Татьяна Тылевич: «Наша задача – показать как прошлое, так и современную историю фарфора XXI века»

О том, как Порцелиновая мануфактура стала Императорским фарфоровым заводом, почему изделия завода хранятся в Государственном Эрмитаже, о феномене сервиза «Кобальтовая сетка», в чем особенность русской школы фарфора, как появился агитационный фарфор, почему фарфор является отличным дипломатическим подарком и можно ли заказать индивидуальный фамильный сервиз в год 280-летия завода, главный редактор «ЭГОИСТА» побеседовал с генеральным директором АО «Императорский фарфоровый завод», кандидатом экономических наук Татьяной Тылевич

Татьяна Александровна Тылевич, генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод» | фото: пресс-служба АО «ИФЗ»

Татьяна Александровна, в этом году Императорскому фарфоровому заводу исполняется 280 лет. В 1744 году русский министр Николай Корф заключил договор с Христафом-Конрадом Гунгером о создании в Санкт-Петербурге фарфоровой мануфактуры. И хотя, как оказалось впоследствии, алхимик Гунгер, несколько лет пытавшийся наладить производство на предприятии, оказался шарлатаном, именно 1744 год считается датой основания Императорского фарфорового завода. 

Татьяна Тылевич. Вы абсолютно правильно заметили, что в этом году завод празднует свой юбилей – 280 лет со дня основания Невской порцелиновой мануфактуры. Именно так, а не Императорский фарфоровый завод, не завод имени Ломоносова, как нас многие знают в Ленинграде, а именно Невская порцелиновая мануфактура – так назывался завод в первые годы своего существования. 

Действительно, в 1744 году наша история началась с того, что императрица Елизавета Петровна повелела учредить порцелиновую мануфактуру. Порцелин – так в то время называли фарфор. Думаю, что многие ваши читатели знают, что первый фарфор в Европу завез Марко Поло. Историки предполагают, что он напомнил ему кожу молодого поросенка – порцелина, нежную и красивую. Отсюда и пошло название «порцелин». 

Все европейские монархи очень хотели разгадать секрет фарфорового производства, зародившегося в Китае. Китай очень долго держал в секрете производство фарфора. Первые, кто разгадали секрет китайского фарфора, были немцы, которые в 1710 году на фабрике Альбрехтсбург (Albrechtsburg) в резиденции саксонских курфюрстов неподалеку от города Майсен (Верхняя Саксония) начали изготавливать первый в Европе настоящий твердый фарфор. Мейсенская мануфактура – достаточно известная фабрика, которая существует до сих пор. Мы гордимся дружбой с этой мануфактурой. Порцелиновая мануфактура в Петербурге стала третьим заводом в Европе по производству фарфора после Мейсенской в Германии и австрийской мануфактуры в Вене.

Разумеется, мы достоверно не знаем роль Христафа Гунгера в становлении молодого фарфорового производства в Петербурге. Но он действительно был уволен с фабрики, и, как нам говорят источники, после этого инженер Дмитрий Иванович Виноградов приступил к опытам по созданию первых фарфоровых изделий. И прошло очень немного времени, меньше года, когда начали появляться первые фарфоровые русские изделия, сделанные именно в России. Это были фарфоровые табакерки, фарфоровые чашки, потом уже фарфоровые сервизы, которые барон Черкасов, управлявший в то время этими казенными заводами, преподносил Елизавете Петровне. Надо отметить, что императрица любила приемы и любила красиво накрыть стол. Поэтому фарфор для нее был очень важен – и именно фарфор, сделанный в России. 

Почему фарфор называется «белым золотом»? Конечно, с одной стороны, из-за белизны и тонкостенности фарфора, с другой стороны – потому что он был действительно очень дорогой. Вначале фарфор возили из-за границы, из Китая, потом из Европы. И разгадать секрет фарфорового производства было стратегически важно еще и с точки зрения экономики страны. Запуск производства «белого золота» у себя в России был очень важен для императрицы, и уже с первых лет своего существования завод начинает выпускать сервизы и радовать Елизавету Петровну своими богатыми декорами на них.

