Вокзальный блюз
Выйдя за рамки восприятия вокзала как сугубо функционального объекта, мы обнаружим настоящие архитектурные шедевры, из которых можно составить отдельный маршрут
В круговороте командировок и путешествий железной дорогой мы пользуемся нечасто, а по зданию вокзала проносимся в спешке, не имея ни времени, ни особого желания оглянуться вокруг. А что если сделать вокзал местом назначения и отправиться туда на экскурсию? Преодолеть границы восприятия вокзала как объекта исключительно утилитарного? В мировой истории искусств эти временные пристанища путешественников давно на почетном месте: их баловали вниманием живописцы и литераторы, и даже зарождение истории кинематографа связано с темой железных дорог: первым в истории кинематографа фильмом стало «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».
«Вокзалы как тип архитектуры появляются в XIX веке с развитием железных дорог. В этот период жизнь общества довольно сильно меняется и во многом смещается к транспортным путям. А вокзалы становятся местом встреч, здесь можно пообедать и поужинать, насладиться музыкальным концертом. Это своего рода общественный дворец, клуб, поэтому естественно, что эти тенденции находят свое отражение в архитектуре зданий, – рассказывает Анастасия Фурсова, экскурсовод компании “Петербург глазами инженера”. – Вокзал становится воплощением последних технологий своего времени. Это концентрат из всего самого современного. Поэтому неудивительно, что вокзалы обретают такой яркий облик, а к их строительству привлекаются выдающиеся архитекторы».
Главный вокзал Антверпена, например, называют железнодорожным собором. В 2009 году он был признан одним из самых красивых вокзалов мира. Роскошный дворец в готическом стиле поражает воображение своими масштабами и красотой. Стекло, металл и два десятка видов мрамора соединяются эффектно и очень гармонично, а венчает это внушительное сооружение огромный 75-метровый купол. Связь этого архитектурного гранда, подобного храму, с современными высокоскоростными поездами непосвященному кажется невероятной. А французскому вокзалу Орсе на левом берегу Сены в Париже суждено было прожить сразу две жизни: завершив классический жизненный цикл вокзала, он поступил на службу музам, став домом для музея изобразительных искусств.
Французский художник Эдуард Детай писал о нем: «Здание вокзала настолько прекрасно, что ассоциируется с музеем изящных искусств». Перед архитектором Виктором Лалу стояла задача сделать новый вокзал более удобным и «пышно украшенным», чем другие европейские вокзалы. И это получилось. Оснащенный по последнему слову техники, с лифтами, пандусами и подъемами для багажа, вокзал действительно сразу напоминал музей.
Центральный холл был украшен скульптурами и росписью, время отсчитывали светящиеся часы, а в одной из частей здания располагался отель с бальным залом и рестораном. Неудивительно, что когда надобность в первоначальной функции вокзала отпала, у этого индустриального объекта открылось второе дыхание. Пророчество Детая сбылось. И теперь в стенах бывшего вокзала Орсе расположились произведения живописи, в числе которых, кстати, есть и изображения железнодорожных станций.
Романтика вокзалов привлекала не только архитекторов, но и живописцев, особенно импрессионистов и их последователей. Например, первая большая серия Клода Моне посвящена вокзалу Сен-Лазар. Впоследствии ее признали одним из выдающихся шедевров раннего импрессионизма. У Моне вокзал становился пространством света и дыма, окутывавшего своей таинственностью маленького человека – пассажира. Камиль Писсаро и Гюстав Кайбот изменили подход: для них вокзал стал декорацией, атрибутом новой реальности большого города.
Скромное обаяние вокзалов можно прочувствовать и в Петербурге и его окрестностях.
«Особенность вокзалов заключается в том, что в своей архитектуре и в своем устройстве они отражают тот город или регион, в котором находятся. Петербургские вокзалы, как правило, пышные, просторные, объемные – ведь это столичные вокзалы. Они выделялись высокой оснащенностью, красочной архитектурной отделкой и воплощением всех основных художественных и технологических тенденций», – делится наблюдениями Анастасия Фурсова.
