Я Хелпи, и я люблю тебя
Чем могут быть полезны чат-боты и онлайн-приложения для психологической самопомощи и составляют ли виртуальные помощники конкуренцию реальным психологам и психотерапевтам.
Утреннее признание в любви – трудно представить более вдохновляющее начало дня. Затерянным в каменных джунглях спешит на помощь неутомимый и неизменно оптимистичный чат-бот Хелпи. У него жизнерадостная апельсиновая расцветка, ему неведома усталость, он никогда не спит и дал слово всегда быть на твоей стороне.
«Тебе сегодня можно все», – великодушно разрешает в чате новый друг, предлагая взять паузу в борьбе с отрицательными эмоциями, непростыми обстоятельствами и самим собой. «Остановиться – не значит сдаться, остановиться – значит дать возможность себе погрузиться в момент», – напоминает искусственный интеллект, натренированный своими создателями проявлять эмпатию и делиться жизненной мудростью в режиме 24/7.
Телеграм-бота Хелпи придумали известный психотерапевт Андрей Курпатов и петербургский нейрофизиолог Екатерина Камкова. Задача цифрового друга – не только безотказно выслушивать жалобы на жизнь, но и помочь не утонуть в пучине переживаний. Поэтому непосредственно после утренней порции любви и поддержки Хелпи переводит разговор в конструктивное русло, предлагая определить свое эмоциональное состояние и исходя из него выполнить упражнения – от дыхательных практик до упражнений для снятия мышечного напряжения или ментального расслабления, которые помогут его сбалансировать, или провести эксперимент, чтобы сменить угол зрения на ситуацию.
«Сделай сегодня что-то новое. Например, приготовь яичницу новым способом, пройди на работу новым путем, почисти зубы левой рукой или попробуй какой-нибудь новый напиток, а не привычный кофе или чай. Кстати, я сам недавно попробовал матчу (!). Она зеленая, представляешь?» – рекомендует Хелпи, попутно делясь впечатлениями от своих гастрономических открытий, как добрый приятель.
Настройка эмоций в интернете набирает популярность и становится разнообразной. Есть приложения, предоставляющие помощь в форматах mindfulness – релакcация, дыхание, медитации, – а также приложения для когнитивно-поведенческой терапии, онлайн-дневники. В числе самых известных – «Анти-депрессия», инновационная цифровая программа преодоления депрессии, разработанная резидентом «Сколкова» iСognito; Хелпи-бот Курпатова и Камковой; приложения «АнтиТревога» и «АнтиПаника», созданные специалистами Союза охраны психического здоровья.
Доступность психологической и психотерапевтической помощи – проблема глобальная. В своем докладе о психическом здоровье во всем мире за 2022 год Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что «большинство систем здравоохранения и социальной защиты во всем мире пренебрегают психическим здоровьем граждан и не обеспечивают уход и поддержку, в которых люди нуждаются и которых заслуживают». По оценкам экспертов организации, еще в 2021 году, после первого года пандемии, распространенность депрессии и тревоги в мире в целом увеличилась более чем на 25%.
Есть ли у искусственного интеллекта преимущества перед профессиональными психологами и психотерапевтами? Круглосуточная доступность и устойчивый контакт с клиентом формируют прочные связи человека с онлайн-помощником. «Отзывы людей, использовавших различные приложения, показывают, что продвинутые чат-боты воспринимаются клиентами в качестве не только не менее поддерживающих и эмпатичных, чем живые психологи, но нередко даже наоборот, – рассказывает Дмитрий Ковпак, президент Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии. – За счет того, что чат-боты и приложения не устают, устойчиво сохраняют внимание, корректно выслушивают и общаются с клиентами, то возникает эффект принятия и доверия к электронному помощнику».
Среди основных причин, по которым люди делают выбор в пользу общения с приложениями, петербургский психолог Галина Гусева, член российской ассоциации EMDR-терапевтов, бизнес-тренер и коуч, выделяет две основные: страх и финансовые обстоятельства. «Приложения позволяют преодолеть барьер недоверия общения с живым психологом, когда страшно довериться и раскрыться человеку напротив, – констатирует она. – Довериться приложению проще. И порой даже простое выговаривание, освобождение от переживаний позволяют уже облегчить свое состояние. Приложение позволяет получать помощь не по расписанию, а ровно тогда, когда необходимо человеку, ее можно получать неограниченное количество раз, приостанавливать, продолжать и так далее».
Алексей Сенченко, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения ИПО Красноярского государственного медицинского университета, ведущий семинаров и тренингов по преодолению стресса и эмоционального выгорания, относит к преимуществам приложений также их разнообразие: на рынке существует множество приложений, которые предлагают различные методы и подходы к этой проблеме, а значит, каждый может выбрать подходящее для себя решение – хотя на поиск и выбор «своего» приложения может уйти очень много времени. Специалист не отрицает и их эффективность: многие приложения имеют научно обоснованные методы, которые могут помочь уменьшить стресс и улучшить состояние психического здоровья.
Более того, как отмечает Павел Поповский, врач-психотерапевт, психиатр, учредитель проекта PsyProHelp.ru, онлайн-терапия доказала свою эффективность в ряде исследований и стала не только полноценным дополнением к традиционным способам лечения, но и достойной альтернативой им. Это же касается и качественно подготовленных приложений для самопомощи.
«В ряде случаев онлайн-терапия и использование приложений для самопомощи дает даже лучшие результаты, чем очная психотерапия, – говорит Павел Поповский. – По мнению исследователей, это связано с тем, что клиенты во время онлайн-формата работы, либо работая самостоятельно по алгоритмам приложения, чувствуют себя более раскованно и легче идут на контакт с виртуальным ведущим/алгоритмом приложения. Это помогает людям быть честнее и откровеннее во время занятия, что значительно повышает шансы на получение более быстрого результата».