Кроме того, не надо забывать, что фарфор всегда был и остается хорошим дипломатическим подарком. Елизавета Петровна и последующие императоры могли с гордостью презентовать русский фарфор, ведь еще долгое время фарфор оставался большой редкостью в Европе. Эти первые годы становления фарфорового производства – они очень важны для истории возникновения фарфора в России и для зарождения нас как крупного промышленного предприятия.

Какие еще периоды истории ИФЗ вы бы выделили особо?

Т. Т. Очень четко выделяются этапы развития завода как с точки зрения промышленного производства, так и с точки зрения росписи фарфора. Но самое основное, чем мы гордимся, – это императорский период, начиная от основания завода в 1744 году в период правления Елизаветы Петровны до Николая II. Завод всегда принадлежал семье Романовых, и они в той или иной степени оказывали существенное влияние на художественную политику завода. 

Агитационный фарфор | фото: пресс-служба АО «ИФЗ»

Не стоит забывать, что наш завод – родина такого понятия в искусстве, как агитационный фарфор. Сразу после революции большевики поняли, что фарфор можно использовать в агитационных революционных целях. В 1918 году художественным руководителем завода был назначен Сергей Васильевич Чехонин, и благодаря ему мы имеем такое новое понятие, как агитационный фарфор. На чашках, тарелках, вазах изображали символы новой власти, портреты вождей, писали коммунистические лозунги. В Музее политической истории в Петербурге с марта по май этого года работала выставка «ПолитФарфор», на которой была выставлена часть экспозиции музейной коллекции агитационного фарфора, которую начали формировать в 1919 году.
 
Поэтому в той или иной степени фарфор всегда являлся частью пропаганды или отражения истории. Екатерина II ввела в моду накрытие столов не только сервизами, но особыми скульптурными композициями, которые демонстрировали мощь России, ее культурное и национальное многообразие. Особенно часто этот прием использовался, когда ко двору приглашали дипломатов. Например, серия скульптур «Народы России» автора Жака-Доминика Рашетта, выдающегося скульптора завода времен Екатерины II, демонстрирует, как выглядели и одевались различные народы, населяющие нашу страну. Их многообразие говорило о том, насколько велика страна. Это свойство фарфора ценилось и в советское время: и Горький, и Луначарский использовали фарфор как один из инструментов в формировании имиджа молодой Советской Республики, вывозили фарфор на международные выставки. 

Первая выставка агитфарфора была вывезена в Европу уже в начале 20-х годов и имела ошеломляющий успех. Агитационный фарфор, авангардный фарфор являются предметом высочайшего коллекционного спроса и действительно очень дорого ценятся на Западе. Потому что даже такого понятия, как агитационный фарфор, в Европе никогда не было. 

«Кобальтовая сетка». Производство | фото: пресс-служба АО «ИФЗ»

Отдельно стоит упомянуть про период, который наверняка помнят многие ваши читатели, – это фарфор советского времени, когда завод стал называться Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова. Это период создания «Кобальтовой сетки», сервиза всем очень известного, классики Петербурга, период создания костяного фарфора, уникального явления во всем Советском Союзе. В 1969 году была выпущена первая чашка костяного фарфора. Этапы развития фарфорового завода можно проследить по коллекциям, которые представлены в наших магазинах. Каждый желающий может прийти в магазин и совершить небольшое путешествие от периода создания до нового модного современного фарфора. 

Я хочу отметить, что было бы неправильно, если бы завод оставался только заводом, который производит исторические коллекции, неважно в какой период они созданы: императорский, агитационный или советский. Наша задача – показать как прошлое, так и современную историю фарфора XXI века, поскольку культура фарфора и стили моды меняются. Мы развиваемся и даже делаем фарфор с использованием искусственного интеллекта.

