Татьяна Романюк: «Любовь к себе начинается с чекапа»
Главный редактор журнала "ЭГОИСТ"
Член Союза журналистов России
Как создать, сохранить и развить семейную клинику, сделать ее одной из лучших в городе, объединить доказательную и превентивную медицину, выстроить конструктивные отношения с пациентами, испытать на себе и внедрить технологии Anti-age – об этом «ЭГОИСТ» поговорил с генеральным директором EMS Family Clinic Татьяной Романюк. О любви тоже поговорили.
Татьяна Евгеньевна, более 25 лет назад вы открыли частную семейную медицинскую клинику EMS Family Clinic. Но ведь все у вас начиналось с первой в России частной скорой медицинской помощи? Откуда идея?
Татьяна Романюк. В 1993 году судьба привела меня в одну из первых частных клиник. Основатель клиники был новатором, много времени проводил за рубежом и внедрял самые передовые технологии того времени, покупал только премиальное импортное медицинское оборудование.
Я пришла в период ремонта и создания при клинике выездной службы неотложной помощи на дому. Для этих целей были куплены три машины скорой помощи, и мы проводили конкурсный отбор врачей за право у нас работать. Помню такую деталь, мы женщинам покупали белые жакеты и белые юбочки плиссе, и следили, чтобы у каждой были запасные колготки телесного цвета. Но времена для ведения бизнеса были сложные. Весной 1996 собственник эмигрировал и передал активы клиники кредиторам, которые попытались, но не смогли сохранить и развить бизнес. Клиника, в которую так много было вложено сил и души, в итоге закрылась. Тогда я и загорелась идеей создать свою полноценную службу скорой помощи с правом проведения всех необходимых реанимационных мероприятий. И уже осенью 1996 года я основала собственный бизнес. Так исторически сложилось, что в постсоветской России моя компания стала первой частной скорой медицинской помощью со всеми необходимыми лицензиями. Мне нравилось это ощущение: есть проблема, и можно быстро на нее отреагировать и получить сразу результат – помочь людям!
Вы сразу почувствовали возможный масштаб своей деятельности?
Т. Р. Да! У меня была концепция – я хотела стать компанией по урегулированию страховых событий. Стояла задача открыть круглосуточный колл-центр и оказывать не только скорую помощь в Санкт-Петербурге, но и экстренную репатриацию за рубеж и из-за рубежа. Я первой добилась, чтобы у персонала была возможность безвизового перелета и без обычного прохождения пациентом паспортного контроля и досмотра в аэропорту. Мы сразу проезжали с пациентом на летное поле, а служба безопасности «Пулково» обеспечивала нам безвизовый коридор в любую страну.
То есть бригада врачей EMS Клиники могла заехать на автомобиле на территорию аэропорта «Пулково»?
Т. Р. Бригада подъезжала прямо к борту самолета, к любому рейсу. Допустим, надо из Петербурга срочно репатриировать иностранца, у которого возникла острая кардиологическая проблема. Мы его брали и везли прямо в аэропорт, сажали на ближайший регулярный рейс, и он летел в нужный пункт назначения в сопровождении нашей медицинской бригады. Конечно, мы брали на борт всё необходимое реанимационное оборудование.
Татьяна, вы – новатор, это очевидно! Как вы выстраивали партнерство со страховыми компаниями? Расскажите подробнее об этом.
Т. Р. Мы как EMC – Emergency Medical Consulting – вышли с предложением о сотрудничестве с первой страховой компанией иностранной, которая пришла на российский рынок. Это была компания American International Group. Они открыли здесь направление ДМС, а мы стали их партнерами.
EMС начала оказывать услуги по урегулированию страховых событий в рамках ДМС. Организовали амбулаторную помощь, стационарное лечение, даже посмертную репатриацию. Я заключала договоры со всеми, с кем могла, в Петербурге. Моя задача была уже не только экстренная, но и плановая помощь, а потом сопровождение. Для поддержки этих бизнес-процессов мы создали свою IT-систему. Формировали клиентскую базу клиник, выстраивали сотрудничество. И открыли свою первую клинику на «Фрунзенской». Она была небольшая: скорая помощь плюс поликлиника, примерно 600 квадратных метров. Но мы сразу специализировались в семейной медицине. Было всего 7 кабинетов, у нас 3 дня было чисто педиатрических, остальные для взрослых. Мы разделяли потоки, но при этом у меня работало очень много врачей.
Мне рассказывали, что вы сами проектировали клинику…
Т. Р. Да, я сама проектировала клинику: нашла одноэтажное здание – по сути, это были руины. Я сама на бумаге нарисовала планировку, чтобы было удобно, но в то же время и компактно, и чтобы с максимальной эффективностью использовать имеющиеся площади, ну и сопровождала процесс ремонта.
