Театр «Мастерская» завершает 15 сезон премьерой. 29 июня в 19-30 на Малой сцене будет показан моноспектакль Арины Лыковой «Высокая башня» по роману Константина Вагинова «Козлиная песнь»
Арина Лыкова — актриса, ученица Г.М. Козлова. Работает в театре «Мастерская» с 2010 года. На её счету множество ролей — лирических, драматических и характерных. Спектакль «Высокая башня» — первый опыт актрисы в качестве режиссёра, авторский взгляд на роман Константина Вагинова «Козлиная песнь». Актриса выступила здесь и автором идеи, и режиссёром, и исполнительницей. Константин Вагинов – не самый известный писатель. Его заглавный роман «Козлиная песнь» многими исследователями считается незаслуженно забытым шедевром ленинградской прозы 1920-х годов.
Сюжет книги строится вокруг двух героев-антиподов, философа Тептёлкина и Неизвестного поэта, которые живут в Ленинграде 1920-х годов и вращаются среди советской интеллигенции того времени. На различии их судеб автор показывает два пути развития культуры. «Козлиная песнь» с её пародийностью, остранением и многосюжетностью – это интертекст: произведение насыщено всевозможными отсылками к общемировым культурным феноменам. В центре внимания автора – культура как таковая и её носители; обломки Серебряного века, грезящие античностью и ренессансом, тонущие в водовороте советской действительности и не замечающие её из своей «высокой башни». Арина Лыкова насыщает спектакль культурными сюжетами следующего столетия: Курехин, Пригов, Балабанов продолжают линию, идущую от Вагинова и авангардистов.
Таким образом, «Высокая башня» Лыковой – очень личное лирическое высказывание, наполненное любованием культурой, сочувствием к героям и трепетом перед ходом истории. Отправной точкой для спектакля стал образ Петербурга, ключевой и для автора романа «Козлиная песнь».

Арина Лыкова, актриса, режиссёр:
«Когда я бралась за эту работу, мне прежде всего хотелось познакомить зрителей с незаслуженно забытым шедевром. Мы с семьей живем в центре Петербурга. И каждый раз, как мы переезжаем, я изучаю историю соседних домов и улиц – это уже стало привычкой. После очередного переезда по соседству оказалась бывшая гимназия Гуревича, и среди фамилий её знаменитых выпускников я обнаружила писателя Вагинова. Меня привлекла его биография и то, как отзывались о нем современники: очень эрудированный, очень при этом добрый, оригинальный, ни на кого не похожий – и литература его ни на кого не похожа.
Когда я стала читать прозу Вагинова, она показалась мне очень понятной и узнаваемой. Я люблю литературу с отсылками, которая разматывается, как клубок. Откуда взялся тот или иной образ, что он означает, чем навеян – это невероятно интересно изучать. Книга «Козлиная песнь», помимо несомненных художественных достоинств – важный исторический документ. Практически у всех персонажей есть прототипы, современники автора. Кроме того, очень подробно описан быт ленинградской интеллигенции 1920-х годов, это относительно малоизученный период.
То, как проводят время герои «Козлиной песни», очень похоже и на нашу жизнь: мы бродим по городу, обсуждаем друзей и спорим о книгах. И все мы – поэты 1920-х, герои Вагинова, наши современники – все мы части одного бесконечного повествования. Всё едино в этом мире, несмотря на время и пространство.»
В ноябре 2024 года Вячеслав КОЧНОВ, журналист «ЭГОИСТА» взял интервью у Арины. О своем отношении к импровизации на сцене, о том, почему у нее нет кумиров и что считает рутиной читайте по этой ссылке