Да, но, насколько мне известно, технология производства фарфора на ИФЗ до сих пор основана на рецепте фарфоровой массы, изобретенной еще почти 300 лет назад горным инженером Дмитрием Ивановичем Виноградовым. Почему за три сотни лет технология производства практически не поменялась?

Т. Т. Составные части фарфора - это три стихии: глина, вода и огонь. Иными словами, фарфор – это полностью экологически чистый продукт. Соединение этих трех стихий в нужных пропорциях при использовании определенных технологий дает такой уникальный продукт, как фарфор. Но фарфор произвести сложно, особенно белоснежный тонкостенный фарфор. Его произвести гораздо тяжелее, чем фарфор декорированный, потому что с помощью декора и, простите, некоторых хитростей можно скрыть незначительные дефекты. 

В коллекциях Императорского фарфорового завода очень много белоснежного фарфора – это наша отличительная черта. Для того, чтобы качества фарфора были на высочайшем уровне, у нас работают и технологи, и отдел качества, и химики. Сказать, что рецепт фарфоровой массы не изменился, я не могу. С помощью исследований и специальных добавок мы повышаем белизну фарфора, используем новые современные печи, совершенствуем процесс обжига. Но с точки зрения самой технологии – да, кардинально ничего не поменялось. С другой стороны, появился компьютерный дизайн, которого раньше не было, и мы можем сделать прообраз сервиза с помощью 3d-технологий. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я бы сказала, что производство фарфора на ИФЗ сегодня – это как основа глубокие исторические корни и технологический принцип плюс современные разработки в компьютерном моделировании.

Бокалы «Дракон Мечтатель» и «Дракон Мудрец» из совместной коллекции с нейросетью Kandinsky | фото: пресс-служба АО «ИФЗ»

Раз уж коснулись компьютерных технологий, хочу вас спросить: я где-то читал, что Императорский фарфоровый завод выпустил целую коллекцию, созданную с использованием Kandinsky. Что это за коллекция и почему вы решили воспользоваться помощью нейросети?

Т. Т. Не секрет, что в коллективе завода у нас есть художники, которые творят в собственной манере, каждый в своей. Но мир идет вперед, и эксперименты с компьютерными технологиями мы встречаем все чаще и чаще. Поэтому это был такой творческий эксперимент: как нейросеть видит определенные образы. Шел год Дракона, и мы с помощью нейросети Kandinsky от корпорации «Сбербанк» создали дизайн бокалов. То, что мы получили, нас в определенной степени потрясло – это были очень качественные и красивые решения. Для нас это было очень своеобразным и полезным опытом. С другой стороны, если говорить о маркетинговых целях, мы должны учитывать пожелания молодежи: они не хотят пить чай или кофе из фарфоровых чашек, но, вполне возможно, их заинтересуют фарфоровые бокалы, созданные в новых современных модных тенденциях. И этот продукт, конечно, для них.

То есть это все-таки творческий эксперимент или вы видите в этом опыте в дальнейшем какое-то направление развития уже в промышленном использовании?

Т. Т. На протяжении всей своей истории ИФЗ во многом формировал вкусы и предпочтения наших покупателей. И ответственность за это формирование лежит на нас и сейчас. Эксперимент с Kandinsky и Сбербанком – это взвешенное решение. Стратегия развития завода во многом сводится к тому, чтобы осознанно использовать все новое и интересное. Конечно, в этом есть некоторый риск, и приверженцы нашей классики могут очень критично воспринять такие эксперименты, но тем не менее, не переходя определенные грани, нам необходимо идти в новое, идти в XXI век. 

Есть такой стереотип, и у меня тоже, что фарфор – это Китай и Петербург. Это все же стереотип или так все и есть на самом деле?

