Святая Псковская земля. Размышления на Пасху’24. Часть II

На Псковщине кроме широко и заслуженно известных туристических мест – это прежде всего сам Псков, Изборск и Псково-Печерский монастырь – есть не менее впечатляющие и интересные города, веси и обители, имеющие многосотлетнюю историю и достойные самого высокого внимания. Многие ли из нас бывали в Порхове и Никандровой пустыни? А в Мирожском монастыре с фресками домонгольского периода в самом Пскове? Я побывал – и готов посоветовать каждому...

Городу Порхову

Со стены старинной крепости
я гляжу на городок.
На окраине окрестности
паровоз дает гудок.
Вижу в сливе и смородине
потонувшие дома…
Сколько раз еще от Родины
я останусь без ума.
Сколько раз она рассеет мне
ветром благостным тоску…
Сколько дней проротозеено
самых светлых на веку.

Глеб Горбовский, 1966

Порхов. Крепость районного масштаба. Родина поэта Глеба Горбовского

Когда осенью прошлого 2023 года я приехал в Порхов второй раз в жизни, с автобусной экскурсией (первый раз был на автомобиле «дикарем»), я думал, что местный гид начнет рассказ о Порхове со стихов Глеба Горбовского, посвященных городу, продолжит рассказ о городе повествованием о ранних годах жизни поэта в нем, упомянет, конечно, о крепости, и стихами Горбовского же и закончит. Так бы поступил я, но порховский гид – миловидная местная девушка лет тридцати – о Горбовском даже не упомянула, хотя о годах Великой Отечественной рассказывала достаточно много и привезла нас к мемориалу, посвященному жертвам нацистского пересыльного лагеря для военнопленных и прочих интернированных лиц «Дулаг-100». 

Поэт Глеб Горбовский | фото sotwe.com

А ведь начало жизни Глеба Яковлевича Горбовского – одного из наиболее ярких и значительных русских поэтов прошлого и начала нашего века – связано именно с Порховым и Порховским краем, который, к сожалению, не может похвастаться обилием великих имен, так или иначе связанных со здешними местами. Я, как и многие из известных мне мыслящих граждан, придерживаюсь взгляда, что помимо природы и древних стен главными достопримечательностями того или иного города или села являются великие или просто известные люди, жившие в этом месте и прославившие его.

Что же касается Порхова, я узнал о нем в школьные годы именно из стихов и биографии Глеба Яковлевича Горбовского: его отец происходил из старообрядческой семьи из деревни Горбово Порховского уезда Псковской губернии, а сам Глеб летом 1941-го в возрасте десяти лет «застрял» в Порхове у тетки на каникулах, потому что началась война и его не успели эвакуировать. 

Вид сверху на Порховскую крепость и реку Шелонь | фото wikimedia.org и Бюст Александра Невского в центре Порхова | фото автора

И только узнав сначала всё это, я уже потом где-то вычитал, что в Порхове есть небольшая, но очень старинная крепость, основанная еще в 1239 году самим Александром Невским в качестве крайнего западного форпоста Господина Великого Новгорода. Тогда это была Новгородская земля, Порховская крепость была еще деревянной, а ту маленькую, но очень симпатичную каменную крепостцу, которую мы можем видеть сегодня, начали возводить, согласно летописям, около 1387 года и отстроили примерно к 1430-му. Сейчас бюст Александра Невского стоит в центре Порхова недалеко от краеведческого музея. 

Псковской губернии Порховский уезд (вместе с Гдовским) из губернии Новгородской указом от 24 августа 1776 года передала Екатерина Великая, по-немецки и по-хозяйски добросовестно упорядочивавшая доставшиеся ей практически случайно земли огромной Империи. В 1781 году она же утвердила герб Порхова. Со временем Порховская крепость постепенно утрачивала свое оборонное значение и приобретала статус исторического памятника.  Через Порхов протекает по-патриархальному симпатичная, небольшая, в сорок метров шириной речка Шелонь, которая при этом в целом, от истока до устья, достаточно длинна – 250 км, – и проходя через старообрядческие Сольцы, сразу за Шимском впадает в озеро Ильмень, на дне которого некогда легендарный новгородский гусляр Садко развлекал Морского царя и его челядь. Исторические места, можно сказать, былинные!  

