Священник Дионисий Габбасов. Исповедь исповедующего

Храм Сошествия Св. Духа, Колпино, Петербург | фото из личного архива иерея Дионисия Габбасова

После праздничной службы на Успение Пресвятой Богородицы я подошел к настоятелю храма Сошествия Св. Духа в Колпино иерею Дионисию Габбасову и попросил его ответить на несколько вопросов. Он с радостью согласился. Был радостный солнечный день позднего лета, и мы поговорили о вере и исповеди, о богословии и театре, и, конечно же, о женщинах. 

Исповедь: таинство или сеанс психоанализа?

– Отец Дионисий, вам на протяжении многих лет по роду вашей службы еженедельно исповедуются десятки, сотни людей. А вы можете ответить на вопрос: что движет человеком в его желании, потребности исповедоваться?
– Ответ очень простой: желание что-то поменять в своей жизни, попытаться уйти от чувства вины за какие-то свои ошибки. Но надо разделять исповедь как таинство, которому дает определение церковь, и то, что под исповедью принято понимать в просторечии. У обычного человека потребность исповедоваться, как правило, возникает из-за мучающего его чувства вины. Понятно, что ни один человек не может прожить жизнь без ошибок: мы смотрим в прошлое и видим, что в каких-то случаях могли бы поступить по-другому, лучше, человечнее, по-христиански. Но поскольку физически в прошлое вернуться нельзя, с этим прошлым, которое в тебе продолжает жить в виде запечатленных эмоций, переживаний, что-то нужно делать. Это как болячка, которую нужно лечить. Но таинство исповеди гораздо шире такого понимания.

– А как человеку понять, где он согрешил, а где нет? Что является грехом, а что нет?
– Последствием любого греха являются внутренние страдания. Просыпается совесть, которая начинает тебя обличать и мучить.

– Исповедующийся интересуется вашим мнением, вашей оценкой его поступков?
– Иногда – да, но чаще всего у него есть уже какая-то своя оценка того, что он сделал в своей жизни. Он просто хочет попросить у Бога прощения, поэтому приходит в церковь на исповедь с надеждой на то, что это не будет его так сильно съедать изнутри.

– Понятно, приходят в надежде, что отпустит чувство вины. А что же вы тогда понимаете под таинством?
– Таинство исповеди – это примирение человека с Богом и христианской общиной, частью которой он является. Поэтому после таинства исповеди на литургии следует таинство причастия, где мы становимся частью друг друга. 

– Мы живем в ХХI веке, поэтому хочется спросить: насколько исповедь похожа на сеанс психоаналитика?
– И психоанализ, и другого рода психотерапевтические практики, и исповедь, в общем-то, работают в одном поле. Это все разговор о внутреннем мире человека, о том, как внешняя реальность отражается внутри нас, в нашем сознании. Отражение это может быть прекрасным или ужасным, но оно накладывает какой-то отпечаток на нас. С последствиями этих отпечатков, чаще всего негативными, работают и те и другие. Принципиальная разница есть, потому что если мы возьмем изначальный богословский смысл таинства исповеди, то надо понимать, что в христианском представлении о мире есть церковь не как здание, храм, а как собрание верующих людей, община. Войдя в эту общину, как мы читаем у апостола Павла, человек может вести себя так или иначе. И то, что человек в индивидуальном плане делает против этой общины, это и считалось грехом. Поэтому покаяние заключалось в том, чтобы вернуться в эту общину. У нас до сих пор в молитве, которая читается на исповеди, есть слова: «Примири и соедини меня со святой Твоей церковью». Мы видим, что, в отличие от психоанализа, здесь нет никакого сугубо индивидуального пути. Исповедь – это не о том, что я избавлюсь от чувства вины и мне полегчает. Это не соответствует ни смыслу, ни духу исповеди. А когда человек приходит к психоаналитику, он встречает такого же индивидуума, как он, человека, стоящего с ним на одном уровне, и это разговор двух отдельных людей. Там нет речи о том, чтобы покаяться, вернуться в какую-то общину. И в этом принципиальная разница.

О дарах и о том, что рядом со стеной всегда есть дверь

– У вас на исповеди, наверное, не раз и не два спрашивали, в чем смысл жизни человека. Что вы отвечаете?
– Если коротко сказать, то я считаю, что смысл жизни христианина заключается в том, чтобы каждый человек, которому Бог подарил жизнь, максимально и полно раскрыл те таланты и дары, которые даны именно ему, а не соседу. Хороший землепашец навряд ли станет успешным торговцем, а мудрец – воином, и наоборот. Очень часто бывает, что человек попадает в тупик, затор – разного характера (лично греховного, социального или другого), но в том и смысл, чтобы пробивать любую стену, выбраться из тупика и идти дальше.

– Что чувствует священник, когда ему исповедуются?
– Когда я был молодым священником, исповеди меня поражали, иногда даже шокировали. Поразительно, что то, что произошло с человеком в далеком прошлом, может так сильно влиять на него через десятки лет. Но сейчас, как правило, приходят люди хорошо знакомые, с которыми ты давно уже общаешься, и это больше всего похоже на дружеский разговор. Иногда испытываешь сожаление, это что-то чисто человеческое. Ведь суть в том, что если человек из-за своих грехов выпал из христианской общины и хочет, покаявшись, в нее вернуться, священник на исповеди представляет эту общину, выполняет представительскую функцию. А если человек пришел ко мне на исповедь, это уже, по сути, означает, что он раскаивается. Чаще всего это горе и плач. По-древнегречески покаяние – metanoia – изменение ума, то, что дает возможность изменить точку зрения на те или иные проблемы. Если говорить о сегодняшней практике, человек начинает страдать тогда, когда он оказывается в тупике – в плане смысла жизни, личных отношений, работы. И ему отчаянно необходимо найти другой угол зрения на свои проблемы. И вот это «изменение ума» может на самом деле радикально помочь: ты стучался головой об стену, а рядом дверь, но ты ее не видел! Что же касается священника, Христос в Евангелии говорит апостолам: «Кому простите грехи, тому простится, кому оставите, на том останется». 