Т. Т. Я бы сказала, что вы во многом очень правы. Потому что, безусловно, Китай – родина фарфора. В Китае есть огромное количество заводов и мануфактур, которые специализируются и будут дальше специализироваться на производстве фарфора. В то же время Россия богата и удивительна тем, что есть Императорский фарфоровый завод, который в течение 280 лет производит фарфор, который не уступает лучшим образцам китайского и европейского фарфора, а зачастую и превосходит их! Мы вложили так много сил в развитие завода и в представление его как на российском, так и на международном рынках, что нам очень приятно, что у очень многих, не только у вас, есть такая ассоциация. И нас уже любят в Китае! Не думаю, что я раскрою большой секрет, но сейчас самый большой экспорт нашей продукции идет именно в Китай, где у нас открыты галереи и магазины и где мы торгуем на крупнейших интернет-площадках.

В 2023-м вы открыли розничный магазин ИФЗ в Dubai Mall, одном из крупнейших торговых центров мира. Какие ваши планы в международном развитии? Как вы оцениваете спрос на продукцию Императорского фарфорового завода за рубежом? В каких странах вы видите наибольшую перспективу?

Т. Т. Для нас рынки Объединенных Арабских Эмиратов и Китая на данный момент являются приоритетными в развитии. Наши гости из Дубая и Пекина, особенно в период проведения Петербургского международного экономического форума, проявляют очень большой интерес к нашему фарфору, потому что у нас очень много изделий с росписью, в том числе настоящим золотом, – это яркие и богатые коллекции. И мы всегда видели достаточно серьезные потенциалы своего развития на этих рынках. 

Интересен для развития рынок Индии. Но там мы делаем еще только первые шаги. Все же наши производственные мощности ограничены, но в нашей стратегии развития заложено расширение этих мощностей. Так что на ближайшее время – Эмираты, Китай и Индия.

Татьяна Александровна, два года назад в интервью «Комсомольской правде» вы сказали, что, сохраняя традиции русской школы фарфора, мы привносим новые тренды, чтобы императорский фарфор органично вписывался в современный ритм жизни. Развивая эти темы – тренды и традиции, – я хотел бы вас спросить, какие новые тренды нас ожидают от Императорского фарфорового завода в ближайшее время и какие они, традиции русской школы фарфора. Можно ли отличить русскую школу фарфора от других школ? 

Т. Т. Очень интересный вопрос. Изначально мы смотрели на то, как производят фарфор в странах Азии и Европы, что вполне естественно, так как оттуда в Россию привозили фарфор, не имея собственного производства. И тогда, и сейчас мы не можем быть в вакууме. Мы смотрим, как развиваются другие фарфоровые заводы. Я бы даже сказала, не столько заводы, сколько вообще современная мода. Потому что мы должны, как я уже сказала ранее, идти всегда чуть-чуть впереди. То, что было модно в 90-е годы, сегодня уже считается каким-то китчем. 

Сервиз чайный форма «Александр III» рисунок «Русский», 6 персон 15 | фото ipm.ru

Петербургская школа художественной росписи оказала огромное влияние на формирование русской школы фарфора. Особая прорисовка образов. Особая техника. Могу раскрыть вам секрет: в русской школе росписи фарфора не принято полностью закрашивать фарфор. Если вы обратите внимание, у многих зарубежных мануфактур фарфор просто залит краской или декором. Наша школа показывает именно красоту и белизну самого фарфора. Очень важна компоновка рисунка. К примеру, чашка – это достаточно сложный образ. Поместить законченное изображение не на плоскости, а на цилиндрической форме, сохранив при этом целостность пропорций, – очень непростая задача, особенно если этот рисунок представляет собой какие-то сюжеты или архитектуру. 

Можно ли в ИФЗ заказать фарфор по индивидуальному заказу?