Никольская башня Порховской цитадели. Вид снаружи | фото bangkokbook.ru

Сердце Порховской крепости – храм: это старинный собор во имя Николая Чудотворца, первоначально построенный вместе с древним городищем, о чем в Новгородской летописи под 1412 годом записано, что поставлена, дескать, «…церковь каменна святого Николу в Порхове, при князе Федоре Юрьевиче Смоленском». Те стены собора Св. Николая, в которые мы можем войти сегодня, были сооружены в 1770 году опять же при Екатерине Великой. Сегодня храм полностью восстановлен после советского атеистического лихолетья и невзгод военного времени, в нем есть приход и проходят службы. Не сохранилась, к сожалению, только колокольня, разрушенная где-то между 1941-м и 1944 годом, с которой был бы, верно, прекрасный обзор на всю округу. В этом маленьком, но по-домашнему уютном храме, сам будучи заядлым путешественником, я поставил свечку покровителю всех плавающих и путешествующих св. Николаю и отправился далее.

Никольская_церковь внутри Порховской цитадели | фото wiki2.org

Очень живописно посреди сосен на берегу Шелони расположено место старого городища Порхова – того самого, деревянного 1239 года постройки, а напротив, на противоположном берегу речки, виден очень необычный для этих мест как бы «католический» профиль возведенной в XVIII веке колокольни при более древней церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Как и обещал, свой рассказ о старинном русском городе Порхове я хотел бы закончить еще одним эпизодом, связанным с самым известным его жителем, оставившим нам две визитные карточки родного города в стихах. Причем первое «порховское» стихотворение Горбовского, которое я взял в эпиграф, датировано 1966 годом (автору 35 лет), второе и, судя по всему, последнее на эту тему написано им спустя 41 год – в 2007-м (автору – 76). 

Мне самому посчастливилось в начале 1990-х ходить на поэтические семинары Горбовского во Дворце культуры моряков на площади Труда, а в декабре 2000 года иметь с мэтром долгую – на пять или шесть часов – личную беседу с застольем у него дома на Кузнецовской улице: я делал с ним интервью для одного замечательного издания. К сожалению, ни тогда, ни тем более сейчас текст этой интереснейшей беседы, проходившей, конечно же, не без возлияний, опубликовать полностью по цензурным соображениям невозможно. Глеб Яковлевич, как и любимый им Сергей Есенин, был крайне прямолинеен в своих оценках и по современным меркам исключительно неполиткорректен (об уголовных делах Есенина за его «антибольшевизм» отсылаю интересующихся к книге: «С. А. Есенин. Материалы к биографии», М., 1992). Хотя то, о чем мне рассказывал прекрасный русский поэт, есть не более чем правда о его такой непростой, такой насыщенной и такой огромной жизни. Как и жизни всего русского народа середины прошлого века. 

Поэзия Глеба Горбовского – чистейший родник живой русской речи, пронесенной неким чудесным образом через совершенно жуткие испытания, выпавшие на долю простого русского мальчика, которому довелось появиться на свет в такое страшное время и с блеском и достоинством пережить и победить его, не перестав быть самим собой и не утратив детской непосредственности восприятия мира и добрых человеческих чувств до глубочайшей старости. А ушел он в возрасте 87 лет.

Меня удивило и тронуло, что после первых моих вопросов Глеб Яковлевич поинтересовался, не пишу ли я сам стихов. Я ответил, что да, однако навряд ли это может иметь какое-то значение в данный момент. На что он рассердился, ударил по столу кулаком (буквально, не фигура речи) и сказал: 
– Я приказываю тебе прочесть мне твои стихи!  

Я прочел, он попросил еще и еще. Мне очень польстило, что из прочитанных мной ему трех моих стихотворений ему что-то понравилось больше, а что-то меньше, – польстило его неподдельно искреннее внимание ко мне, совершенно незнакомому ему сравнительно молодому человеку (мне был тогда 31 год), да и высокая для меня оценка моего скромного творчества. 

Глеб Горбовский, потомок старообрядцев из Порховского уезда Псковской губернии, был очень простым и добрым русским человеком, ну и, конечно же, поэтом огромного дарования. И сейчас спустя пять лет после его ухода даже как-то странно, что в воспетом им городе рядом с памятником основателю крепости Александру Невскому нет памятника прекрасному певцу этих мест! А вот его последние стихи о родном Порхове:

Городок родимый детства –
Порхов! Псковщина. Война.
С черной смертушкой соседство,
и Шелонь-река темна.

На холме уснула крепость, –
островок войны с Литвой.
А во мне – любить потребность
этот край полуживой.

