«Жанна Дюбарри»: красотка в Версале

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (Jeanne du Barry), режиссер Майвенн | фото КИНОПОИСК

В широкий российский прокат 20 июля 2023 выходит историческая костюмная драма «Жанна Дюбарри» (Jeanne du Barry), открывшая Каннский кинофестиваль – 2023 и ознаменовавшая возвращение Джонни Деппа на большие экраны. Разбираем плюсы и минусы нового фильма Майвенн, российская премьера которого состоялась на кинофестивале VOICES

Если обрисовать жизнь Жанны Дюбарри, о которой известно не так много, как хотелось бы, то обнаруживается спорное происхождение, незавидное детство, юность куртизанки, брак с графом Гийомом Дюбарри, а затем статус официальной фаворитки Людовика XV. Поднявшись по французской социальной лестнице с самого дна до Версаля, при дворе она вела себя довольно своенравно: провоцировала высочайших особ эксцентричными нарядами, с королем на публике вела себя фривольно, не признавала традиции. 

Обаятельная мятежница не раз упоминалась как в литературе (к примеру, Дюбарри – одна из героинь романа «Жозеф Бальзамо, или Записки врача» Александра Дюма, упомянута Ф. М. Достоевским в «Идиоте»), так и в кино. Причем в кинематографе она чаще всего появляется в контексте рассказа о Марии-Антуанетте: «Мария-Антуанетта» Глэдис Джордж, «Мария-Антуанетта – королева Франции» Жана Деланнуа, «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. Кинолента Копполы – пожалуй, единственный фильм XX столетия, в котором присутствует Дюбарри, и если бы Майвенн равнялась на хулиганский фельетон коллеги-режиссера, то вышел бы уже обязательный сегодня сюжет о сильной и независимой женщине, презирающей условности, однако она предпочла традиционную, даже старомодную форму костюмированной мелодрамы.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (Jeanne du Barry), режиссер Майвенн | фото КИНОПОИСК

Строго говоря, «Жанна Дюбарри» Майвенн – это классический ромком в духе «Красотки» Гэрри Маршалла. Сюжет знаком: секс-работница знакомится с замкнутым состоятельным мужчиной, и вскоре между ними вспыхивает любовь.

Герои, по сути, те же: простолюдинка-куртизанка и богач, только вместо Джулии Робертс – сама Майвенн, вместо Ричарда Гира – Джонни Депп. Ну и обитают они не в Беверли-Хиллз, а в Версале, где, впрочем, завистники ведут себя одинаково мерзко. Особенно заметны оммажи «Красотке» в комедийных эпизодах, где королевский секретарь, напоминающий сердобольного гостиничного менеджера, обучает свою подопечную этикету. 

Если разбирать более ранние референсы, то перед нами «Золушка», где бедная работящая девушка, гонимая злыми сестрами (образы дочерей Людовика XV будто списаны с них), оказывается на чужом балу. В сказочной форме с мягким закадровым голосом рассказчика, объясняющим превратности судьбы влюбленных, ничего зазорного нет, вот только такая архаичная форма фильма, ознаменовавшего ренессанс карьеры Джонни Деппа после вынужденного перерыва из-за судебного процесса с Эмбер Херд, вряд ли может считаться удачным выбором для актера. Да, возвращение в кинематограф вышло символичным: Депп сразу исполнил роль короля, и это его первая роль во французском фильме на французском языке. Проблема в том, что играть ему практически не приходится: его Людовик XV молчалив, неповоротлив, скучен.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (Jeanne du Barry), режиссер Майвенн | фото КИНОПОИСК

Другое дело Майвенн, которая выступила в качестве постановщицы картины и взяла на себя главную женскую партию. В Дюбарри она увидела влюбленную до беспамятства даму, которая всю себя отдает королю. Ее фильм – не сатира над версальскими нравами, не обличение социальных различий, не эротический триллер (увы, химия между Деппом и Майвенн отсутствует) и даже не драма о кризисе монархии (события разворачиваются незадолго до французской революции). Это история любви, в которой Она всецело, самозабвенно отдается Ему, а то, что происходит, когда Он исчезает, превращается в никчемные обрывки биографии. 

Следуя логике Майвенн, жизнь женщины заканчивается вместе с уходом любимого мужчины, еще до того, как за фразой «Король умер» последует «Да здравствует король». Так, растворяясь в жизни другого, по Майвенн, постепенно теряешь себя. «Мой король», один из ее предыдущих фильмов, тоже говорил о всепоглощающей любви, поэтому ожидать от «Жанны Дюбарри» альтернативного взгляда на эпоху вряд ли стоит. В конце концов, провести пару часов в компании Джонни Деппа, разгуливающего по Версалю, где снимали фильм, уже само по себе приятное времяпрепровождение.

Поделиться Поделиться ссылкой:
Советуем почитать
Кинофестиваль VOICES. Главные фильмы
В Вологде завершился Фестиваль молодого кино, где продемонстрировали картины, участвовавшие в международных кинофестивалях – от Канн до Берлинале. Часть лент показали в России впервые. Рассказываем о лучших фильмах Фестиваля
12.07.2023
Самоидентичность прячется в лесу
Почему поиски себя приводят современных киногероев в чащу и к чему приводят эти встречи. Пять фильмов о знакомстве с внутренними монстрами и попытках с ними договориться
23.06.2023
Константин Бронзит: «Современной мультипликации нужны не новые персонажи, а новые авторы»
Режиссер Константин Бронзит – о том, как изменили технологии историю анимации, кто сегодня занимается пластилиновыми мультфильмами и рисует карандашом, почему современная мультипликация переживает кризис идей и чего ждать от полнометражного «Лунтика».
21.06.2023