Т. Т. Фарфор всегда был предметом красивого интерьера. Поэтому мы делаем предметы интерьера: вазы, светильники и даже фарфоровые столешницы – потрясающие изделия. Порядка 20% изделий, которые мы производим, не попадают на наши прилавки, потому что это фарфор, изготовленный по индивидуальным заказам. Работа по этому направлению является особой частью бизнеса завода, частью его художественной стратегии. Потому что очень многие наши клиенты и покупатели хотят сделать подарок, которого нет в магазине. Для этого у нас на ИФЗ есть направление спецзаказов, куда можно обратиться и заказать, к примеру, свой фамильный сервиз. Были даже эксперименты, когда мы обставляли фарфором целые помещения, превращая их в настоящие фарфоровые гостиные и фарфоровые кабинеты. 

Предметы из сервиза «Собственный Ея Величества» | фото ipm.ru

Свидетельством особого мастерства, которого достигли первые русские фарфористы всего за несколько лет, стал «Собственный Ея Величества» сервиз, предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны. Сегодня предметы из этого сервиза хранятся в Эрмитаже. Какие еще экспонаты ИФЗ хранятся в Эрмитаже и почему они там оказались?

Т. Т. На наше счастье – и это большое счастье не только для завода и Санкт-Петербурга, а всей России – что одна из самых богатых в мире коллекций фарфора находится в управлении Государственного Эрмитажа. Эта коллекция начала создаваться еще при Николае I, который учредил ассортиментный кабинет, и с тех времен, вплоть до национализации после революции 1917 года, все лучшие образцы описывались и каталогизировались здесь, на территории завода, и никогда не покидали его территории. Сейчас коллекция передана в ведение Эрмитажа и является, возможно, лучшей коллекцией фарфора в мире, собранной от Елизаветы Петровны до настоящего времени.

ИФЗ участвует в большом проекте по восстановлению личных покоев Екатерины II в ГМЗ «Царское Село». В чем состоит это участие? Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

Т. Т. Для нас это совершенно новый проект и работа по совершенно новой технологии. Государственный музей-заповедник «Царское Село» при поддержке «Газпрома» восстанавливает опочивальню императрицы Екатерины II. ИФЗ участвует в проекте, восстанавливая фарфоровые пласты камина и интерьеры опочивальни. Но особенность этого проекта даже не в том, что это фарфоровые вещи, а в том, что они сделаны по уникальной технологии пат-сюр-пат (франц. pâte sur pâte – «масса на массе», «слой за слоем» – техника декорирования изделий из фарфора шликерной массой: смесью тонкой белой глины, глицерина и воды. – Ред.). До этого проекта крупных изделий по данной технологии мы не производили. Поэтому для нас участие в проекте было интересно не только с точки зрения самих интерьеров, но и с точки зрения отладки новой технологии, и теперь имеем возможность благодаря проведенным экспериментам сделать новое направление в искусстве фарфора.

Михаил Шемякин. Коллекция «Гофманиана» | фото: пресс-служба АО «ИФЗ»

Много лет Императорский фарфоровый завод сотрудничает с большими мастерами. С Михаилом Шемякиным выпустили чайный и столовый сервизы «Крысята-воришки», с Анатолием Белкиным – скульптуры «Бабушка с внучкой», «На улице Рубинштейна», «Продавщица», «Корюшка пошла». Какие новые коллаборации поклонников изделий ИФЗ ждут в ближайшее время?

Т. Т. Уже дождались. В начале октября в Галерее «Императорский фарфор» в Москве состоялась презентация совместного проекта ИФЗ и нашего легендарного путешественника Фёдора Конюхова. В рамках этой коллаборации мы выпустили бокалы, выполненные по его эскизам: «Покорение Эвереста», «Покорение мыса Горн», а также тарелку «Путешествие» по картине Фёдора, которую он написал во время своего путешествия из Чили в Австралию. И вот такие проекты для нас очень важны, потому что, как я уже сказала, с одной стороны, Фёдор Конюхов –  это человек, который является настоящей легендой для современной истории нашей страны, с другой стороны, с ним было очень приятно работать. Фёдор не только великий путешественник, но и хороший художник. Показать его немножко с другой точки зрения и самим прикоснуться к этому человеку как к легенде, как к человеку, глубоко образованному и просвещенному, для нас было действительно очень важно и очень интересно.

