Неделя кинопоказов: что смотреть на фестивале «Послание к человеку»
Кинокритик,
автор телеграм-канала «Што это было»
С 20 по 28 октября в Санкт-Петербурге проходит 33-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». На разных площадках города покажут 189 фильмов, в том числе мировые и национальные премьеры. Рассказываем, на какие показы из 144 заявленных часов кино советуем обратить внимание.
В конкурсной программе заявлены: «Международный конкурс: Документальное кино» (8 полнометражных и 8 короткометражных документальных фильмов со всего мира), «Международный конкурс: Игровое кино» (10 короткометражных игровых фильмов из разных стран), «Международный конкурс: Анимация» (7 короткометражных анимационных фильмов), «Национальный конкурс» (14 фильмов – 6 полнометражных и 8 короткометражных – от представителей российской авторской документалистики), «Конкурс экспериментальных короткометражных фильмов IN SILICO» (16 внежанровых работ из 11 стран). Выбрали главное.
«Артем и Ева»
В 2018 году Евгений Милых взял приз жюри национального конкурса «Послания к человеку» за «Ничего личного» о коллекторе и взломщике. В новом доке он сосредотачивается на профессии порнозвезды, точнее на трансформации обычной девушки Юли в мировую знаменитость Еву Эльфи. Что происходит за кадром роликов для PornHub можно увидеть в этом фильме.
«Колбаса Митрофана Аксенова»
Алексей Федорченко, смешивающий в своих работах псевдодокументалистику и комедию, представит библиотечный детектив про забытого ученого и философа, который предвосхитил теорию относительности Альберта Эйнштейна. Митрофан Аксенов — не фантазия автора, это реально существовавший человек, создавший «трансцендентально-кинетическую теорию времени».
«Планета Д»
Проводя программу профориентации в колонии для подростков, Олеся Рудыка прочитала сценарий одного из заключенных о полете на загадочную планету Д. Идея циклична – десятки космонавтов летают по орбите беззакония, потому что никак не могут с нее сойти. Фильм построен по тому же принципу: в нем переплетаются документальные съемки из колонии и архивные семейные материалы из детства постановщицы, когда ее отец вышел из тюрьмы, и казалось, что вся жизнь впереди.
«Циркус»
Яна Рейсон специализируется на роуд-муви: в дебютном доке «Из Арамболя в Ришикеш с Энтони Маккеоном» она фокусировалась на путешествиях ирландца, теперь — на гастролирующем по городам Ростовской области цирке шапито Frankoni. Смех и страх оказываются связаны: пока идет шоу, за спинами выступающих и зрителей проносятся военные грузовики, а над головами — истребители.
«Замок»
Несколько лет назад Мартин Бенчимоль вместе с Пабло Апаро выпустил два любопытных дока, «Речные люди» и «Ужас», отмеченных наградами разных кинофестивалей, включая приз IDFA. В полнометражном режиссерском дебюте Бенчимоль продолжает исследовать людей и их ужас. Так, главная героиня, которая всю жизнь работала экономкой, унаследовала огромный дом в центре аргентинской пампы: сможет ли она его принять?
Внеконкурсная программа 33-го «Послания к человеку» включает в себя следующие разделы: фильм открытия «Книга решений» Мишеля Гондри, специальные показы, «Новые голоса» Михаила Ратгауза (посвящается кино «между»: между знакомыми формами артхауса, мейнстрима, авангарда), «Мастерская» Петра Шепотинника (ретроспектива фильмов режиссера-документалиста Марио Канале), «Панорама.doc» Алексея Медведева и Наталии Пылаевой (срез актуальной документалистики), «Кино сверхреальности» Андрея Плахова (самые ожидаемые хиты главных фестивалей года), «Мультиверс: Time Travel» (фильмы, не вошедшие в программу Международного конкурса), «Российское молодое. Продолженное настоящее» (кино от молодых отечественных режиссеров), «Нарисуем – будем жить» (короткометражные анимационные картины студентов Всероссийского государственного университета кинематографии, мастерской Натальи Дабижа), фильм закрытия «Каникулы» Анны Кузнецовой.
«Рай»
Летом 2021 года пожары уничтожили 19 миллионов гектаров леса на северо-востоке Сибири. Александр Абатуров ведет хронику катастрофы на примере якутского села Шологон, жители которого должны сплотиться, чтобы противостоять огню, ведь помощи ждать неоткуда. Прекрасная операторская работа Поля Гийома (приз за лучшую операторскую работу, IDFA), работавшего с Жаком Одиаром, требует большого экрана.
«Ниша»
Полнометражный дебют Антона Ермолина, ученика Алексея Учителя, похож на сон: экстрасенс, биолокационные рамки, появляющаяся из пустоты моль, опасное тайное общество, подземелье, таинственные знаки и символы. С помощью конспирологических элементов загадочный фильм-головоломка пытается понять настоящее: если не ответить на вопросы, то хотя бы их сформулировать.
«Архитектор: история Алексея Германа и его фильмов»
Алексей Герман-младший и Елена Окопная рассказывают об Алексее Германе-старшем и его творческом методе сквозь призму последнего фильма режиссера — «Трудно быть богом». Авторы попытались выяснить, в чем заключался творческий метод режиссера, не принадлежавшего ни к одной школе или направлению кино: гиперреальность, образы Брейгеля и Босха, насыщенность деталями и… что еще?
«Фрау»
Любовь Мульменко, сценаристка фильмов Наталии Мещаниновой, Киры Коваленко, Оксаны Бычковой, свой второй полнометражный фильм сняла в жанре городской сказки. По синопсису – он, продавец в магазине «Охотник и рыболов», и она, балерина в театре оперы и балета, решают создать «счастливую семью» – может показаться, что перед нами ромком, но на деле все сложнее: это грустное кино, в героях которого можно увидеть себя.
«Кошки-мышки»
Психологический триллер по мотивам рассказа Кристин Рупеньян, который покажут в рамках спецпрограммы «НСТ Хоррор Фест», – это must watch для тех, кто хочет построить здоровые отношения с собой и своим партнером. Глубокое социальное исследование абьюзивных отношений с примесью черного юмора впервые было представлено на кинофестивале «Сандэнс».
«Каникулы»
Кино, в котором подростки вместе с педагогами отправляются из Калуги на фестиваль школьных театров в Сочи, в первую очередь, говорит о любви и дружбе, но за вечными темами скрывается ностальгическое высказывание о прощании с целой эпохой. Дебют Анны Кузнецовой в полнометражном кино, отмеченный гран-при первого фестиваля актуального российского кино «Маяк», закроет «Послание к человеку».