Что смотреть на выставке «Японское искусство Укиё-э эпохи Эдо» в Доме ученых им. Горького в Петербурге?
Персонажи театра кабуки, красотки из «веселых кварталов», грациозные гейши, неспешные чайные церемонии, причудливые птицы в цветущих садах – японские гравюры сохранили для нас картины мирских радостей Страны восходящего солнца, какими их видели художники эпохи Эдо (1603–1868). Жанр живописи Укиё-э в переводе означает «мир вокруг» и названию соответствует: сюжеты гравюр полны изящества и гармонии, которые способен уловить в повседневной жизни лишь глаз настоящего художника.
Такие вернисажи в Петербурге – большая редкость. На выставке в Доме ученых собраны работы из коллекции кандидата экономических наук Вадима Александрова-Соболева-Кабалевского, который входит в число членов Дома ученых. Он привез гравюры на невские берега из Москвы. Гравюр немного, всего два десятка, но каждую из них можно рассматривать часами.
«Я ходил в русско-японскую школу, учил японский язык. И, конечно, общался с японцами, постигая их культуру. У нас устраивали чайные церемонии и знакомили с самыми разными сторонами японской культуры», – вспоминает коллекционер.
Интерес петербуржцев к Японии зародился еще во времена Петра Первого. Царь-реформатор создал в столице школу японского языка для солдатских детей. А когда из путешествия по Японии вернулся Николай Второй, он привез в Россию моду на японские гравюры, которые стали появляться в салонах Петербурга и Москвы.
Офицеры крейсера «Память Азова», увидев, какой интерес император проявляет к культуре Востока, тоже поспешили обзавестись работами японских художников. В конце девятнадцатого века японские гравюры можно было приобрести в «Пассаже». Японской культурой увлекались Николай Гумилев и Карл Фаберже. Черпала вдохновение с Востока и «просвещенная Европа»: с японской гравюрой работали такие художники, как Ван Гог, Клод Моне, Эдгар Дега.
На выставке в Доме ученых представлено все многообразие японской гравюры: пейзажи, портреты, жанровые и исторические сцены. Ведь в эпоху Эдо возникло большое количество различных художественных направлений и школ, получило развитие книгопечатание и изготовление гравюры на дереве.
Жанр "Укиё-э" дарит нам картины мимолетных радостей бытия. Картинки обычной городской жизни, изображения красавиц «веселых кварталов», актеров театра кабуки, пейзажи, цветы и птицы. И, конечно, историко-героические сюжеты, где неистово и бесстрашно бьются самураи. На выставке можно сравнить три ведущие школы традиционной гравюры: Утагава Куниёси, Утагава Кунисада и Утагава Ёситора.
В центре выставки – работы легендарного Тоёхара Чиканобу. Этот художник прошел путь самурая, потом предпочел жизнь скитальца-ронина, затем стал зарабатывать на хлеб рисованием. Он отправился в Токио, где вскоре стал очень востребован. Творил он в разных жанрах: от японской мифологии до изображений полей сражений и артистов кабуки. Но больше всего Чиканобу был известен как мастер женских портретов и иллюстратор женской моды, стилей причесок и макияжа.
Однажды Чиканобу даже удостоился чести изобразить придворных дам. Привилегию нужно было заслужить: дворец в те времена был территорией, недоступной для обычных горожан, а его обитатели вели замкнутый и закрытый образ жизни. На городских улицах знатные сословия практически не появлялись – дамы прогуливались в дворцовых садах и парках, а театр кабуки устраивал выездные спектакли прямо в покоях. Чиканобу стал одним из немногих, кто ступил за этот порог.
Поверхностный взгляд посчитает гравюру искусством бесстрастным, однако утонченные образы и выверенные линии несут в себе эмоциональность и глубину. Японская гравюра многолика, а к концу эпохи Эдо, когда художники взяли в руки краски, она совершенно преобразилась и даже стала плакатным жанром и использовалась для афиш театра кабуки. Наполнились огнем и экспрессией изображения батальных сцен и самих самураев.
Выставка будет интересна не только тем, кто всерьез изучает культуру Японии, но и любителям, которые знакомы в основном с мангой и аниме. Ведь эти жанры визуального искусства во многом выросли именно из наследия художников, изображавших несколько столетий назад на гравюрах мимолетность бытия.
Вход на выставку бесплатный, по предварительной регистрации.
Ссылка на регистрацию -> здесь