А дальше?
Т. Р. В 2012 году мы открылись на юге города – на «Парке Победы». Клиника стала более масштабной, мы увеличили площадь в пять раз. В EMS Clinic появилось сразу много направлений. Мне хотелось сделать уютный мини-поликлинический комплекс, чтобы в одном помещении были и детская поликлиника, и взрослая поликлиника, и женская консультация, а еще круглосуточный травматологический пункт, стоматологическая поликлиника и скорая помощь. К слову, на самоокупаемость вышли через 1,5 месяца!
Мы усилили направление, связанное с диагностикой. МРТ мы не могли себе позволить в том помещении, но смогли встроить рентген, а также премиального уровня эндоскопию, которой в районной поликлинике, как правило, нет. Стоматология сразу была полного цикла, включая протезирование. Купили ортопантомограф – стоматологический рентген для панорамных снимков. Поставили перед собой задачу – 80% заболеваний, возникающих у пациентов, начиная с первичной помощи, мы должны решать сами.
Амбициозно! А остальные 20 процентов проблем решали перенаправлением?
Т. Р. Да! Госпитализация, какие-то серьезные проблемы, узкоспециализированные – таких пациентов мы как компания-ассистанс знали, куда направить. В это время название клиники трансформировалось из EMC – Emergency Medical Consulting – в EMS – «Единые медицинские системы». Совершенно соответствует действительности!
Сегодня одно из основных направлений клиники EMS – реализация концепции Anti-age, технологии долголетия. Почему это направление? Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Т. Р. Я могу назвать себя адептом превентивной медицины. Практика «Попробуй на себе, сделай из этого продукт» – мое кредо. Потому, что мне самой это важно. В свои 56 лет я чувствую себя моложе и нахожусь в лучшей физической форме, чем в 35. Мне важно вместе с врачами и пациентами, осознанно относящихся к своему главному ресурсу – здоровью, пройти путь к личному долголетию. Это моя потребность. Знаю из опыта, что лучшие продукты создаются под себя, под свое «хочу». Мне хотелось создать иное пространство клиники, поэтому и родилась вторая клиника на севере города – на проспекте Энгельса. Представьте себе клинику, в которой ничего не напоминает о болезнях, как будто вы вовсе не в медицинском учреждении.
Звучит музыка, и в сочетании с приятным дизайном и освещением – часть оздоравливающего процесса. Где кабинеты с высококлассным оборудованием для гинекологии и урологии, ЛОР и офтальмологии, травмы и хирургии, флебологии, УЗИ, маммографии и рентгена функционально размещены и сочетаются с психотерапевтическими зонами, душем Шарко и фитнес-залом. Откровенно скажу: ради этой цели я даже пошла и закончила школу дизайна и уже всё сделала сама. Освоила AutoCAD, 3D Max, съездила в Милан на выставку. То есть я выступила и дизайнером, и проектировщиком, и прорабом. На тот момент я уже занималась только стратегическим управлением компании и поэтому могла себе позволить не заниматься вообще операционкой, а только стратегическими проектами развития.
Мы повторили рабочую модель многопрофильной семейной клиники, но только с акцентом и усилением направления «Активное здоровое долголетие» (anti-age). В EMS Family Clinic ведут прием врачи превентивной и спортивной медицины, эндокринологи, диетологи, нутрициологи, гинекологи, ортопеды, неврологи, психотерапевты и специалисты по телесным практикам, а также многие другие опытные врачи классической медицины. Без такой команды многофункциональной я не представляю антивозрастную медицину.
Во второй клинике нет стоматологии, но есть травматологи и хирурги. Но я осознанно не стала там делать серьезный операционный блок, я намеренно не развиваю экстренную помощь сейчас, я мечтаю о том, чтобы как можно больше людей с нашей помощью научились осознанно сохранять здоровье.
И с чего начинается обычно знакомство с антивозрастной медициной?
Т. Р. С чекапа. Это основа заботы о себе и любви к себе. У нас их много, они разные, зависят от глубины обследований, которые хочет и может себе позволить пациент. Есть, конечно, минимально базовый, но и он всё равно полностью исследует все критически важные органы и системы. С помощью чекапа мы можем нащупать, где появились дисбалансы, если они пока не проявились как болезнь. Хорошо всё делать заранее. Но при этом – если ранее вы не заботились о своем здоровье и есть явные проблемы, мы будем помогать, берем «трудных» пациентов, которым ранее не смогли поставить диагноз.
А что после чекапа?