Тем не менее все эксперты подчеркивают, что приложения не универсальны. «Приложения позволяют ослабить воздействие стресс-факторов, особенно если человек психологически готов к работе, но не помогают разобраться с триггерами, – предупреждает Галина Гусева. – Дело в том, что наша психика формируется с детства в семье, где мы получаем первые знания о мире, об отношениях, о своих возможностях, о себе, о ценностях, о том, как мир устроен. Австрийский биолог Конрад Лоренц еще в начале ХХ века провел революционный эксперимент с участием утят. Он подметил, что только что вылупившиеся пушистые комочки за свою маму готовы принять первый движущийся объект, который попадется на глаза. Некоторые участники эксперимента определили мамой самого Лоренца, один малыш назначил мамой… обыкновенный мячик, другой – воздушный шарик. Ученый дал этому явлению определение “импринтинг” – “раннее запечатление”. Возникая в глубоком детстве, оно сохраняется на всю жизнь. У каждого из нас импринты по мере взросления складываются в сложные системы, а если у ребенка существует опыт травматизации, то полученные ранее импринты усиливаются. Они могут проявляться, например, в виде ощущения беспомощности, тупика в жизни или безысходности, неспособности, отвержения людьми, одиночества, никчемности».
В психологии существуют решения, позволяющие нейтрализовать эти импринты через понимание и разбор сформировавшихся схем и за счет различных инструментов, отмечает Галина Гусева. В таких случаях требуется работа с профессиональным психологом или психотерапевтом.
«Если стресс становится хроническим, затрагивает все сферы жизни, формирует отклик в виде психосоматических реакций (например, боль в сердце, головная боль, кожные высыпания и так далее), то лучше обратиться за личной консультацией к психологу или позвонить на горячую линию поддержки, чтобы получить более серьезную помощь», – подчеркивает Алексей Сенченко.
Эффективность взаимодействия с психологическими онлайн-приложениями и чат-ботами напрямую зависит не только от «степени бедствия», но и от того, насколько адекватно человек оценивает свое эмоционального состояние.
«Я считаю, что могут быть полезными приложения, боты и чаты, которые помогают людям, особенно одиноким, знакомиться и встречаться в реальной жизни или хотя бы в интернете, – рассуждает психолог Инна Шукшина. – Человеку нужен человек – и для помощи, и для общения. А технические решения упрощают коммуникацию и поиск новых интересных людей, помогают тренировать и поддерживать простые новые навыки. Но работу с ботом-психологом можно сравнить с попыткой сделать себе операцию самостоятельно по учебнику. Может получиться, а может и нет. Простые задачи типа наклеить пластырь на рану мы можем выполнять самостоятельно, более сложные манипуляции при неправильном подходе могут привести к нагноению».
Имеет значение и мотивация. Специалисты утверждают, что результативность психологической помощи держится на трех китах: дисциплина, обратная личная связь и система. Для получения устойчивого эффекта все эти составляющие в равной степени важны.
«Для многих внутренних изменений необходимо время, накопительный эффект, закрепление привычки: наша психика достаточно инерционна и не очень любит слишком большие или быстрые изменения, – объясняет Инна Шукшина. – Возможно, приложение может создать дисциплину с помощью уведомлений, но опыт показывает, что большинству людей не хватает мотивации, чтобы приложить достаточно усилий до достижения устойчивого результата. Если же их ждет в нужное время реальный человек, за сессию с которым они заплатили, мотивация повышается в разы. И очень важен баланс, чтобы и не перегрузить себя, и ощущать достаточно поддержки для движения вперед. Перегрузка – когда вы на первом импульсе делаете очень много, а потом активность падает – не очень полезна и уменьшает вероятность следующих попыток».
Одной из самых популярных функций в антистрессовых приложениях, по словам их создателей, стала функция «выговориться». По словам Екатерины Камковой, в реальной пользе Хелпи она убедилась, наблюдая, какой шквал эмоциональных выплесков ежедневно обрушивается на ее детище.
Положительный эффект исповеди, или «вагонного собеседника», безусловно, существует, соглашается Дмитрий Ковпак: «И несмотря на то что для эффективной психотерапевтической помощи его недостаточно, современные приложения совершенствуются и переходят из режима разгрузки накопившихся эмоций и удовлетворения потребности выговориться в режим интерактивного алгоритмизированного терапевтического интервью, анализа данных и выстроенного направляемого открытия альтернативного функционального мышления и поведения. И хотя это лишь первые шаги современных приложений, впереди открываются интересные и заманчивые перспективы высокоэффективной, качественной и доступной помощи людям в преодолении их страданий и психологических проблем».
С коллегой согласен и Алексей Сенченко. «Такая функция может быть полезна для людей, которым трудно выразить свои чувства и эмоции в реальном времени. Написание письма может помочь выразить свою боль, гнев, обиду, и это может привести к чувству облегчения и уменьшению стресса, – признает он. – Однако важно помнить, что это временный способ облегчить состояние, а не замена реальной поддержки и взаимодействия с другими людьми. Фактически пользователь такого метода может впасть в зависимость от этого простого способа и не будет обучаться иным. У каждого из нас должна быть целая батарея способов, позволяющих нам справиться с последствиями стресса, которые мы сможем использовать в различных ситуациях».
По мнению эксперта, существует реальный риск того, что использование приложений для борьбы со стрессом может привести к установлению зависимости от смартфона и укреплению одиночества. «Надо помнить, что, убегая от пещерного льва, наши предки ощущали себя в безопасности только тогда, когда, добежав до своих соплеменников, получали от них дружеские объятия», – резюмирует Алексей Сенченко.