Весь во времени, как в раме,
городок… Мечтой храним.
Постоять, как будто в храме
на коленях – перед ним.

Глеб Горбовский, 2007

Не сомневаюсь ни мгновения, что любой, кто прочтет эти стихи и приедет сюда, не сможет не полюбить эти русские – неописуемой красоты – былинные места! 

Никандрова пустынь

По дороге из Порхова в Псков есть поворот направо в по-настоящему сказочный, по большей части еловый лес, а там – Никандрова Свято-Благовещенская пустынь и источники с целебной водой. Как я цитировал выше, Глеб Горбовский назвал окрестности Порхова «этот край полуживой», и нельзя сказать, что непонятно, почему именно так.

Вячеслав Кочнов (автор) у св. источника преподобного Никандра Псковскаго | фото автора

Никандрову пустынь, обитель, основанную в 1585 году, в начале царствования сына Иоанна Грозного Фёдора Иоанновича, учениками псковского отшельника Никандра в постриге Никона (1507–1581), большевики в 1928 году без какого-либо уважения к жителям, традициям и истории здешних мест разобрали для постройки военного городка на окраине Порхова. 

Как указано в исторической справке на сайте Никандрова монастыря, «и военный городок, и сама часть были уничтожены немецкой авиацией буквально в первые дни войны». Не правда ли, поучительно? Разрушили храмы монастыря, надругались над святынями, и через 13 лет святотатцы сами были обращены в прах пришедшими на эти земли кровавыми демонами.

Всем описанным выше событиям предшествовали эпизоды Гражданской войны в Псковском крае, очень похожие на Тамбовское крестьянское восстание Антонова и Токмакова и на Ярославское антибольшевистское восстание 1918 года. На Псковщине крестьяне были возмущены объявленной обещавшими «мир – народам» большевиками обязательной мобилизацией. Позволю себе процитировать сайт нынешней Никандровой обители.  

«В 1918–1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. И центром столкновений безбожной советской власти и русских крестьян стал Никандровский лес. Восставшие в июле 1918 года крестьяне Ручьевской и Горской волости арестовали военных комиссаров. Из Порхова в уезд были направлены красноармейцы, которые столкнулись с крестьянами у Никандровского леса, были отбиты и отошли с потерями, отдав в руки крестьян пушку. Уже 3 августа к восстанию присоединилось 5–7 волостей… …Уже в середине августа было убито более 800 крестьян и красноармейцев. Так братоубийственная бойня, ставшая следствием антирусской политики новых правителей России, коснулась и святого уголка Порховской земли»…

Храмы Никандровой пустыни сегодня | фото автора

В 1942–1943 годах служители Псковской православной миссии и миряне пытались восстановить обитель, но вернувшаяся вскоре советская власть безжалостно пресекла эти попытки, и монастырь начал по-настоящему возрождаться только в наше время – в самом начале ХХI столетия. Зато теперь, спустя 24 года после начала восстановительных работ, я всем рекомендую посетить эти благословенные места: храмы полностью восстановлены, в них идут службы, монахи доброжелательны и гостеприимны, в трех святых источниках можно омыться, пить из них целебную воду, набирать ее и привозить домой родным и друзьям.

Кроме всего перечисленного выше в Никандровой пустыни можно пообщаться с козами и коровами, которых монахи держат в подсобном хозяйстве, что для городского человека сегодня диковинка – как сходить в контактный зоопарк. Ну и, конечно же, совершенно сказочный, волшебный, легендарный Никандровский лес с его тропинками, ручьями и родниками!
Глядя на все это возрождение святынь и на Псковской, и на других русских землях, я думаю о том, что, наверное, не зря все-таки Владимир Путин в самом начале своего правления встречался в Псково-Печерском монастыре с праведным старцем Иоанном Крестьянкиным, и тот, говорят, напутствовал и благословлял его. Но об этом подробнее в самом конце рассказа о святой Псковской земле.

Псков. «Россия начинается здесь». Мирожский монастырь

Рассказывать о Псковском кремле или, как его здесь называют, Псковском Кроме, и пересказывать историю Псковской вечевой республики с моей стороны было бы странно – об этом специально обученными людьми рассказано и написано очень много. Я хотел бы обратить внимание на некоторые уголки Пскова, которые обычно пропускают гиды автобусных и прочих экскурсий, привозящие туристов в этот самый Кром, ведущие их в величественный Свято-Троицкий собор и по стенам крепости, а затем сажающие их обратно в автобус, чтобы увезти в сторону Изборска – Печор или в восстановленное поместье Пушкина в сторону Михайловского –Тригорского.

