Соколы в порту «Бронка» и раки на службе Водоканала
Индустриальный туризм устанавливает рекорды популярности: петербургские промышленные объекты превращаются в туристические достопримечательности – причем, как показывает практика, этот способ узнать город изнутри интересен в первую очередь самим петербуржцам.
Первое руководство по организации производственных экскурсий в России было выпущено еще в 1924 году. Уже тогда считалось, что посещение промышленных объектов «вводит в самую гущу производственной жизни, давая о ней представление во всей ее ценности и сложности».
Спустя столетие интерес к промышленному туризму переживает настоящий бум. «Люди хотят понять, как устроен их город, как и что в нем работает, какие технические решения используются, – отмечает Наталья Кузнецова, руководитель компании “Петербург глазами инженера”, проекта, занимающегося экскурсиями по истории архитектуры и инженерного дела. – Мы все живем в окружении архитектуры, сталкиваемся с ней каждый день, но при этом нас никто никогда не учил, как эту архитектуру читать и понимать. Люди даже не представляют, насколько их жизнь может стать интересней, если они начнут смотреть на окружающие их постройки другими глазами – как на музейные объекты».
Действующие промышленные предприятия, индустриальные пространства, получившие новую жизнь, – таким туристический Петербург еще не был. К промышленным экскурсиям проявляют интерес по разным причинам: кто-то из любознательности, кто-то от скуки, а кто-то стремится поделиться эффектными кадрами в соцсетях.
«В путешествие по объектам промышленного туризма люди отправляются для того, чтобы не просто получить информацию, а получить переживание и погружение в пространство, время и технологии. Наши туристы – ищущие, познающие, стремящиеся понять себя через свой город, технологии, исторические эпохи», – отмечает Ирина Семенова, директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запада.
Одно из направлений промышленного туризма – это редевелопмент, общемировой процесс превращения бывших промышленных зон в общественные пространства. Доклендс в Лондоне, Хафенсити в Гамбурге или район Вулкан в Осло теперь не производственные площадки, а модные современные районы. Подобные примеры есть и в Петербурге.
«Один из наиболее ярких примеров – Планетарий № 1 с самым большим в Европе диаметром купола 37 метров. Когда-то это был крупнейший старинный газгольдер, теперь – шикарное арт-пространство с потрясающей акустикой», – приводит пример Ирина Семенова.
Ленполиграфмаш – целый квартал с промышленными постройками – сегодня стал местом инновационных стартапов. Тем интереснее отправиться сюда на экскурсию, послушать, с чего все начиналось, и почувствовать пульс сегодняшнего дня. Увидеть сохранившийся с середины XX века типографский аппарат, с помощью которого отливались целые строки, и тут же исследовать вопросы современной 3D-печати.
Севкабель Порт или Новая Голландия считаются хорошо изученными локациями. Однако если побывать там в сопровождении опытного экскурсовода, можно открыть для себя много нового. Территория завода «Сименс и Гальске» (Севкабель Порт) и бывшей ситценабивной фабрики им. Слуцкой (Eastcable) хранит в своих стенах много удивительных историй. Здесь можно посетить закрытый цех, соприкоснуться с архитектурой модернизма и познакомиться с проектом реновации крыши одного из корпусов.
Вряд ли обычному петербуржцу придет в голову отправиться на экскурсию в отель Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya Hotel & Congress Center ( в прошлом гостиница "Прибалтийская") – и напрасно, считает Наталья Кузнецова. «За брутальными фасадами скрывается сложный организм и передовые для своего времени инженерные решения, – рассказывает она. – “Прибалтийская” была ориентирована на иностранцев, здесь использовались уникальные технологии.
Сейчас в гостинице работают неравнодушные к сохранению ее исторического облика люди, они собрали настоящий музей в одном из номеров. Здесь и сохранившаяся мебель, и оригинальные обои с шелком, подлинные технические детали – телефоны для связи с персоналом, радио, вентиляция. Можно погрузиться в быт другой эпохи».
Реалии XX века – это не только панорамные номера отелей, но и бомбоубежища. В одно из них, расположенное в историческом центре Петербурга, водят экскурсии. Гостям показывают жилые модули, склад, медпункт, технические помещения, подземный пункт управления заводским производством, находящимся снаружи, и даже уникальный фабричный цех.
Охотно принимают экскурсантов и действующие промышленные объекты. «Петербург в этом плане может предложить широкий ассортимент: от экскурсий на дамбу или часовой завод “Ракета” до дегустаций вина на старейшем коньячном заводе “Дагвино”», – рассказывает Ирина Кондратьева, руководитель отдела приема туроператора "Премьера"
Коньячные подвалы от легендарного завода, основанного в центре Петербурга в здании бывшего женского училища середины XIX века, и дегустация современной продукции, или же мукомольный комбинат «Мельница Кирова», где наглядно покажут производство и угостят булочками, изготовленными в цехах, – это все создает новые ракурсы знакомства с Петербургом.
«Во времена гаджетов и виртуальной реальности мы пресыщены быстро меняющимися картинками на экране и совершенно забыли, как пахнет свежеиспеченный хлеб. Промышленный туризм – это же целая индустрия впечатлений, тот самый вау-эффект, которого все так ждут», – рассказывает Ирина Семенова.
Например, вы знали, что в морском многофункциональном перегрузочном комплексе «Бронка» работают птицы? Специально обученные соколы, ястребы и коршуны несут дежурства и отпугивают со стороны причалов чаек, ворон, голубей и других своих крылатых сородичей: это самый гуманный и эффективный метод охраны промышленных предприятий от птиц, а птиц – от промышленных предприятий.
«А как вам история о том, что петербургский Водоканал использует раков для контроля качества воды? Конечно, они не заменяют методы приборного и лабораторного контроля, а лишь дополняют их. Но таких интересных историй очень много на каждом предприятии, стоит лишь отправиться туда на экскурсию», – добавляет Семенова.
Интерактивный центр петербургского метрополитена предлагает погрузиться в завораживающий мир подземки, воссозданный с помощью сложного освещения и мультимедийных систем. Макеты вагонов образца 1960-х годов движутся по тоннелю, въезжают на станции разных типов и отправляются на ночную стоянку в депо. Посетители оказываются в центре управления системами жизнеобеспечения метро и благодаря современным технологиям погружаются на глубину более чем 70 метров, чтобы познакомиться с работой метростроителей.
Более изящное производство можно увидеть на легендарном часовом заводе «Ракета». Здесь есть и увлекательный музей в ретрофутуристическом стиле с редкими экземплярами часов, но самое сильное впечатление производит именно завод. Надев белый халат, посетители отправляются в познавательное путешествие. Здесь можно воочию увидеть процесс производства механических часов «Ракета», которые полностью изготавливаются вручную, включая самые сложные детали механизма – спираль и баланс.
Каждый из промышленных объектов рассказывает свою историю, полную самых неожиданных, удивительных и подчас невероятных деталей и подробностей, каждая из которых становится новым штрихом к портрету Петербурга.