Т. Р. Когда что-то выявляем – углубляемся, уточняем. Важно достоверно определить наличие заболеваний и предвестников возможных заболеваний, то есть риски пациента, его индивидуальные особенности. Врач превентивной медицины шире и иначе читает показатели анализов, а не просто ориентируются на стандартные популяционные половозрастные лабораторные референсы, потому что они не учитывают персональных особенностей пациента. Важно их смотреть в комплексе и понимать клиническую картину, отследить, когда при хороших вроде бы показателях в анализах есть признаки нарушений.
Вероятно, и модные генетические тесты тоже подключаете к диагностике?
Т. Р. Да, потому что они тоже влияют на персональный референс. Допустим, у одного пациента какой-то дефицит обусловлен генетической предрасположенностью, и он к нему адаптирован. Врачу необходимо понимать, нужно ли вообще и как влиять и корректировать дисбаланс. Все индивидуально. Мы подбираем чекапы под анамнез пациента.
То есть вы не лечите каждый орган отдельно?
Т. Р. Наша задача – видеть человека целиком, а не лечить отдельно печень или сосуды. Он же приходит к нам со своей целостной картиной самочувствия. Мы оцениваем его состояние в целом и строим систему помощи от самой острой проблемы. Помогаем срочно.
Ваших пациентов лечат сразу несколько врачей?
Т. Р. Да! Но у нас есть сервис сопровождения пациентов – это выделенный врач-куратор под каждую программу чекапа, персональный менеджер закреплен за пациентом отделения превентивной и антивозрастной медицины. То есть пациента ведет один врач, он несет ответственность за коммуникацию с пациентом и другими врачами, за интерпретацию результатов чекапов, но заключение по исследованиям формируется консилиумом врачей.
Поэтому я говорю, что у меня синергия классической доказательной медицины и целостного превентивного подхода со всеми элементами, технологиями антивозрастной медицины и медицины образа жизни. Наша задача – научить пациента управлять своим здоровьем, помочь ему выбрать правильный путь и пройти этот путь вместе с ним. Мы создаем такую экосистему, когда мы стараемся постоянно находиться в контакте с пациентом. Вот этим и занимаются врачи anti-age направления
Продлить жизненный ресурс пациента, исходя из его данности, помочь сохранить активность и молодость – вот наша задача. Она складывается из того, чтобы научить пациента выстраивать правильный ритм его жизни. Допустим, если у него бессонница или он ложится спать в разное время. Мы ему объясняем, убеждаем, помогаем нормализовать сон, даем для этого необходимые инструменты. Тут всё связано с образом мыслей, привычками, правильным мышлением и отношением к себе. Это опять же – о любви: менять привычки, образ жизни и растить осознанность.
Вы часто говорите об образе жизни. А какой он у вас?
Т. Р. Я понимаю себя и свои потребности. Познакомилась с собой (смеется). Знаю, что у меня есть дофаминовый запрос постоянной новизны. Я достигатор. Не могу без постоянного обучения и развития. Для меня очень важна эстетика и еще важен танец. Когда в определенном возрасте догоняют последствия стрессов, ощущается усталость, очень хорошо вспомнить детство, о чем ты когда-то мечтал. И начинать реализовывать свои мечты.
Я помню, что мечтала быть художником-модельером, потом архитектором, а еще мечтала танцевать, но органическая химия перевесила, потом психоанализ, а потом предпринимательство в медицине. Я пошла танцевать в зрелом возрасте. Это красиво и полезно для здоровья. И вот уже семь лет я танцую и даже выхожу на турниры.
Мы проследили рейтинги частных клиник за последние 3 года – и EMS стабильно в верхних строчках в номинациях «Многопрофильные клиники» и лидер в номинации «Педиатрия». В чем секрет, как вам это удается?
Т. Р. Когда мы только начинали как семейная клиника, для меня педиатрия была базовым, основополагающим направлением. Я тогда родила ребенка, у меня был запрос на педиатрию. Да, это опять про личную потребность. И я себе тогда поставила цель – хочу быть номер один в городе по педиатрии. Но быть не чисто педиатрической клиникой, а именно в рамках семейной клиники.
Мы первыми реализовали такие программы обслуживания, когда мы смотрим за треком развития ребенка, отслеживаем время определенного обязательного исследования и вакцинации. У нас очень много помощи на дому. Мы всегда стремимся превзойти ожидания пациента. В EMS Клинике вы можете в один день попасть сразу ко многим специалистам. Это удобно. Мы стараемся экономить время родителей и сделать все максимально быстро с высоким качеством обслуживания.
А главный ваш секрет успеха?
Т. Р. Мы ко всему относимся с любовью и внимательны к деталям. Мне важно строить отношения. Со своей командой, с пациентами. Я хочу лечить не только тело, но и души людей. Эта миссия меня притягивает. Может поэтому мы одни из лучших (улыбается). Приглашаю на чекап!