Иерей Дионисий Габбасов. Служба на Успение Пресвятой Богородицы в храме Сошествия Св. Духа в Колпино, Петербург | фото автора

Музыка небесных сфер

– Отец Дионисий, а как вы сами пришли в церковь и почему приняли решение стать священником?
– В молодые годы у меня была довольно кризисная ситуация, связанная с поиском смысла жизни и своего места в этом мире. Годам к 17–18 меня перестала удовлетворять моя жизнь, которая состояла из обычных вещей: учеба, семья, друзья. И я почувствовал свое полное отчуждение от мейнстрима, который мне на тот момент предлагался: все живут, и ты живи. Я учился на инженера-строителя, я понимал, что здания строятся, они потом стоят, в них живут люди, но зачем они живут, я перестал понимать. Раньше понимал, а потом перестал, и мне было необходимо что-то с этим делать. И я стал искать. 

Я родился в Златоусте Челябинской области и довольно много времени проводил в русской деревне на Южном Урале. Там я видел разрушенные храмы, сбитые фрески, на практике мы ездили на север Пермского края, где занимались консервацией разрушенных церквей. И вот это зрелище разрушенных церквей у меня совпало с ощущением всеобщей разрухи того времени – конца 1990-х годов. Это были небольшие рабочие города и деревни, и повсюду были следы тления. Что-то было не так: почему земля богатая, полная всего, и всё в таком ужасном состоянии? И у меня возник ответ: не потому ли, что наши церкви разрушены? Может быть, ответ был у этих людей, у этой ушедшей цивилизации? Я стал читать православные книги и находить ответы, что-то чувствовать. Лично для меня православие очень органично вписано в ту землю, тот пейзаж, где мы живем. Где нет буйства красок, но есть смирение и много внутреннего богатства. Это у меня совпало с увлечением иконописью, древними песнопениями. Появился аккорд, консонанс, появилась гармония. Я не могу сказать, что я нашел какой-то вербальный ответ на свой вопрос, но я нашел гармонию, музыку небесных сфер, которая стала явственно для меня звучать. И оказалось, что в эту гармонию может быть вписан человек, и он может быть частью этого всего. И вместо убогого, полуразрушенного мира рабочих поселков для меня открылась целая вселенная красоты. Для меня совершенно по-другому раскрылась история. И следующий шаг: я ведь могу посвятить всю свою жизнь, чтобы служить этой гармонии. И если я буду это делать не один, а с кем-то вместе, этой красоты станет больше.

О женщинах и театре 

– Мы все знаем, что в церкви среди прихожан женщин больше, чем мужчин. В Лурде, во французских Пиренеях, на месте явления Богородицы есть знаменитый источник с целебной водой, и 70% излечившихся от неизлечимых медициной болезней – женщины, потому что они приходят с верой в то, что исцеление возможно. У вас есть какое-то свое психологическое объяснение этого явления?
– Это установленный факт: в любой религии женщин больше, в том числе, к слову, и в исламе. Это происходит оттого, что женщины меньше полагаются на какие-то рациональные доводы, больше – на естественные проявления человеческих чувств, душевного тепла. Может быть, потому что женщины знакомы с материнством. Ведь когда-то часть ее тела стала новым отдельным человеком. Мне кажется, что женщины больше ценят человеческие связи, общение. В этом смысле нам, мужчинам, стоит у женщин поучиться. С другой стороны, мы знаем, что отшельники – это в основном мужчины. Есть и вещи, которым женщинам стоит поучиться у мужчин: решительности, способности нестандартно преодолевать трудности. Это проблема разделенной цельности, которой еще Платон посвятил свой знаменитый диалог «Пир».

– А как вы считаете, есть что-то общее у церковной службы с театральным действием?
– Конечно, есть. Особенно если мы вспомним, откуда возник европейский театр, а возник он из церковных мистерий – на Рождество, на Пасху. Безусловно, ритуал и театральная сцена связаны. То, что происходит во время литургии, имеет элементы театра – пение, например, и мне это очень нравится. Но церковь – это добрый театр, наша пьеса хорошо заканчивается – покаянием, прощением и воскресением из мертвых. 

____
Иере́й (греч. Ἱερεύς — жрец), в Православной церкви ― рукоположённый священник, пресвитер — вторая степень православного священства.
Протоиерей (с греческого — «первый иерей», «первый священник», по смыслу — первенствующий среди священников) — это сан, в который может быть возведен священник (иерей) за свои заслуги. Он никак не влияет на то, какие Таинства он сможет совершать. Это, если можно так сказать, больше административное различие. Протоиерей в этом смысле выше иерея, а в плане возможностей служения они равны.

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
От владения собой к управлению мечтами
Снежана Замалиева – ведущий эксперт по mindfulness в России, антрополог, клинический психолог, кандидат философских наук, создатель и руководитель проекта Центр MindFulness, руководитель направления mindfulness Ассоциации КПП, автор книг и научных публикаций
20.05.2023
Как вы принимаете решения?
Вы каждый день принимаете решения. Как вы это делаете? Используете свой разум, логику или опираетесь на интуицию? А может, вы во всеоружии и владеете обоими инструментами? Попробуем разобраться
31.08.2023
Я Хелпи, и я люблю тебя
Чем могут быть полезны чат-боты и онлайн-приложения для психологической самопомощи и составляют ли виртуальные помощники конкуренцию реальным психологам и психотерапевтам.
08.06.2023