Главный редактор журнала "ЭГОИСТ"
Член Союза журналистов России
Стамбул, Шанхай, Царское Село – что между ними общего? Для Императорского фарфорового завода – это точки на карте большого стратегического пути, где искусство встречается с коммерцией, а исторические технологии обретают новую жизнь. О том, как бренд, которому в этом году исполнился 281 год, покоряет мир, почему Турция стала приоритетом и что общего у Петергофа с фарфоровыми обманками, в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказала генеральный директор Императорского фарфорового завода, кандидат экономических наук Татьяна Тылевич.
Татьяна Александровна, я очень рад возможности вновь побеседовать с вами, и сегодня мне хотелось бы поговорить о сотрудничестве Императорского фарфорового завода с ведущими музеями России и участии ИФЗ в международных проектах. В июле этого года состоялось открытие первого партнерского магазина ИФЗ в Стамбуле. Открытие стало знаковым событием на высококонкурентном рынке посуды в Турции. Церемонию открытия посетил генеральный консул России в Стамбуле Андрей Вячеславович Буравов. Как пришла идея открытия магазина Императорского фарфорового завода в Турции и каковы ваши ожидания от сотрудничества с турецким франчайзи?
Татьяна Тылевич. Рынок Турции и открытие магазина в Стамбуле всегда было нашей заветной мечтой. Мы шли к этому более десяти лет. Основная проблема, с которой мы сталкивались, – это поиск стратегического партнера. Партнеры в Турции у нас были, и мы были представлены небольшими островками в элитных бутиках, но это не давало известности бренду и существенного увеличения выручки. Поэтому в течение нескольких лет мы искали партнера, с которым могли бы открыть первый фирменный монобрендовый магазин в формате франшизы.
За год до открытия напрямую на завод обратилась жительница Стамбула с русскими корнями. Она искренне любит нашу продукцию и с самого начала видела перспективы делового партнерства. Первый фирменный магазин в Стамбуле был открыт 11 июля 2025 года. Я думаю, что открытие этого магазина станет первым шагом для экспансии и развития бренда «Императорский фарфоровый завод» в Турции. Мы рассчитываем, что это сотрудничество увеличит известность нашей продукции и поможет завоевать рынок товаров народного потребления в сегменте высокого люкса в части фарфора.
Можно уточнить – а почему именно рынок Турции для вас в приоритете? Например, если говорить о том, что продукция рассчитана в том числе и на выходцев из бывшего СССР, то невольно возникает вопрос: почему не открыть в Израиле, где каждый третий – родом из СССР?
Т. Т. Для нас, конечно, известность бренда среди выходцев из Советского Союза – большое преимущество. Однако наша стратегия нацелена не только на них, но и на местных жителей. Турецкий рынок мы рассматривали давно, он динамично развивается, и немаловажную роль играют теплые отношения на политической арене между нашими странами – это тоже большое преимущество. Кроме того, когда мы оцениваем конкурентов, мы видим, что спрос на высокие ценовые сегменты, на товары класса люкс, растет, а прямых конкурентов у нас на рынке Турции не так много.
Соединив все эти факторы, мы поняли, что турецкий рынок для нас является приоритетным и очень интересным. И первые планы по дальнейшим шагам уже намечены! На открытии магазина были достигнуты договоренности о том, чтобы при содействии Российского экспортного центра открыть корнеры ИФЗ в павильонах «Сделано в России» в турецких городах, в частности в Анталье, Анкаре и Даламане.
9 июля 2025 года АО «Императорский фарфоровый завод» принял участие в выставке «Великий поэт, гордость нации – А. С. Пушкин и восточные отклики» в Музее печати и издательств Китая в Шанхае. Это была ваша первая выставка в Китае?
Т. Т. Китайский экспортный рынок для нас тоже очень интересен, мы вышли на него более пяти лет назад и сейчас достаточно широко там представлены. Я с гордостью могу сказать, что мы – один из немногих российских брендов в категории люкс на китайском рынке. Выставка в музее Шанхая стала для нас первой музейной выставкой в Китае. К участию в этом проекте нас пригласили наши друзья из Всероссийского музея имени А. С. Пушкина. Вместе с их экспонатами, посвященными Александру Сергеевичу Пушкину и его произведениям, были представлены и работы, созданные нашими художниками и скульпторами.
То есть я правильно понимаю, что эту выставку вы используете как эффектную презентацию продукции ИФЗ на китайском рынке?
