мы будем приглашать их в эфиры «Комсомольской правды» и на «Маяк», чтобы они могли донести свою точку зрения до широкой аудитории и, что очень важно, до лиц, принимающих решения. В эпоху, когда государство во главе с президентом Владимиром Путиным ставит задачу на прорывные технологии, такие каналы коммуникации жизненно необходимы.
Когда и где состоится церемония награждения победителей?
С. З. Мы надеемся, что никакие внешние обстоятельства нам не помешают и торжественная церемония награждения первого ежегодного цикла «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов» состоится 18 ноября 2025 года в Санкт-Петербурге, в концертном зале Aurora. Мы ожидаем около 350 гостей – это будут не только номинанты и победители, но и представители администрации Санкт-Петербурга, ведущих общественных организаций, и, конечно, целый блок, связанный с автоспортом, – наши спортсмены, которые, наконец, получат заслуженные овации.
Церемония начнется в 18:30, и мы приложим все усилия, чтобы это было не скучное официальное мероприятие по раздаче дипломов, после которого все засыпают, а динамичное, живое и эмоциональное событие. Ведь люди, которые посвятили свою жизнь автомобильной индустрии, – это особые, увлеченные люди, и праздник в их честь должен быть таким же.