Первый в России вокзал – Витебский – выполнен в стиле модерн. Прежде в Петербурге так строили только частные особняки. Сегодня сюда можно прийти на экскурсию и в деталях рассмотреть его устройство и архитектурные особенности. «Рассказ экскурсовода дает возможность посмотреть на вокзал как на произведение искусства. Это привлекает людей: казалось бы, приземленный объект, то, чем мы пользуемся каждый день, не дворец, не собор, не усадьба – а скрывает в себе столько интересного и имеет не меньшую значимость для истории, – продолжает Анастасия Фурсова. – Витебский вокзал долго оставался за пределами внимания большинства из нас. Поэтому экскурсия по этому грандиозному и прекрасному комплексу производит на людей сильное впечатление. Многие в шоке от того, что раньше всей этой красоты не замечали».
В пресс-службе туроператора «РЖД Тур» рассказали, что во время экскурсии гости могут посетить закрытые для обычных пассажиров Великокняжеские покои, чердак и часовую башню.
«Витебский вокзал – один из наиболее современно оснащенных вокзалов на момент начала XX века, в том числе с художественной точки зрения. До сих пор сохранился единственный в нашем городе дореволюционный оригинальный витраж таких огромных размеров. Мне кажется, что даже для этого стоит хотя бы один раз посетить Витебский вокзал», – отмечает Анастасия Фурсова.
В Петербурге проводятся экскурсии и по Московскому вокзалу – шедевру транспортной архитектуры Константина Тона, сообщили в пресс-службе «РЖД Тур». Этот вокзал стал вторым после Витебского вокзалом страны и никогда не перестраивался, сохранив свой первозданный облик до наших дней.
«Сейчас в разработке программа для экскурсий по Финляндскому вокзалу, который сыграл важную роль в истории города и Великой Отечественной войны. Ведь есть факты, которые стоит рассказать именно на этом вокзале, и они наверняка вызовут самый теплый отклик», – добавили в пресс-службе «РЖД Тур».
Финляндский вокзал интересен еще и тем, что был отправной точкой Финляндской железной дороги, по пути следования которой во второй половине XX века появлялись новые и новые станции, созданные по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма.
«Мы решили выделить в отдельную экскурсию шесть станций от Левашова до Ланской. Они все разные – одни романтические, другие мрачно готические. На первый взгляд в них нет ничего выдающегося, никаких эксклюзивных помещений, но для многих они станут сюрпризом и открытием, – уверена Наталья Кузнецова, руководитель компании “Петербург глазами инженера”. – Люди даже не догадываются, что в эти маленькие домики с неприметной железной дверью и окошком “Касса” можно зайти. А внутри открывается невероятное – где-то сохранены изразцовые печи, деревянные перекрытия, плитка на полу. Посетители оказываются в зале ожидания эпохи Великого княжества Финляндского».
Интерес к промышленным объектам, и железнодорожным вокзалам в частности, сегодня в России на волне популярности. Экскурсанты не просто посещают эффектные индустриальные объекты, но и знакомятся с историей железных дорог, больше узнают об авторском замысле создателей вокзалов, обстоятельствах создания этих инженерно-архитектурных шедевров.
Однако притягательность вокзалов имеет более глубокую природу. Вокзал – это первое, что видит человек, въезжая в тот или иной город по железной дороге. Железнодорожные станции становились свидетелями людских историй, драматичных и счастливых, под сводами вокзалов смешивались романтика и отчаяние, радость и слезы. С вокзалов уезжали, навсегда покидая родные места, и туда возвращались с новыми надеждами, деловыми проектами или ностальгией. На вокзалах самым удивительным образом переплетаются история, политика, искусство и судьбы обычных людей – из этих тонких материй и складывается неповторимая магия вокзальных стен.