Т. Т. Участие в выставках – очень важная составляющая работы не только по увеличению узнаваемости бренда ИФЗ за рубежом, но также по выполнению нашей исторической миссии – популяризации искусства русского фарфора. Увеличение поставок в Китай является для нас одной из ключевых экспортных задач. Мы всегда с большим теплом и желанием откликаемся на просьбы музеев, когда они приглашают художников ИФЗ к участию в выставках.
Как вы себя чувствовали на родине фарфора?
Т. Т. Мы ощущаем большой интерес к нашим произведениям, потому что в Китае любят и ценят фарфор. И когда мы привозим фарфор ИФЗ – не такой, как китайский, – мы ощущаем искренний интерес к продукции нашего завода, настоящим произведениям искусства.
Но вернемся в Россию. После многолетних реставрационных работ 27 июня 2025 года в Музее-заповеднике «Ораниенбаум» состоялось торжественное открытие павильона «Китайская кухня». Императорский фарфоровый завод принял участие в оформлении аппетитной экспозиции и передал в Ораниенбаум несколько экспонатов. Расскажите, пожалуйста, о переданных экспонатах и в целом о сотрудничестве ИФЗ с Музеем-заповедником «Петергоф».
Т. Т. Для «Китайской кухни» мы передали три экспоната: «Хлеб» Татьяны Васильевны Афанасьевой, «Гранаты» Татьяны Михайловны Чапургиной и «Яблоки» Нелли Львовны Петровой. Все три мастера – заслуженные художники РФ. Отмечу, что и Татьяна Васильевна, и Нелли Львовна служат на заводе по 50 лет, и в этом году мы отмечаем юбилей их трудовой деятельности.
Эти экспонаты ранее были представлены на выставке «Не верь глазам своим», которая проходила в центре «Эрмитаж Казань» в 2024 году. Тогда это была масштабная экспозиция из множества предметов: там была и фарфоровая яичница, и фарфоровая курица, и паста с морепродуктами, пирожные, галоши, туфли и многое другое. Вот такую интересную часть, как фрукты и хлеб, мы и передали для экспонирования в «Китайской кухне».
Государственный музей-заповедник «Петергоф» является нашим важным партнером, и нас объединяют многие годы дружбы. В 2018 году мы проводили совместный выставочный проект «Фарфоровые пригороды Петербурга». Выставка прошла с большим успехом!
Годом ранее, в 2024-м, Императорский фарфоровый завод выполнил большой и сложный заказ по воссозданию плакеток и панно в стиле Веджвуд для отделки Опочивальни императрицы Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе. В чем была сложность этого заказа?
Т. Т. Когда Музей-заповедник «Царское Село» обратился к нам за помощью в восстановлении плакеток, мы столкнулись с двумя основными сложностями. Первое – отсутствие хороших исторических материалов, а также полное отсутствие самой технологии на заводе. В результате нам потребовалось более двух лет, чтобы воссоздать именно технологию изготовления этих плакеток, а также восстановить нужные изображения на пластах по едва сохранившимся фотографиям. Благодаря этому мы с максимальной точностью смогли восстановить оригинальный фарфоровый декор, который во времена Екатерины II был заказан в Англии.
Чтобы воссоздать эти двухцветные бело-голубые фарфоровые пласты, мы разработали и успешно внедрили новую технологию. Сложность заключалась в том, что голубая и белая фарфоровые массы при заливке практически одинакового цвета, их итоговый цвет проявляется только после обжига. Поэтому во время работы отливщицам и скульптору потребовалось все их мастерство, чтобы воссоздать тот самый рисунок.
В прошлом году Зубовский флигель был открыт. Мы гордимся, что именно Императорский фарфоровый завод восстановил эти фарфоровые барельефы, а наши художники полностью возродили утраченную технологию. Это очень интересный симбиоз художественного и производственного начала: с одной стороны, мы выполняем важный государственный заказ, а с другой – создаем и развиваем свое производство.
Получается, вы не только восстановили утраченную технологию, выполнили сложный заказ, но теперь можете и дальше производить продукцию по этой технологии?
Т. Т. Безусловно. Данную технологию мы будем развивать и вводить в ассортимент новые изделия. Мы уже планируем выпуск декоративных ваз, туалетных коробочек и плакеток в данной технике. Следует отметить, что наш скульптор Анна Трофимова за работу над этими плакетками была удостоена серебряной медали Российской академии художеств.