Набережная реки Великой | фото автора

Сейчас на набережной реки Великой перед стеной Крома красуется странная надпись «Россия начинается здесь». Говорят, буквы слова «Россия» были завезены сюда из Москвы в 2015 году, будучи некогда снятыми с разрушенной гостиницы «Россия», стоявшей на месте, где теперь раскинулся парк Зарядье. «Начинается здесь» приделали на месте, и как-то это современное «хулиганство» прижилось. Сделано, на мой взгляд, со вкусом и смотрится красиво. Хотя наверняка найдутся желающие перетащить эту замечательную надпись «ради исторической справедливости» в Старую Ладогу – крепость хотя и меньшего размера, но по облику и расположению на слиянии двух рек очень похожую на Псковский Кром. Впрочем, а почему бы и не растиражировать эту надпись, если она так удалась?

Я советую приезжать во Псков летом по железной дороге на «Ласточке» – сейчас это можно сделать очень быстро и комфортабельно. Выходя из ж/д вокзала идите по Вокзальной улице и поворачивайте налево на Октябрьский проспект, историческое название – Сергиева улица, и направляйтесь вперед в сторону Крома: по дороге будет много интересного. Здесь можно увидеть совсем другой, непривычный Псков – например, жилую застройку начала ХХ века, псковский модерн, очень привлекательный, даже в чем-то оригинальный и дающий нам представление о том, что Серебряный век в России процветал не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в так называемой провинции. Дома на проспекте отреставрированы, радуют чистотой и свежей штукатуркой.

Псков. Памятник А.С. Пушкину и памятник княгине Ольге | фото автора

В какой-то момент проспект прерывается утопающим в зелени, со скульптурами и фонтаном ПКиО им. Пушкина, там же Ботанический сад и Колесо обозрения, а с правой стороны (если идти от вокзала) – Летний сад и оригинальный памятник Пушкину с крестьянкой, под которой, очевидно, подразумевается соавтор сказок поэта – знаменитая Арина Родионовна. В общем, не Кромом единым славен древний Плесков! 

Далее на по-столичному просторной Октябрьской площади стоит сравнительно недавний памятник святой княгине Ольге, чье имя неразрывно, согласно летописям, связано с Псковщиной. Может быть, из-за св. Ольги и «Россия начинается здесь»? За спиной у св. Ольги древние церкви в знаменитом «псковском стиле» – Василия на Горке и Анастасиевская. Ну и минут через пять-семь от св. Ольги вы окажетесь у Крома. Если от Крома перейти по Ольгинскому мосту реку Великую и свернуть налево, вы попадаете на Ольгинскую же набережную, где есть роскошный песчаный пляж с видом на Кром. Вода теплым летом здесь такая, что и южных морей не нужно, народа немного. В июле 2021-го я тут купался и был счастлив!

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь | фото автора

Если идти по Ольгинской набережной дальше – а как приятно идти по Ольгинской, а не имени какого-нибудь «пламенного дегенерата-иноагента»! – на юг, примерно через километр, пройдя по упоительнейшим по своей красоте местам, возле впадения реки Мирожи в Великую, в районе, называемом Завеличье, вы окажетесь в основанном в ХII веке Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре, до которого тоже добирается далеко не каждый, кто приезжает во Псков, а зря! Потому что помимо потрясающего своей красотой монастырского сада в Преображенском соборе обители находятся уникальные по своей сохранности домонгольские фрески…

Фрески XII века, Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь | фото автора

Чуть более десятилетия назад Псков вместе с другими городами Северо-Запада нашей страны включен в туристический проект «Серебряное ожерелье России», который был создан по образу и подобию «Золотого кольца» Владимиро-Суздальской Руси и Ярославщины. Моя знакомая француженка, в 1970-е годы жившая во Пскове и преподававшая здесь французский, вернулась сюда туристкой в 2013 году после более чем 30 лет отсутствия в России и была поражена, насколько город преобразился. Что ж, приятно это слышать, и будем надеяться на то, что древний русский город Плесков будет преображаться и дальше, не теряя при этом своего исторического облика и шарма.  

