Сезон стеклянных дождей
На газовых планетах-гигантах дожди из стеклянных нитей идут сотни и тысячи лет. В этом сезоне они щедро пролились и на планете Земля, покорив мировые подиумы дизайна: главным международным трендом в дизайне 2023 года стала стеклянная мебель и аксессуары для декора
«Оттенок, содержащий витамины»
Неумолимая маркетинговая статистика констатирует: между коричневым, янтарного цвета и прозрачным стеклом покупатель чаще всего выбирает именно янтарное, считая его свойства полезными. История говорит о том, что долгое время янтарное стекло использовалось для хранения ценных или лечебных жидкостей, предохраняя их от солнечных лучей. Такое доверительное отношение, возможно, и привело нас к новому тренду: философия осознанного потребления советует нам окружать себя полезными предметами.
Янтарное стекло, теплое и солнечное на вид, еще и вполне приятно на ощупь, особенно в новой фактуре. Ажиотаж вокруг стеклянных новинок Миланской недели дизайна заставил нас по-новому взглянуть на фражильную мебель из этого, казалось бы, «субтильного» материала. Начать с того, что стекло уже больше ста лет как перестало быть хрупким. Любой прозрачный стол, стеллаж и даже тумбочка из прочного стекла (скинали) может поспорить с деревянными конструкциями. К тому же стекло как перерабатываемый материал, да еще и состоящий из природных компонентов вышел в лидеры экологического движения в дизайне.
В 2023 году в моду вошел еще и магнетический янтарный оттенок. Зеркала, столы, тумбочки, прикроватные столики – от модного коллаба Jimmy Choo и муранского бренда Venini до люксовых коллекций Fendi Casa и базовых предметов Nature design. Долгосрочность этого тренда подтверждает и прогноз ведущего тренд-агентства WGSN, объявившего цветом 2024 года Apricot Crush. Оранжевый цвет среднего тона описан как «оттенок, содержащий витамины». Это энергичная и радостная часть палитры, которая уходит от прошлогодней пастели в бодрящий согревающий цвет. В интерьере Apricot Crush станет тем самым активным оттенком, который дополнит нейтральные тона и подарит теплые эмоции.
Цифра питается водой
Благодаря цифровой среде человечество вернулось в стихию воды. Водная поверхность долгое время была одной из главных проблем цифровых дизайнеров – как ее обозначить и изобразить? Были найдены два способа цифровых изображений: голографический эффект и фактура, вдохновленная образом ряби от легкого бриза на водной глади. Мода, которая рождается сегодня в метавселенных, отражается и в предметном, и в интерьерном дизайне реальных квартир и домов. И вот уже новинки стеклянной мебели и аксессуаров буквально рябят фактурными стеклянными поверхностями. Гладкость и однозначность стекла – это уже не актуально и не функционально: фактура помогает частично закамуфлировать то, что находится за стеклом.
Вспомните, о чем вы думаете, садясь обедать за стеклянным столом: куда поставить ноги, как держать колени и можно ли, наконец, освободить ноги от праздничных туфель. Фактура помогает размыть «застеколье» и сделать главным объектом внимания сам стол, а не носки на ваших ногах. А если обратиться к символике воды, то, например, в практике фэншуй вода обладает очищающим и освежающим действием, и при умелом использовании этого элемента можно восстановить силы, снять усталость.
Но цифровая среда не только питается природными ценностями, но и создает свои. Уже не первый сезон все оттенки и градиенты цифровой палитры и киберпанка присутствуют на модных подиумах интерьера. Одним из самых популярных является переливающийся эффект дихроичного стекла – от голубого к розоватому через абрикосовый, который демонстрирует мебель от Glas Italia.
«Вместо тепла – зелень стекла»
Что может быть ценнее настоящего каррарского мрамора, этого элегантного гранда, который пришел в мир интерьеров, казалось бы, раз и навсегда? В этой истории вновь замешано стекло, и очень кстати, учитывая, что каррарский мрамор уже исчезает из итальянских карьеров. Вот уже несколько сезонов подряд итальянские дизайнеры благодаря инновационным полиграфическим технологиям наносят на стекло практически неотличимые от природных рисунки любого камня. Зачарованный этой красотой, ты веришь в его натуральное происхождение, даже трижды перечитав товарный чек, где черным по белому в качестве основного материала указано: 100% стекло.
Но вот недавно в инструментарий дизайнера пришло и так называемое вулканическое стекло. Оно-то как раз и есть самое настоящее, благо в Средиземноморье вулканов много, а обсидиана, который и является вулканическим стеклом, – в изобилии. Благородный черный, темно-зеленый, насыщенный терракотовый, обсидиан обладает не только удивительной прочностью, но и визуальной глубиной – можно засмотреться!
Кстати, в древности из вулканического стекла делали зеркала, а из мифологии мы узнаем о его чудесных качествах: считается, что обсидиан помогает человеку собраться с мыслями и очистить разум от уныния, печали и депрессии.
В истории стекла есть забавная история, которая напрямую связана с удачным маркетингом и способностью этого пластичного материала подстраиваться под человеческие эмоции. В прованском городе Биот в 1950-е годы небольшие стекольные мастерские в конкурентной борьбе искали собственную уникальность, но финансовых и технологических возможностей почти не имели. От этого стекло у них получалось пузырчатым, а каждый пузырек внутри стекла признавался браком. Мастера Биота решили, что раз этот дефект не побороть, то надо сделать из него бренд. И у них получилось! Сегодня в этот небольшой городок едут туристы со всего мира, чтобы увидеть «уникальную технологию» создания авторского стекла и увезти необычные объекты из стекольных мастерских Verrerie de Biot.
Ксения Бандорина – аналитик дизайна, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, доцент СПГХПА им. А. Л. Штиглица