Татьяна Александровна, в начале 2025 года Императорский фарфоровый завод принял участие в выставке «Ассамбляж. Объект. Инсталляция» в Мраморном дворце Русского музея, посвященной различным видам и направлениям современного пластического искусства. Какое впечатление оставила у вас выставка?
Т. Т. Добрые дружеские отношения связывают нас и с Русским музеем. Мы представили на выставку «Ассамбляж. Объект. Инсталляция» композицию Инны Олевской «Гламур». Инна Олевская – это признанный самобытный гений русского фарфора. Она умерла в 2021 году. А в 2023 году в Главном штабе Государственного Эрмитажа была открыта постоянная экспозиция с ее произведением – скульптурной композицией «Гений и злодейство». Поэтому ее работы всегда желанны в крупнейших музеях, и то, что ее изделие было представлено в Русском музее, для нас тоже большая радость.
Говоря о сотрудничестве ИФЗ с Русским музеем и пользуясь случаем, хочу вас спросить о выставке «Карл Маркс навсегда!», прошедшей в 2012 году, в которой завод также принял участие. Как это всё сочеталось – Русский музей, Императорский фарфоровый завод и Карл Маркс?
Т. Т. Императорский фарфоровый завод – это родина такого феномена, как агитационный или авангардный фарфор. Но задача завода заключается не только в том, чтобы воспроизводить изделия, созданные в предыдущие годы, но и идти вперед.
Поэтому, когда нам предлагают участвовать в выставках, которые могут быть немного провокационными или освещают какие-то исторические моменты, мы всегда этому рады. Такие выставки раскрывают исторические пласты, которые мы, возможно, еще не до конца осмыслили, и в то же время позволяют быть в тренде, быть модными и интересными, что для нас тоже достаточно важно.
Тем более что вам есть что показать, так как после революции 1917 года, в середине 1920-х годов, на предприятии активно развивалось направление агитационного фарфора, в котором были созданы действительно очень достойные работы.
Т. Т. Более того, эти работы стали предметом коллекционирования буквально с первых дней своего существования как в России, так и за рубежом. Изделия, появившиеся на свет в 20-е годы позапрошлого века, до сих пор пользуются большой популярностью у коллекционеров. Агитфарфор – направление, которое зародилось в нашей стране и было широко представлено именно у нас.
В мае 2024 года в Москве в Государственном центральном музее современной истории России прошла выставка «Фарфор и время». На этой выставке музей представил самые интересные изделия из своих фондов агитфарфора, а мы дополнили их работами современных художников и историческими репликами. После того как выставка в столице завершилась, ее приняли три музея на Дальнем Востоке. Выставки пользовались большим интересом.
Думаю, секрет этого выставочного проекта заключается в том, что тема отражения слома эпох и важных исторических событий в искусстве всегда будоражит зрителей. На фарфоре в таком формате она была представлена впервые.
Татьяна Александровна, разумеется, я не могу не спросить вас о многолетнем сотрудничестве Императорского фарфорового завода с Государственным Эрмитажем. Еще в феврале 2001 года Эрмитаж принял под свое управление уникальное историческое собрание музея ИФЗ, расположенного на территории завода. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая историю первого фарфорового завода России, насчитывающая более 30 тысяч экспонатов. Как сегодня развивается сотрудничество ИФЗ с Эрмитажем?
Т. Т. Государственный Эрмитаж – наш главный музейный партнер, добрый друг и соратник, и мы по праву гордимся партнерством с главным музеем страны. В 2001 году историческая коллекция завода была передана Эрмитажу, так появился новый отдел – Музей Императорского фарфорового завода. Мы гордимся тем, что частичка Эрмитажа располагается под одной крышей с нашим предприятием.
В 2002 году прошла первая совместная выставка из цикла «Поднесение к Рождеству». С тех пор выставки проходят ежегодно. В декабре 2025 года мы откроем 24-ю по счету экспозицию. Тема этого года – искусство и ботаника. Мы готовим большой сервиз «Флора России», а также отдельные предметы и композиции на предложенную тему.
Также благодаря тесному сотрудничеству с Эрмитажем у нас есть уникальная возможность проводить персональные выставки наших художников. С большим успехом в здании Главного штаба Эрмитажа в разные годы прошли выставки главного художника Императорского фарфорового завода Нелли Львовны Петровой, Инны Олевской, Татьяны Чапургиной, Сергея Русакова. В 2025 году мы представили выставку Веры Бакастовой. Сейчас в наших творческих планах – подготовка выставки Анатолия Данилова. Я уверена, что этот цикл будет продолжен.