ИФЗ учрежден фонд «Наследие», в который передаются лучшие изделия мастеров завода. Как пополняется коллекция фонда и где можно увидеть ее экспонаты? 

Т. Т. После того как коллекция русского фарфора, о который мы говорили выше, перешла в управление Государственного Эрмитажа, мы решили создать коллекцию современного фарфора. Порой это происходит в ущерб продажам, так как лучшие произведения художников не продаются, а переходят в наш фонд «Наследие». Для чего? Для того, чтобы оставить о себе память, чтобы показать людям, что такое фарфор XX–XXI веков. Благодаря этой коллекции – а в коллекции сейчас представлено более 10 тысяч изделий – мы имеем такую возможность. В коллекцию фонда «Наследие» не просто попасть. Решение о переходе изделия в коллекцию принимается художественным советом ИФЗ. Таким образом, наша коллекция на сегодня – это лучшее, что было сделано на Императорском фарфоровом заводе за последние 20 лет. 

Фонд «Наследие АО «ИФЗ», 2023г. | фото: пресс-служба АО «ИФЗ»

Чтобы познакомить людей с экспонатами коллекции, мы участвуем в тематических выставках по всей России. В этом году с вставкой «Балет в фарфоре» совместно с Эрмитажем мы были в Нижнем Новгороде. Вместе с московским Музеем современной истории России проводим выставку «Фарфор и время». Выставка была открыта в столице, в сентябре она отправилась в Благовещенск, а вскоре переедет в Комсомольск-на-Амуре и оттуда в Хабаровск. Всё это – большая культурно-просветительская миссия завода, которую мы как промышленное предприятие, в принципе, могли бы не делать. Но мы ощущаем большую ответственность перед историей, и мы безмерно рады, что имеем возможность показать нашу коллекцию в крупнейших городах России. 

Какие выставки из коллекции фонда «Наследия» пройдут до конца этого года? И, может быть, уже есть планы на 2025 год?

Т. Т. В декабре традиционно пройдет 23-я выставка из цикла «Поднесение Рождеству», проводимая нами вместе с Государственным Эрмитажем. Выставка будет проходить в Зимнем дворце и будет посвящена Востоку. На ней будут представлены как изделия из коллекции Эрмитажа, так и изделия, сделанные нашими художниками. Пока это тайна, что там будет, но мы всех ждем в декабре в Государственном Эрмитаже.

Еще я хотела бы сказать, что двери завода открыты для всех, и вы можете прийти на завод на экскурсию по производству, для всех желающих мы проводим мастер-классы по росписи фарфора. Особенно много посетителей во время школьных каникул, чему мы бесконечно рады. Потому что, когда дети знакомятся с производством фарфора, когда они изучают историю России по фарфоровым произведениям, мы можем надеяться, что это общество будет воспитанным и будет пить не из пластиковых стаканчиков, а будет начинать свой день с чашки ароматного чая или кофе производства Императорского фарфорового завода.

Говорят, что печи Императорского фарфорового завода не прекращали свою работу ни на секунду. Это действительно так?

Т. Т. Это действительно так. У нас круглосуточное производство, есть большие тоннельные печи, которые не останавливаются ни на минуту, ни на секунду на протяжении уже многих десятилетий. И если, не дай Бог, они остановятся, это будет настоящей катастрофой, потому что наши печи – это печи круглосуточного обжига. Обжиг в тоннельных печах длится почти 40 часов! Печи любого фарфорового производства – это сердце завода, а сердце должно работать всегда. 

В этом году свое 80-летие отмечает классический сервиз «Кобальтовая сетка», по-прежнему один из самых популярных не только в России, но и за рубежом. Чем вы объясняете такой успех?