Печоры. Батюшка Иоанн Крестьянкин. Странное пророчество

Венчает мой рассказ о святынях Псковской земли, конечно же, посещение Псково-Печерского монастыря. К сожалению, минуя ни с чем не сравнимый Изборск с его знаменитой крепостью, Труворовом крестом и освежающе-леденящими Словенскими ключами, потому что, как говорил еще Козьма Прутков, нельзя объять необъятного.

Вячеслав Кочнов (автор) в Псково-Печерском монастыре, июль 2009 | фото автора

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре я бывал не раз и не два – потрясающее по своей красоте и духовной мощи место! Впервые приехал сюда на рейсовом автобусе в конце октября 1988 года в возрасте 19 лет, потому что решил уйти в монастырь из-за неприятия тогдашней позднесоветской бессмысленной действительности и кажущегося жизненного тупика, а старший друг посоветовал именно Печоры. В монастырь не приняли – наверное, и к лучшему. Но я навсегда запомнил свежий снежок, огромную луну над крепостными стенами и башнями и непривычный мне тогда запах ладана во время службы. Это было одно из самых сильных художественных впечатлений моей юности.

Псково-Печерский монастырь | фото artfile.ru

Псково-Печерский монастырь – единственный из монастырей России, который Промышлением Божиим не закрывался ни на мгновение. Вся его драматическая история тщательно изучена и описана, и нет никакой необходимости вспоминать здесь ее отдельные эпизоды. 

Президент России Владимир Путин в начале своего правления в 2000 году как минимум дважды приезжал к многолетнему насельнику обители, праведному старцу Иоанну Крестьянкину (1910–2006) в трудные времена за советом. Делал он это, насколько мне известно, по совету своего тогдашнего духовника владыки Тихона Шевкунова. О чем президент говорил со старцем, неизвестно. Бывал ли Путин после этого у старца потом или нет – об этом мне ничего неведомо. С тех пор времена становятся все труднее, но Россия, вопреки всему, все-таки возрождается и становится сильнее. Хотя и следы прошлых разрух видны повсеместно. Будем надеяться, что это связанные явления – так легче понимать и легче жить дальше.

Когда я побывал в Печерской обители летом 2021-го, у меня произошел там очень странный разговор в церковной лавке. Я взял с полки книгу о политических репрессиях советской власти против православных христиан. Стоявший рядом убеленный сединами старик сказал мне: «Не берите эту книгу, вам будет больно ее читать». Затем добавил:
– Знаете, скоро все будет хорошо, и мы еще увидим православный крест на Святой Софии в Константинополе.

Если бы я услышал эти слова в другом месте, я бы воспринял их, конечно, совсем иначе, чем в Свято-Успенском монастыре Псковских Печор. Впрочем, я так и не узнал, кто был этот старец. 

P. S. На Псковской земле есть еще много святынь и красот: после Довлатова я не решился прикасаться к Заповеднику в Михайловском и Тригорском с могилой Пушкина в Святогорском монастыре, потому что лучше не получится, а хуже не хочется. Есть озерный Себеж и усадьба Ореховно, и скорее всего много чего еще, что мне самому и неведомо. Полагаю, что святынь и красот Псковского края хватит больше, чем на одну человеческую жизнь. Это благодарная земля, и прикоснуться к ней – большое счастье и удача.

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Святая Псковская земля. Размышления на Пасху’24. Часть I
Всадники Апокалипсиса проскакали по этой благословенной Богом и святой для каждого русского человека земле только за одно ХХ-е столетие дважды. В гражданскую одни озверевшие орды, спустя двадцать лет, в Великую Отечественную – другие. За что, почему? На эти вопросы лучше всего ответили бы два последних русских старца, отошедших ко Господу уже в нашем столетии, – Николай Гурьянов (1909-2002) и Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Оба были насельниками Псковщины. Проехав несколько раз по Гдовской дороге и посетив места православных святынь Псковской земли – Трутнево, Спицыно, Спасо-Елеазарову обитель, Талабские острова, я увидел гораздо больше, чем ожидал…
05.05.2024
Из Москвы на край земли и обратно за 10 дней
Дорогие друзья! Наши авторы не только первоклассные эксперты, но и отважные путешественники. Виктория Ивченко, психолог, системный психотерапевт, специалист по коммуникациям, генеральный директор Международного центра профессиональных стажировок ICPP, директор Психологической мастерской «Ваше время», чьи статьи по психологии Вам еще предстоит прочитать в «Эгоисте», только что вернулась из увлекательного путешествия по стране и делится с вами своими эмоциями и впечатлениями
24.08.2023