Т. Т. Я думаю, что по этому сервизу кто-нибудь когда-нибудь напишет докторскую диссертацию. Могу предположить, что «Кобальтовая сетка» вполне может быть и в России, и за рубежом даже более известным брендом, чем сам ИФЗ. Рисунок создан Анной Адамовной Яцкевич в 1944 году: только что снята блокада Ленинграда, еще идет война…

Мы можем сказать, что идея сервиза зародилась именно в блокадном Ленинграде. По одной из версий, он напоминает сервиз императрицы Елизаветы Петровны, по другой – заклеенные крест-накрест окна блокадного Ленинграда. Есть разные идеи у историков, и думаю, правду мы не узнаем никогда. Но истиной является тот факт, что буквально сразу после своего создания сервиз «Кобальтовая сетка» получает «Золотую медаль» на Всемирной выставке в Брюсселе и после этой награды становится символом Ленинградского фарфорового завода, а сейчас и Императорского фарфорового завода. Этот сервиз популярен везде, в любом магазине, в любой точке мира. «Кобальтовая сетка» и сегодня остается самым продаваемым сервизом. Поэтому мы очень любим, очень чтим все творчество Анны Адамовны Яцкевич и благодарны ей за то, что она создала сервиз, который стал гордостью всей России.

Татьяна Александровна Тылевич, генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод» | фото: пресс-служба АО «ИФЗ»

В завершение нашего разговора читателям «ЭГОИСТА» было бы интересно узнать, чем вы увлечены, кроме работы. Что вас радует? Как вы любите поводить свободное время? 

Т. Т. Когда ты становишься руководителем такого большого и значимого предприятия, сразу чувствуешь невероятную ответственность, возлагаемую на тебя. Есть должности, которые не отпускают ни дома, ни во время отдыха. Думаю, что меня поймет любой собственник, любой директор. Мысли о будущем завода, о том, правильно ли ты сделал или неправильно, – они постоянно преследуют тебя даже во время отдыха. Я просыпаюсь с мыслями о заводе и ложусь с мыслями о заводе. 

У меня есть традиция: я каждый вечер что-нибудь читаю. Это может быть страничка из научно-популярного издания, или, может быть, детектива, также я люблю романы. Кроме того, у меня дома есть небольшая коллекция столовых предметов, которые были изначально предназначены для сервировки, но при этом уже давно вышли из обихода, и мы ими уже не пользуемся: необычные вилочки для накрытия столов, ложечки для определенных видов салатов – такие вот вещи, которые не всегда поймешь, зачем они нужны, но они почему-то дороги сердцу.

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Художник, поэт, коммунист, влюбленный в Средневековье, и счастливый трудоголик. Невероятная жизнь Уильяма Морриса
3 октября – день памяти основоположника современного дизайна и жанра фэнтези, эстета, социалиста-утописта, возрождавшего старинные ремесла и вступившего в схватку с промышленным производством. Удивительно, но все это уживалось в одном человеке. Его имя Уильям Моррис.
03.10.2024
Валерий Фокин: «Если творца ничего не беспокоит – ничего и не произойдет»
Древнее восточное изречение «Меняющийся мир порождает героев» известно не в пример меньше расхожей фразы «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Однако в мире искусства эта древнекитайская мудрость звучит особенно осязаемо: многие творцы обладают еще и талантом предвидения и умеют становиться во главе перемен.
02.06.2023
Борис Лежен: «Хочу поехать на Волгу с поэтом Рильке»
Скульптор, создавший для России образ святой Жанны д’Арк, – Борис Лежен (Boris Lejeune). Он – русский француз, потомок раненного наполеоновского солдата, оставшегося после 1812 года в России. Родившийся в Киеве и уже 40 лет живущий в Париже, в прошлом году получил из рук Владимира Путина российский паспорт. У «ЭГОИСТА» в связи со всеми этими необычайными событиями накопилось к мэтру много вопросов…
30.03.2024